Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 сентября 2018 г. N 592н "Об утверждении профессионального стандарта "Бизнес-аналитик" (с изменениями и дополнениями) (документ не действует)

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 сентября 2018 г. N 592н
"Об утверждении профессионального стандарта "Бизнес-аналитик"

С изменениями и дополнениями от:

14 декабря 2018 г.

ГАРАНТ:

Приказом Минтруда России от 22 ноября 2023 г. N 821Н настоящий документ признан утратившим силу с 1 сентября 2024 г.

 

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002; 2018, N 8, ст. 1210), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Бизнес-аналитик".

 

Министр

М.А. Топилин

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 октября 2018 г.
Регистрационный 52408

 

ГАРАНТ:

См. справку о профессиональных стандартах

 

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 25 сентября 2018 г. N 592н

 

Профессиональный стандарт
Бизнес-аналитик

С изменениями и дополнениями от:

14 декабря 2018 г.

 

                                                    +-------------------+
                                                    |        1204       |
                                                    +-------------------+
                                                    Регистрационный номер

 

Информация об изменениях:

Раздел I изменен с 20 января 2019 г. - Приказ Минтруда России от 14 декабря 2018 г. N 807Н

См. предыдущую редакцию

I. Общие сведения

 

Деятельность по выявлению бизнес-проблем, выяснению
потребностей заинтересованных сторон, обоснованию решений    +----------+
и обеспечению проведения изменений в организации             |  08.037  |
____________________________________________________________ +----------+
 (наименование вида профессиональной деятельности)               Код

 

Основная цель вида профессиональной деятельности:

 

Обеспечение возможности проведения изменений в организации, приносящих пользу заинтересованным сторонам, путем выявления потребностей заинтересованных сторон и обоснования решений, описывающих возможные пути реализации изменений

 

Группа занятий:

 

2421

Аналитики систем управления и организации

-

-

(код ОКЗ 1)

(наименование)

(код ОКЗ)

(наименование)

 

Отнесение к видам экономической деятельности:

 

70.22

Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

74.9

Деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки

(код ОКВЭД 2)

(наименование вида экономической деятельности)

 

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

 

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

А

Работа с заинтересованными сторонами

5

Выявление заинтересованных сторон

А/01.5

5

Взаимодействие с заинтересованными сторонами

А/02.5

5

В

Обеспечение изменений в организации

5

Разработка требований к выбранному решению и управление ими

В/01.5

5

Подготовка к проведению изменений в организации

В/02.5

5

Мониторинг параметров проводимых в организации изменений

В/03.5

5

Завершение и оценка успешности проведенных в организации изменений

В/04.5

5

Мониторинг заинтересованных сторон

В/05.5

5

С

Выявление бизнес-проблем или бизнес-возможностей

5

Сбор информации о бизнес-проблемах или бизнес-возможностях

С/01.5

5

Выявление истинных бизнес-проблем или бизнес-возможностей

С/02.5

5

D

Обоснование решений

6

Формирование возможных решений на основе разработанных для них целевых показателей

D/01.6

6

Анализ, обоснование и выбор решения

D/02.6

6

Е

Управление бизнес-анализом

7

Обоснование подходов, используемых в бизнес-анализе

Е/01.7

7

Руководство бизнес-анализом

Е/02.7

7

F

Аналитическое обеспечение разработки стратегии изменений организации

7

Определение направлений развития организации

F/01.7

7

Разработка стратегии управления изменениями в организации

F/02.7

7

 

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

 

3.1. Обобщенная трудовая функция

 

Наименование

Работа с заинтересованными сторонами

Код

А

Уровень квалификации

5

 

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей, профессий

Бизнес-аналитик

 

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена

Требования к опыту практической работы

Не менее одного года работы, связанной с выявлением заинтересованных сторон и организацией взаимодействия с ними

Особые условия допуска к работе

-

Другие характеристики

-

 

Дополнительные характеристики:

 

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2421

Аналитики систем управления и организации

ОКСО 3

5.38.00.00

Экономика и управление

 

3.1.1. Трудовая функция

 

Наименование

Выявление заинтересованных сторон

Код

А/01.5

Уровень (подуровень) квалификации

5

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Анализ контекста, организационной структуры, бизнес-процессов с целью выявления заинтересованных сторон

Сбор и регистрация информации о заинтересованных сторонах

Организация хранения информации о заинтересованных сторонах и поддержания ее в актуальном состоянии

Анализ и классификация заинтересованных сторон

Необходимые умения

Использовать техники выявления заинтересованных сторон

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Использовать техники эффективных коммуникаций

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать степень участия заинтересованных сторон

Анализировать качество информации бизнес-анализа с точки зрения выбранных критериев

Проводить анализ предметной области

Выполнять функциональную декомпозицию работ

Моделировать объем и границы работ

Необходимые знания

Теория заинтересованных сторон

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Теория конфликтов

Языки визуального моделирования

Теория управления рисками

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

-

 

3.1.2. Трудовая функция

 

Наименование

Взаимодействие с заинтересованными сторонами

Код

А/02.5

Уровень (подуровень) квалификации

5

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Разработка стратегий вовлечения заинтересованных сторон и сотрудничества с ними

Разработка планов взаимодействия с заинтересованными сторонами

Подготовка заинтересованных сторон к сотрудничеству (разъяснение, обучение)

Взаимодействие с заинтересованными сторонами и мониторинг заинтересованных сторон

Управление рисками, обусловленными взаимодействием с заинтересованными сторонами

Необходимые умения

Использовать техники выявления заинтересованных сторон

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Использовать техники эффективных коммуникаций

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Представлять информацию бизнес-анализа различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать степень участия заинтересованных сторон

Разъяснять необходимость проведения работ по бизнес-анализу

Необходимые знания

Теория заинтересованных сторон

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Теория конфликтов

Языки визуального моделирования

Теория управления рисками

Методы планирования деятельности организации

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

-

 

3.2. Обобщенная трудовая функция

 

Наименование

Обеспечение изменений в организации

Код

В

Уровень квалификации

5

 

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей, профессий

Бизнес-аналитик

 

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации

Требования к опыту практической работы

Не менее одного года работы, связанной с обеспечением работ по проведению изменений в организации

Особые условия допуска к работе

-

Другие характеристики

-

 

Дополнительные характеристики:

 

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2421

Аналитики систем управления и организации

ОКСО

5.38.00.00

Экономика и управление

 

3.2.1. Трудовая функция

 

Наименование

Разработка требований к выбранному решению и управление ими

Код

В/01.5

Уровень (подуровень) квалификации

5

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Моделирование требований к решению

Формальное описание требований к решению

Верификация требований к решению

Валидация требований к решению

Согласование требований к решению с заинтересованными сторонами

Необходимые умения

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Оформлять требования к решению в соответствии с выбранными подходами

Классифицировать требования к решению в соответствии с выбранными подходами

Моделировать требования к решению в соответствии с выбранными подходами

Документировать требования к решению в соответствии с выбранными подходами к оформлению требований

Определять атрибуты требований к решению и их значения в соответствии с выбранными подходами

Управлять изменениями требований к решению в соответствии с выбранным подходом

Проводить анализ предметной области

Анализировать требования к решению с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Определять систему показателей оценки эффективности решения с точки зрения выбранных показателей

Проводить оценку эффективности решения с точки зрения выбранных критериев

Выполнять функциональную декомпозицию работ

Моделировать объем и границы работ

Необходимые знания

Языки визуального моделирования

Сбор, анализ, систематизация, хранение и поддержание в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Информационные технологии (программное обеспечение), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

-

 

3.2.2. Трудовая функция

 

Наименование

Подготовка к проведению изменений в организации

Код

В/02.5

Уровень (подуровень) квалификации

5

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Анализ готовности организации к проведению изменений

Разработка и реализация мероприятий по подготовке организации к проведению изменений

Необходимые умения

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Представлять информацию бизнес-анализа различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать степень участия заинтересованных сторон

Разъяснять необходимость проведения работ по бизнес-анализу

Проводить изменения в соответствии с выбранным решением

Оценивать готовность организации к изменениям в соответствии с выбранным решением

Разрабатывать показатели и проводить оценку состояния организации

Оценивать бизнес-возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей

Проводить анализ деятельности организации

Моделировать объем и границы работ

Необходимые знания

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Теория конфликтов

Методы, техники, процессы и инструменты управления требованиями

Теория управления рисками

Методы планирования деятельности организации

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

-

 

3.2.3. Трудовая функция

 

Наименование

Мониторинг параметров проводимых в организации изменений

Код

В/03.5

Уровень (подуровень) квалификации

5

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Мониторинг проводимых изменений с точки зрения достижения разработанных целевых показателей решения

Управление взаимодействием с заинтересованными сторонами (удовлетворенность, степень вовлеченности)

Управление рисками, обусловленными проводимыми в организации изменениями

Необходимые умения

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать степень участия заинтересованных сторон

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Проводить анализ предметной области

Анализировать требования к решению с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Проводить изменения в соответствии с выбранным решением

Оценивать готовность организации к изменениям в соответствии с выбранным решением

Разрабатывать показатели и проводить оценку состояния организации

Проводить анализ деятельности организации

Необходимые знания

Методы, техники, процессы и инструменты управления требованиями

Методы и техники определения показателей оценки текущего или желаемого состояния организации

Теория управления рисками

Сбор, анализ, систематизация, хранение и поддержание в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Информационные технологии (программное обеспечение), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

-

 

3.2.4. Трудовая функция

 

Наименование

Завершение и оценка успешности проведенных в организации изменений

Код

В/04.5

Уровень (подуровень) квалификации

5

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Анализ и оценка эффективности реализованного решения

Анализ причин и разработка путей доработки решения в случае недостижения решением поставленных бизнес-целей

Анализ и разработка путей адаптации организации к использованию нового решения

Необходимые умения

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Представлять информацию бизнес-анализа различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Проводить изменения в соответствии с выбранным решением

Оценивать готовность организации к изменениям в соответствии с выбранным решением

Проводить оценку эффективности решения с точки зрения выбранных критериев

Оценивать бизнес-возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей

Проводить анализ деятельности организации

Необходимые знания

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Теория конфликтов

Методы, техники, процессы и инструменты управления требованиями

Методы и техники определения показателей оценки текущего или желаемого состояния организации

Теория управления рисками

 

Методы оценки эффективности решения

Сбор, анализ, систематизация, хранение и поддержание в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Информационные технологии (программное обеспечение), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

-

 

3.2.5. Трудовая функция

 

Наименование

Мониторинг заинтересованных сторон

Код

В/05.5

Уровень (подуровень) квалификации

5

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Мониторинг состояния заинтересованных сторон с точки зрения критериев "полномочия - заинтересованность - отношение" и уровня их вовлеченности

Разработка и реализация мероприятий для коррекции состояния заинтересованных сторон по критериям "полномочия - заинтересованность - отношение" и степени их вовлеченности

Необходимые умения

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Использовать техники эффективных коммуникаций

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать степень участия заинтересованных сторон

Разъяснять необходимость проведения работ по бизнес-анализу

Оценивать готовность организации к изменениям в соответствии с выбранным решением

Необходимые знания

Теория заинтересованных сторон

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Теория конфликтов

Теория управления рисками

Сбор, анализ, систематизация, хранение и поддержание в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Информационные технологии (программное обеспечение), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

-

 

3.3. Обобщенная трудовая функция

 

Наименование

Выявление бизнес-проблем или бизнес-возможностей

Код

С

Уровень квалификации

5

 

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей, профессий

Старший бизнес-аналитик

 

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации

Требования к опыту практической работы

Не менее одного года работы, связанной с проведением анализа потребностей заинтересованных сторон, а также выявлением бизнес-проблем или бизнес-возможностей

Особые условия допуска к работе

-

Другие

характеристики

-

 

Дополнительные характеристики:

 

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2421

Аналитики систем управления и организации

ОКСО

5.38.00.00

Экономика и управление

 

3.3.1. Трудовая функция

 

Наименование

Сбор информации о бизнес-проблемах или бизнес-возможностях

Код

С/01.5

Уровень (подуровень) квалификации

5

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Анализ потребностей заинтересованных сторон

Анализ контекста

Необходимые умения

Использовать техники выявления заинтересованных сторон

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Использовать техники эффективных коммуникаций

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Представлять информацию бизнес-анализа различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Оформлять требования заинтересованных сторон в соответствии с выбранными подходами

Классифицировать требования заинтересованных сторон в соответствии с выбранными подходами

Моделировать требования заинтересованных сторон в соответствии с выбранными подходами

Документировать требования заинтересованных сторон в соответствии с выбранными подходами к оформлению требований

Определять атрибуты требований заинтересованных сторон и их значения в соответствии с выбранными подходами

Управлять изменениями требований заинтересованных сторон в соответствии с выбранным подходом

Анализировать качество информации бизнес-анализа с точки зрения выбранных критериев

Проводить анализ предметной области

Выполнять функциональную декомпозицию работ

Моделировать объем и границы работ

Необходимые знания

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Теория конфликтов

Методы, техники, процессы и инструменты управления требованиями заинтересованных сторон

Языки визуального моделирования

Теория управления рисками

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

-

 

3.3.2. Трудовая функция

 

Наименование

Выявление истинных бизнес-проблем или бизнес-возможностей

Код

С/02.5

Уровень (подуровень) квалификации

5

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Выявление и документирование истинных бизнес-проблем или бизнес-возможностей

Согласование с заинтересованными сторонами выявленных бизнес-проблем или бизнес-возможностей

Формирование целевых показателей решений

Необходимые умения

Использовать техники выявления заинтересованных сторон

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Использовать техники эффективных коммуникаций

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Представлять информацию бизнес-анализа различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Проводить анализ предметной области

Выявлять и классифицировать бизнес-проблемы или бизнес-возможности

Представлять информацию о выявленных бизнес-проблемах или бизнес-возможностях различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Выполнять функциональную декомпозицию работ

Моделировать объем и границы работ

Необходимые знания

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Теория конфликтов

Языки визуального моделирования

Теория управления рисками

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

-

 

3.4. Обобщенная трудовая функция

 

Наименование

Обоснование решений

Код

D

Уровень квалификации

6

 

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей, профессий

Ведущий бизнес-аналитик

 

Требования к образованию и обучению

Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации

Требования к опыту практической работы

Не менее одного года работ, связанных с разработкой и обоснованием решений

Особые условия допуска к работе

-

Другие характеристики

-

 

Дополнительные характеристики:

 

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2421

Аналитики систем управления и организации

ОКСО

5.38.00.00

Экономика и управление

 

3.4.1. Трудовая функция

 

Наименование

Формирование возможных решений на основе разработанных для них целевых показателей

Код

D/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Выявление, сбор и анализ информации бизнес-анализа для формирования возможных решений

Описание возможных решений

Необходимые умения

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Проводить оценку эффективности решения с точки зрения выбранных критериев

Оценивать бизнес-возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей

Моделировать объем и границы работ

Необходимые знания

Языки визуального моделирования

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

-

 

3.4.2. Трудовая функция

 

Наименование

Анализ, обоснование и выбор решения

Код

D/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Анализ решений с точки зрения достижения целевых показателей решений

Оценка ресурсов, необходимых для реализации решений

Оценка эффективности каждого варианта решения как соотношения между ожидаемым уровнем использования ресурсов и ожидаемой ценностью

Выбор решения для реализации в составе группы экспертов

Необходимые умения

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Использовать техники эффективных коммуникаций

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Проводить оценку эффективности решения с точки зрения выбранных критериев

Оценивать бизнес-возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей

Необходимые знания

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Теория конфликтов

Языки визуального моделирования

Методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Информационные технологии (программное обеспечение), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

-

 

3.5. Обобщенная трудовая функция

 

Наименование

Управление бизнес-анализом

Код

Е

Уровень квалификации

7

 

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей, профессий

Главный бизнес-аналитик

 

Требования к образованию и обучению

Высшее образование - магистратура или специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации

Требования к опыту практической работы

Не менее одного года работы, связанной с организацией и управлением процессами проведения бизнес-анализа

Особые условия допуска к работе

-

Другие характеристики

-

 

Дополнительные характеристики:

 

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2421

Аналитики систем управления и организации

ОКСО

5.38.00.00

Экономика и управление

 

3.5.1. Трудовая функция

 

Наименование

Обоснование подходов, используемых в бизнес-анализе

Код

Е/01.7

Уровень (подуровень) квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Определение подхода к проведению бизнес-анализа

Определение подхода к работе с информацией бизнес-анализа

Определение подхода к работе с заинтересованными сторонами

Определение подхода к разработке различных типов требований

Определение подхода к работе с изменениями различных типов требований

Определение подхода к оценке эффективности работы по бизнес-анализу

Необходимые умения

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Необходимые знания

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Теория конфликтов

Методы, техники, процессы и инструменты управления требованиями

Языки визуального моделирования

Теория управления рисками

Теория менеджмента

Управление ресурсами

Теория организационного развития

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

-

 

3.5.2. Трудовая функция

 

Наименование

Руководство бизнес-анализом

Код

Е/02.7

Уровень (подуровень) квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Разработка требований к ресурсному обеспечению бизнес-анализа

Разработка планов проведения работ по бизнес-анализу и обеспечение их выполнения

Сбор информации, анализ, оценка эффективности проводимого бизнес-анализа в организации

Разработка путей развития бизнес-анализа в организации

Необходимые умения

Использовать техники эффективных коммуникаций

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Проводить оценку эффективности бизнес-анализа на основе выбранных критериев

Разрабатывать отчетность по проведению бизнес-анализа

Необходимые знания

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Теория конфликтов

Теория управления рисками

Теория менеджмента

Управление ресурсами

Теория организационного развития

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

-

 

3.6. Обобщенная трудовая функция

 

Наименование

Аналитическое обеспечение разработки стратегии изменений организации

Код

F

Уровень квалификации

7

 

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей, профессий

Главный бизнес-аналитик

 

Требования к образованию и обучению

Высшее образование - магистратура или специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации

Требования к опыту практической работы

Не менее одного года работы, связанной с аналитическим обеспечением разработки стратегии изменений организации

Особые условия допуска к работе

-

Другие характеристики

-

 

Дополнительные характеристики:

 

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2421

Аналитики систем управления и организации

ОКСО

5.38.00.00

Экономика и управление

 

3.6.1. Трудовая функция

 

Наименование

Определение направлений развития организации

Код

F/01.7

Уровень (подуровень) квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Оценка текущего состояния организации

Определение параметров будущего состояния организации

Выявление, анализ и оценка несоответствия между параметрами текущего и будущего состояний организации

Оценка бизнес-возможностей организации, необходимых для проведения стратегических изменений в организации

Необходимые умения

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Использовать техники эффективных коммуникаций

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Представлять информацию бизнес-анализа различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Разрабатывать бизнес-кейсы

Проводить анализ деятельности организации

Необходимые знания

Методики оценки деятельности в соответствии с разработанными показателями

Сбор, анализ, систематизация, хранение и поддержание в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

-

 

3.6.2. Трудовая функция

 

Наименование

Разработка стратегии управления изменениями в организации

Код

F/02.7

Уровень (подуровень) квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Определение цели и задач стратегических изменений в организации

Определение основных параметров и ключевых показателей эффективности разрабатываемых стратегических изменений в организации

Определение критериев оценки успеха стратегических изменений в организации

Оценка соответствия изменений стратегическим целям организации

Определение заинтересованных сторон, которые должны быть вовлечены в инициативу по реализации стратегических изменений в организации

Определение основных аспектов организации, которые могут быть затронуты стратегическими изменениями

Выбор стратегии в составе группы экспертов

Определение промежуточных состояний при реализации выбранной стратегии изменений в организации

Разработка планов реализации стратегических изменений в организации

Мониторинг процесса проведения стратегических изменений в организации

Необходимые умения

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Использовать техники эффективных коммуникаций

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Представлять информацию бизнес-анализа различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Разрабатывать бизнес-кейсы

Проводить анализ деятельности организации

Моделировать объем и границы работ

Необходимые знания

Теория заинтересованных сторон

Методики оценки деятельности организации в соответствии с разработанными показателями

Методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

-

 

IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта

 

4.1. Ответственная организация-разработчик

 

НО Ассоциация участников финансового рынка "Совет по развитию профессиональных квалификаций", город Москва

Генеральный директор

Маштакеева Диана Каримовна

 

4.2. Наименования организаций-разработчиков

 

1

НО "Международная ассоциация организаций финансово-экономического образования", город Москва

2

Российское отделение Международного института бизнес-анализа (IIВА Russia)

3

ООО "Организационно-технологические решения 2000", город Москва

 

------------------------------

1Общероссийский классификатор занятий.

2Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

3Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

 

Утвержден профстандарт "Бизнес-аналитик".

Цель деятельности - обеспечить возможность изменений в организации, приносящих пользу заинтересованным сторонам, путем выявления потребностей и обоснования решений, описывающих пути реализации изменений.

Минтруд России приводит требования к образованию и обучению, к опыту практической работы. При этом особые условия допуска к работе не установлены, как и другие характеристики.

 

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 сентября 2018 г. N 592н "Об утверждении профессионального стандарта "Бизнес-аналитик"

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 октября 2018 г.
Регистрационный 52408

 

Настоящий приказ вступает в силу с 23 октября 2018 г.

 

Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 12 октября 2018 г.

 

Приказом Минтруда России от 22 ноября 2023 г. N 821Н настоящий документ признан утратившим силу с 1 сентября 2024 г.

 

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

 

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 декабря 2018 г. N 807н

Изменения вступают в силу с 20 января 2019 г.