Письмо Министерства здравоохранения РФ от 31 мая 2018 г. N 28-4/1158 О методических рекомендациях по организации работы добровольцев в сфере охраны здоровья

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 31 мая 2018 г. N 28-4/1158

 

Департамент общественного здоровья и коммуникаций Министерства здравоохранения Российской Федерации в рамках исполнения пункта 19 Плана мероприятий по развитию волонтерского движения в Российской Федерации, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации B.Л. Мутко от 5 июля 2017 г. N 4723п-П44 направляет для учета в работе методические рекомендации по организации работы добровольцев в сфере охраны здоровья.

Приложение: на 28 л. в 1 экз.

 

Заместитель директора
Департамента общественного
здоровья и коммуникаций

В.Н. Бузин

 

Методические рекомендации
по организации работы добровольцев в сфере охраны здоровья

 

Методические рекомендации по организации работы добровольцев (волонтеров) в сфере охраны здоровья (далее - Методические рекомендации)

 

Методические рекомендации по организации работы добровольцев (волонтеров) в сфере охраны здоровья предназначены для органов исполнительной власти, добровольцев (волонтеров) и организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере охраны здоровья, образовательных и медицинских организаций, а также иных заинтересованных организаций и лиц. Данные материалы содержат информацию о ключевых понятиях медицинского добровольчества (волонтерства), принципах его организации и осуществления, а также о направлениях добровольческой (волонтерской) деятельности и их особенностях.

Министерство здравоохранения Российской Федерации и Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья Минздрава России рекомендуют данное пособие к использованию для организации и координации добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере охраны здоровья, в том числе в учреждениях здравоохранения, вузах медицинского профиля, некоммерческих организациях добровольческой (волонтерской) и медицинской направленности.

Авторы: П.О. Савчук, Г.Г. Надарейшвили, Н.В. Белокопытова, А.П. Метелев, Т.Н. Арсеньева, В.В. Хромов, М.С. Якунчикова.

Общественные организации, принимавшие участие в разработке методических рекомендаций:

Всероссийское общественное движение "Волонтеры-медики"

Союз волонтерских организаций и движений

Ассоциация волонтерских центров

 

Введение

 

В соответствии с данными Фонда "Общественное мнение" по состоянию на 2018 год более 10 миллионов человек старше 18 лет активно занимаются добровольческой (волонтерской) деятельностью в Российской Федерации. Почти две трети населения (65%) считают, что деятельность волонтеров, добровольцев, всех тех, кто на безвозмездной основе помогает незнакомым людям, способствует решению проблем, стоящих перед нашим обществом.

Согласно данным исследования, проведенного Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики" в 2017 году, 89% населения нашей страны считает важным добровольчество (волонтерство) в сфере оказания квалифицированной помощи в медицинских организациях и госпиталях. Этот вид добровольческой (волонтерской) помощи занял третье место в списке самых востребованных направлений добровольчества (волонтерства) после помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и поиска пропавших людей.

Привлечение добровольцев (волонтеров) к посильной помощи в сфере здравоохранения имеет вековую историю. Еще в конце 1870-х годов монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам. В 1913 году в России действовало 109 общин, в которых работали 3442 сестры милосердия. А к началу Первой мировой войны только в госпиталях их насчитывалось около 20 тысяч.

Сегодня добровольчество (волонтерство) в сфере здравоохранения остается эффективным инструментом реализации гражданского, личностного и профессионального потенциала обучающихся образовательных организаций, медицинского персонала, а также граждан, заинтересованных в добровольческой (волонтерской) деятельности в здравоохранении.

 

1. Законодательная база

 

Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден План мероприятий по развитию волонтерского движения в Российской Федерации (N 4723п-П44 от 5 июля 2017 года) (далее - План). План предусматривает реализацию комплекса мер, направленных на развитие добровольчества (волонтерства), в том числе внесение изменений в законодательство. Ожидаемые результаты реализации Плана - это появление единой терминологии, определение полномочий органов исполнительной власти в области поддержки добровольчества (волонтерства), а также координация межведомственного взаимодействия, представление объективной информации о добровольчестве (волонтерстве), формирование научно-аналитической базы в целях улучшения мер по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности. В рамках этого Плана будут обобщены лучшие практики и разработаны методические рекомендации по привлечению добровольцев (волонтеров) медицинскими учреждениями, предоставляющими лечение в стационарных условиях (п. 19 вышеуказанного Плана).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 сентября 2017 года N 678 был создан Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья, основной целью которого является выработка общих подходов к формированию и работе добровольческих (волонтерских) движений, развитие, методическая поддержка и продвижение добровольческих (волонтерских) инициатив, а также объединение ресурсов для решения проблем в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации.

6 декабря 2017 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ N 583 "О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)". Во исполнение Указа разработан План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года добровольца (волонтера) повышение уровня информированности о добровольчестве (волонтерстве) и его общественное признание, распространение лучших практик добровольчества (волонтерства), развитие системной поддержки добровольчества (волонтерства) в российском обществе, создание возможностей для самореализации человеческого потенциала через добровольчество (волонтерство). Долгосрочным результатом проведения в Российской Федерации Года добровольца (волонтера) должен стать устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в добровольческой деятельности, расширение масштабов реализуемых ими программ и проектов.

5 февраля 2018 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон N 15-ФЗ от 5 февраля 2018 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)". Документ уравнивает понятия "волонтерство" и "добровольчество", определяет статус добровольческих (волонтерских) организаций, организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольцев (волонтеров), закрепляет требования, которым должны соответствовать такие организации и лица, определяет меры поддержки и права сторон. 1 мая 2018 года внесены изменения в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", согласно которым он получил новое наименование - Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)". Кроме того, в закон внесено определение добровольческой (волонтерской) деятельности, под которой понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 данного федерального закона. В соответствии с Федеральным законом Федеральные органы исполнительной власти:

- оказывают поддержку организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениям;

- утверждают порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

- разрабатывают и реализуют государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, содержащие мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

- утверждают порядок взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

- оказывают поддержку организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями;

- формируют координационные и совещательные органы в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

2. Терминология

 

Добровольцы (волонтеры) - физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона N 135-Ф3 от 11 августа 1995 года1, или в иных общественно полезных целях.

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности - некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.

Добровольческая (волонтерская) организация - некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона N 135-ФЗ от 11 августа 1995 года1, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.

Медицинское добровольчество (волонтерство)2 - добровольческая (волонтерская) деятельность в сфере здравоохранения, призванная повысить качество жизни граждан на профилактическом, лечебном и реабилитационном этапах, а также оказывать информационную, консультационную, просветительскую, досугово-развлекательную поддержку населению и деятельность, направленная на организацию дополнительной помощи в осуществлении медицинской деятельности и уходе.

 

3. Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья

 

Задачи Федерального центра поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья:

- создание открытого диалога Минздрава России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с медицинскими организациями, некоммерческими организациями, гражданским обществом и образовательными организациями;

- подготовка научно обоснованных предложений по совершенствованию системы подготовки добровольцев в сфере охраны здоровья;

- оказание консультативной и методической помощи по вопросам взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с некоммерческими организациями в сфере охраны здоровья.

Направления деятельности Федерального центра поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья:

1. Поддержка и анализ:

- методическая поддержка НКО;

- совершенствование подготовки медицинских добровольцев (волонтеров);

- консультации по вопросам взаимодействия НКО и органов исполнительной власти;

- аналитика в сфере медицинского добровольчества (волонтерства);

- мониторинг потребности в добровольчестве (волонтерстве);

- выявление и распространение успешных практик.

2. Цифровизация добровольчества (волонтерства) - создание условий для унифицированного учета и распространения добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере здравоохранения посредством единой информационной системы с использованием интернет-технологий.

3. Внедрение мягкого регламента:

- ведомственные приказы и распоряжения;

- учет и анализ добровольческой (волонтерской) деятельности;

- модерирование взаимоотношений добровольческих (волонтерских) организаций с учреждениями здравоохранения, медицинскими образовательными организациями и региональными органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья.

4. Подготовка кадров:

- программы повышения квалификации для государственных служащих и руководителей медицинских организаций;

- курсы для организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности.

 

4. Принципы медицинского добровольчества (волонтерства)

 

1. Добровольность - никто не может быть принужден к занятию добровольческой (волонтерской) деятельностью. Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется по собственной инициативе добровольца (волонтера).

2. Безвозмездность - добровольческая (волонтерская) деятельность не оплачивается и не является альтернативой оплачиваемой работе.

3. Ответственность - доброволец (волонтер) несет ответственность за свою работу, ее качество и соблюдение установленных сроков.

4. Самосовершенствование - доброволец (волонтер) всегда открыт для приобретения новых знаний и навыков.

5. Нравственность - доброволец (волонтер) соблюдает морально-этические принципы.

6. Равенство - добровольцы (волонтеры) признают равные возможности участия каждого в коллективной деятельности.

7. Востребованность - доброволец (волонтер) помогает только там, где это действительно необходимо.

 

5. Социальный эффект медицинского добровольчества (волонтерства)

 

1. Повышение открытости медицинских организаций, рост доверия населения к системе здравоохранения.

2. Реализация личностного и профессионального потенциала граждан, заинтересованных в добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере здравоохранения.

3. Повышение качества и скорости решения социально значимых проблем.

4. Снижение заболеваемости и смертности за счет усиления работы профилактического и первично-амбулаторного звена.

5. Получение добровольцами (волонтерами) дополнительных навыков и компетенций.

6. Формирование у населения общественного самосознания и активной гражданской позиции.

7. Формирование у профильных добровольцев (волонтеров) приверженности к будущей профессии и расширение базы социальных контактов.

 

6. Направления добровольчества (волонтерства) в сфере здравоохранения

 

Участниками медицинской добровольческой (волонтерской) деятельности могут стать лица, желающие добровольно оказывать безвозмездную помощь в сфере здравоохранения, независимо от уровня образования и социального статуса.

В сфере здравоохранения основными направлениями осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

1. Помощь в оказании медицинских услуг и медицинском специальном уходе, оказываемая лицами, имеющими или получающими профильное медицинское образование.

2. Помощь в общем уходе за пациентами.

3. Содействие популяризации здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

4. Содействие популяризации "кадрового" донорства крови и ее компонентов;

5. Содействие в обучении и оказании первой помощи (помощь в медицинском сопровождении спортивных и массовых мероприятий).

6. Информационная, консультационная, психологическая, просветительская, досуговая и иная поддержка пациентов медицинских организаций.

7. Профориентация школьников в медицину.

8. Иные направления, не противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не создающие угрозу жизни и здоровью граждан / пациентов медицинской организации.

Данный перечень является открытым и неисчерпывающим, направления добровольческой (волонтерской) деятельности, указанные в нем, выделены как наиболее популярные среди добровольческих (волонтерских) организаций и учреждений здравоохранения.

Помощь в оказании медицинских услуг и медицинском специальном уходе, оказываемая лицами, имеющими или получающими профильное медицинское образование:

Привлечение студентов медицинских вузов и колледжей к добровольческой деятельности снижает нагрузку на медицинский персонал, повышая, таким образом, скорость и качество оказания медицинской помощи. Кроме того, это позволяет воспитывать более квалифицированные кадры с помощью дополнительного обучения молодых специалистов и их ранней интеграции в профессию.

Участвовать в оказании помощи медицинскому персоналу возможно лицам, получающим или получившим профессиональное медицинское образование согласно регламенту, согласованному руководством учреждения здравоохранения. При этом перечень возможных активностей зависит от наличия у добровольца (волонтера) диплома о среднем или высшем медицинском образовании, а также курса обучения добровольца (волонтера) - студенты до 3 курса и после 3 курса участвуют в оказании разных видов помощи.

Направления деятельности:

- помощь медицинскому персоналу в ведении медицинской документации;

- помощь в транспортировке пациентов, сопровождение больных на диагностические и лечебные процедуры;

- помощь в мониторинге показателей жизнедеятельности: проведение термометрии, измерения АД, частоты пульса, частоты дыхания и т.д.;

- помощь медицинским сестрам в выполнении назначений врача;

- помощь в санитарно-гигиенической уборке и дезинфекции процедурной, перевязочной, операционной;

- помощь палатной медицинской сестре в уходе за пациентами;

- иные функции.

Помощь в общем уходе за пациентами:

Под уходом за больными в повседневной жизни понимают оказание больному помощи в удовлетворении его потребностей. К таким потребностям относятся еда, питье, умывание, движение, освобождение кишечника и мочевого пузыря. Оказывать помощь в уходе за пациентами добровольцы (волонтеры) могут как в учреждениях здравоохранения, так и на дому.

Так же, как и медицинский уход, общий уход за пациентами силами добровольцев (волонтеров) снимает существенную долю нагрузки с медицинского персонала. Кроме того, добровольцы (волонтеры), ввиду новизны подобной деятельности не успевшие испытать перегрузок и профессионального выгорания, привносят в повседневный быт больных элементы оптимизма и психологической разгрузки, создавая тем самым благоприятный психологический климат для скорейшего выздоровления.

В отличие от помощи в специальном медицинском уходе, осуществлять повседневный уход за больными могут лица, не имеющие специального медицинского образования.

Направления деятельности:

- помощь в поддержании гигиены пациента;

- помощь в смене нательного и постельного белья;

- помощь в транспортировке;

- помощь в осуществлении кормления;

- помощь в отслеживании динамических показателей (давление, пульс, температура тела);

- помощь в поддержании гигиены помещения, в котором находится больной;

- иная помощь в уходе за пациентами.

Содействие популяризации здорового образа жизни и профилактики заболеваний:

Участие добровольцев (волонтеров) в популяризации здорового образа жизни и профилактике заболеваний у населения позволяет системно осуществлять данную деятельность среди граждан разных возрастных групп, увеличивая таким образом охват россиян профилактической информацией и привлекая к здоровому образу жизни. Добровольцы (волонтеры) могут проводить мероприятия как самостоятельно, так и совместно со специалистами и медицинским оборудованием.

Направления деятельности:

- проведение уроков, тренингов и лекций по здоровому образу жизни, включая профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний;

- организация интерактивно-образовательных мероприятий с использованием современных форматов обучения и преподнесения информации;

- проведение акций и выездных мероприятий в образовательных и иных учреждениях:

- иные мероприятия просветительского характера.

Содействие популяризации "кадрового" донорства крови и ее компонентов:

Актуальной проблемой донорства крови является малое распространение безвозмездности и регулярности донаций, так как кровь или ее компоненты, полученные при единовременной сдаче, не могут быть сразу же использованы для переливания в связи с определенным периодом карантинизации. Именно эти два критерия должны соблюдаться для того, чтобы национальная служба крови смогла обеспечить достаточным количеством плазмы и форменных элементов всех пациентов, которым это необходимо. Задачей добровольцев (волонтеров), работающих по данному направлению, является пропаганда донорства как акта гуманизма и составляющей здорового образа жизни, способствующей формированию здоровых привычек у донора, пропаганда кадрового донорства, а также повышение общего уровня информированности населения о важности и пользе донорства.

При этом важно отметить, что сама по себе донация крови не является добровольческой (волонтерской) деятельностью.

Направления деятельности:

- проведение просветительских мероприятий среди населения;

- помощь в проведении донорских акций и соответствующих мероприятий;

- иные мероприятия.

Содействие в обучении и оказании первой помощи (помощь в медицинском сопровождении спортивных и массовых мероприятий):

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет первую помощь как особый вид помощи, оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала. Согласно части 4 статьи 31 указанного закона каждый гражданин вправе добровольно оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. Формированием таких навыков занимаются некоторые добровольческие (волонтерские) организации, а также медицинские и образовательные учреждения.

Добровольцы (волонтеры), участвующие в оказании первой помощи, работают совместно с бригадами скорой медицинской помощи на спортивных и массовых мероприятиях с соблюдением всех норм и правил оказания первой помощи. Это позволяет ускорить процесс оказания первой помощи и более оперативно выявлять в ходе мероприятий случаи, требующие медицинской помощи.

Направления деятельности:

- помощь в медицинском сопровождении спортивных мероприятий;

- помощь в медицинском сопровождении массовых и иных мероприятий;

- обучение населения навыкам оказания первой помощи.

Информационная, консультационная, психологическая, просветительская, досуговая и иная поддержка пациентов медицинских организаций:

Добровольцы (волонтеры) в процессе свободного общения с пациентами и проведения различных интерактивно-образовательных мероприятий способны создать комфортную психологическую обстановку, направленную на скорейшее выздоровление больных.

Направления деятельности:

- организация досуговых мероприятий в учреждениях здравоохранения для детей и взрослых;

- творческие занятия с детьми в медицинских организациях;

- общение и моральная поддержка детей и взрослых в трудной жизненной ситуации, находящихся в медицинских учреждениях;

- бытовая помощь пациентам (поддержание чистоты помещения, покупка необходимых продуктов, вещей, лекарств, помощь в приготовлении пищи и т.д.);

- обучающие мероприятия;

- и другие.

Профориентация школьников в медицину:

Добровольцы (волонтеры) помогают в профориентационной работе со школьниками, проведя лекции, интерактивные занятия и иные мероприятия, способствующие получению подрастающим поколением комплексного представления о профессии врача и формированию осознанного выбора медицинской специальности.

Направления деятельности:

- помощь в проведении учебно-теоретической работы с практическим компонентом - формирование у учащихся понимания специфики будущей профессии;

- привлечение учащихся школ к профилактическим акциям;

- проведение экскурсий в медицинские организации (больницы, поликлиники, центры медицинской профилактики)

- организация деятельности школьных волонтерских отрядов и наставничество.

 

Общий перечень видов деятельности, осуществляемой добровольцами (волонтерами) в медицинских учреждениях

 

Наименование функции

Виды помощи, оказываемые волонтерами/добровольцами

А. Помощь медицинскому персоналу и медицинский уход за пациентами.

 

* помощь имеют право осуществлять только добровольцы (волонтеры), получающие или получившие медицинское образование

- Помощь в проведении термометрии, измерении АД, частоты пульса, частоты дыхания с фиксированием показателей в стационарной карте;

- Оказание помощи медицинскому персоналу в выдаче лекарств;

- Помощь в проведении перевязок;

- Помощь в подготовке стерильных инструментов, капельниц, растворов в процедурном кабинете;

- Помощь в сборе необходимых анализов (ккал, моча, кровь) и доставке их в лабораторию;

- Помощь в подготовке внутривенных капельных систем и проведении манипуляций (внутривенные, внутримышечные инъекции, постановка и контроль за внутривенными капельными системами) совместно с медицинской сестрой;

- Помощь медицинской сестре в выполнении назначений врача;

- Помощь в предоперационной подготовке пациентов;

- Помощь в осуществлении всех манипуляций и уходе за пациентами под контролем среднего медицинского персонала отделения.

Б. Помощь медицинскому персоналу в общем уходе за пациентами

- Помощь медицинской палатной сестре в уходе за пациентами, участие в кормлении пациентов при необходимости;

- Помощь в смене нательного и постельного белья пациентов;

- Помощь в осуществлении контроля за соблюдением больными правил личной гигиены: умывает, подмывает, причёсывает пациентов, которые не могут этого делать по своему физическому состоянию;

- Помощь в сопровождении и транспортировке пациентов;

- Помощь в осуществлении контроля за выполнением пациентами и посетителями режима дня лечебного отделения;

- Иные виды помощи, требующие специальной подготовки и знаний.

В. Организация системной досуговой и обучающей деятельности пациентов и находящихся с ними родственников

Досуговая деятельность:

- Общение, эмоциональная поддержка пациентов;

- Игры в помещении и на свежем воздухе;

- Проведение творческих занятий, встреч;

- Постановка театрализованных представлений;

- Организация и проведение праздников;

- Проведение сеансов АРТ-терапии;

- Проведение сеансов музыкальной терапии;

- Проведение сеансов ПЭТ-терапии;

- Показ видео и кинофильмов;

- Выпуск больничных газет и журналов совместно с пациентами;

- Чтение книг вслух;

- Иные виды организации досуга пациентов и развлекательные мероприятия.

Обучающая деятельность:

- Проведение лекций, обучающих мероприятий;

- Проведение занятий по компьютерной грамотности;

- Помощь в освоении программы школьного образования;

- Помощь в освоении программы высшего образования;

- Помощь в получении дополнительного образования, повышении квалификации;

- Иные виды образовательной деятельности.

Г. Осуществление нерегулярной деятельности или деятельности, не связанной с пациентами

Хозяйственная и организационная помощь:

- Помощь в проведении текущей уборки и генеральной уборки процедурного (перевязочного) кабинета с использованием дезинфицирующих средств;

- Оказание помощи в ведении документации;

- Роспись стен в учреждении;

- Организация интерактивных элементов в пространстве (выставка работ, игровые элементы);

- Обустройство игровых комнат;

- Организация точек буккроссинга;

- Организация праздничного оформления;

- Уход за территорией учреждения, участие в субботниках;

- Высадка цветов, кустарников на территории;

- Иные виды деятельности по преобразованию среды;

- Уборка в помещениях учреждения;

- Уборка территории больницы;

- Косметический ремонт в помещениях учреждения;

- Погрузка, разгрузка, подсобная помощь.

Поддержка родителей и родственников пациентов не на территории лечебных отделений медицинского учреждения в рамках программ, реализуемых медицинским учреждением:

- Транспортная помощь;

- Помощь по хозяйству;

- Создание фото и видеоматериалов силами волонтеров;

- Профессиональная психологическая поддержка; волонтерами, имеющими соответствующую квалификацию;

- Профессиональные юридические консультации волонтерами, имеющими соответствующую квалификацию;

- Организация групп поддержки силами родственников пациентов;

- Иные виды поддержки родителей и родственников пациентов.

Информационная помощь:

- Раздача информационных материалов посетителям учреждения;

- Участие в массовых мероприятиях, направленных на повышение информированности населения об оказываемой медицинской помощи;

- Участие в массовых мероприятиях по проведению диспансеризации населения;

- Участие в массовых мероприятиях по ранней диагностике и профилактике заболеваний;

- Участие в мероприятиях, по независимой оценке, качества оказываемых учреждением услуг;

- Иные виды информационной помощи персоналу учреждения.

 

7. Рекомендации к медицинской документации для допуска добровольцев (волонтеров) к деятельности в медицинских организациях

 

Важным вопросом является установление на уровне субъекта Российской Федерации и конкретного учреждения здравоохранения перечня требований к медицинским обследованиям для добровольцев (волонтеров), работающих в медицинских организациях, которые должны основываться на общепринятых рекомендация Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального центра поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья.

Рекомендуем применять подход, основанный на установлении минимальных требований по прохождению добровольцами (волонтерами) медицинских обследований и анализов, достаточных для получения администрацией учреждения здравоохранения и организаторами деятельности добровольцев (волонтеров) информации об отсутствии риска переноса волонтером инфекций.

Для участия в помощи медицинскому персоналу и медицинском уходе за пациентами на основании п. 16 приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" определены требования медицинского обследования для добровольцев (волонтеров), приравненные к перечню требований для работ, выполняемые учащимися образовательных организаций общего и профессионального образования перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам (обследованиям).

Для осуществления помощи медицинскому персоналу в уходе за пациентами уровень обследований включает наличие флюорографии и справки от терапевта об отсутствии контактов с инфекционными больными.

Для организации системной досуговой и обучающей деятельности пациентов и находящихся с ними родственников, а также осуществления нерегулярной деятельности или деятельности, не соприкасающейся с пациентами, необходимость в медицинском обследовании отсутствует.

 

8. Сотрудничество с добровольческими (волонтерскими) организациями

 

В России государственная политика направлена на создание благоприятных условий для развития добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере здравоохранения, при этом избегая чрезмерной регуляции в данной области, в результате чего на протяжении ряда последних лет добровольчество (волонтерство) переживает бурное развитие. Это выражается как в увеличении количества добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) практик, так и в расширении списка юридических лиц, принимающих участие в организации добровольческой (волонтерской) деятельности. В результате взаимодействия учреждений сферы здравоохранения, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО), высших учебных заведений, независимых добровольческих (волонтерских) групп и благотворительных фондов стала очевидной необходимость систематизации и мягкого модерирования добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере здравоохранения для достижения более значимых результатов.

С целью содействия развитию добровольческого (волонтерского) движения в сфере здравоохранения на территории каждого субъекта Российской Федерации в региональных органах исполнительной власти в сфере охраны здоровья и образовательных организациях высшего и дополнительного образования Минздрава России определены сотрудники, ответственные за добровольчество (волонтерство) в сфере охраны здоровья и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями. Кроме того, на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья создаются отдельные страницы, отражающие нормативно-правовую базу и информацию о взаимодействии с социально ориентированными некоммерческими организациями в сфере здравоохранения, а также контакты лица, ответственного за добровольчество (волонтерство) и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями.

Предложение о сотрудничестве в целях участия добровольческой (волонтерской) организации в деятельности учреждения или органа исполнительной власти имеет право инициировать каждая из сторон.

Сотрудничество органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья и подведомственных им государственных учреждений с добровольческими (волонтерскими) организациями осуществляется на основании соглашений, заключенных между обеими сторонами.

Учреждение назначает ответственного сотрудника для организации взаимодействия с добровольческими (волонтерскими) организациями, который выполняет задачи, установленные Проектом постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями".

Добровольческие (волонтерские) объединения в сфере охраны здоровья в рамках своей деятельности:

- проводят мероприятия по направлениям добровольчества (волонтерства) в сфере здравоохранения (см. Главу 2), а также по иным направлениям адресной и групповой поддержки населения;

- оказывают широкую помощь здравоохранению Российской Федерации на всех этапах оказания медицинской помощи в медицинских и социальных учреждениях и за их пределами;

- создают организационную структуру для эффективной работы с добровольцами (волонтерами), включая систему привлечения, отбора и обучения добровольцев (волонтеров), а также последующую их координацию;

- взаимодействуют с профильными учреждениями в социальной сфере и в здравоохранении, а также с другими органами государственной власти и общественными организациями, принимают участие в работе профильных консультативных и совещательных органов.

Добровольческие (волонтерские) объединения в сфере охраны здоровья могут быть зарегистрированы как самостоятельные юридические лица, или осуществлять свою деятельность без государственной регистрации или на базе:

- образовательных организаций (например, волонтерские центры);

- медицинских учреждений;

- государственных бюджетных учреждений (например, ресурсные центры по развитию и поддержке волонтёрского движения);

- иных учреждений.

 

9. Частые ошибки при работе с добровольцами (волонтерами)

 

В ходе организации добровольческой (волонтерской) деятельности в государственных учреждениях важно регулярно исключать следующие ошибочные мнения о добровольцах и их деятельности:

- доброволец (волонтер) - это бесплатная рабочая сила, и работа добровольца (волонтера) ничего не стоит;

- доброволец (волонтер) ничего не умеет, "не профессионал", поэтому ему можно доверить работу, не требующую интеллектуальных затрат (например, системную уборку помещений и т.п.);

- добровольцы (волонтеры) ненадежны (нельзя поручить ничего ответственного и серьезного).

При наличии таких ложных представлений добровольцев (волонтеров) могут рассматривать как помеху основной работе, в результате чего без должной поддержки работа добровольцев (волонтеров) становится низкоэффективной, ожидания добровольцев (волонтеров) не оправдываются, что служит основной причиной их ухода из организации.

Необходимо понимать, что тесное и доверительное взаимодействие между сотрудниками и добровольцами (волонтерами) является основой успеха реализации добровольческих (волонтерских) программ. Координация работы добровольцев (волонтеров) должна быть регулярной, что позволит значительно усилить эффекты совместной работы.

 

10. Рекомендации для вузов по учету добровольческой (волонтерской) деятельности при поступлении в ординатуру

 

Согласно п. 46 Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 мая 2017 г. N 212н", предусматривается "Учет результатов индивидуальных достижений и осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения", - одним из которых являются "участие в добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере охраны здоровья: суммарно не более 15 баллов".

Для поощрения активной гражданской позиции студентов образовательных организаций высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по медицинским специальностям (далее - студентов), рекомендуется учитывать добровольческую (волонтерскую) деятельность3, осуществленную за все время обучения, в объеме более 300 часов, в качестве индивидуального достижения. Для организации учета объема добровольческой (волонтерской) деятельности студентов ВУЗам рекомендуется использовать следующий алгоритм:

1. Назначить приказом руководителя образовательной организации сотрудника, ответственного за добровольческую (волонтерскую) деятельность (далее - Ответственный сотрудник4). Возложить на ответственного сотрудника обязанности по учету часов добровольческой (волонтерской) деятельности в рамках настоящих Рекомендаций.

2. Силами ответственного сотрудника вести ежеквартальный учет информации об участии студентов в добровольческой (волонтерской) деятельности, ее объеме и характере5.

3. Учитывать в качестве индивидуальных достижений при поступлении в ординатуру опыт добровольческой (волонтерской) деятельности6 в объеме более 300 часов7 за весь период обучения в образовательной организации высшего образования, в случае, если данная деятельность была осуществлена не более чем за 1 год до момента выдачи справки.

4. Для подтверждения указанного стажа выдавать справку с номером за подписью ответственного за добровольческую (волонтерскую) деятельность сотрудника и курирующего проректора с печатью вуза (Образец справки в приложении N 1).

5. Вести реестр выданных справок.

6. Направлять по запросу Федерального центра поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья данные о добровольческой (волонтерской) деятельности студентов образовательной организации.

 

------------------------------

1Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", в который с 1 мая 2018 года вступят в силу поправки, в соответствии с которыми он получит новое наименование - Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".

2 В рамках данных методических рекомендаций используется определение понятия "медицинское добровольчество", не закрепленное в федеральном законе N 15-ФЗ от 5 февраля 2018 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)"

3 С 1 мая 2018 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", в соответствии с которыми он получит новое наименование - Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)". Кроме того, будет дано определение добровольческой (волонтерской) деятельности, под которой будет пониматься добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 данного федерального закона.

4 Ответственным сотрудником за добровольческую (волонтерскую) деятельность в вузе может являться руководитель структурного подразделения вуза, координирующего добровольческую (волонтерскую) деятельность (например, волонтерского центра), а в случае его отсутствия, иное лицо, уставленное приказом руководителя образовательной организации.

5 Учету подлежит добровольческая (волонтерская) деятельность в рамках структурного подразделения вуза, координирующего добровольческую (волонтерскую) деятельность (например, волонтерского центра), а в случае его отсутствия, иных подразделений, установленных руководителем образовательной организации, а также добровольческая (волонтерская) деятельность в рамках деятельности некоммерческих организаций, сотрудничающих с образовательной организацией на основании соответствующего договора.

6 Список видов добровольческой (волонтерской) деятельности, рекомендуемых к учету, как наиболее распространенных:

1. Помощь в оказании медицинских услуг, медицинском специальном и общем уходе.

2. Содействие популяризации здорового образа жизни и профилактики заболеваний, включая социально опасные.

3. Содействие популяризации кадрового донорства крови и ее компонентов.

4. Содействие в обучении и оказании первой помощи (помощь в медицинском сопровождении массовых мероприятий).

5. Профориентация школьников в медицину.

6. Информационная, консультационная, психологическая, просветительская, досуговая и иная поддержка пациентов медицинских организаций.

7 Технология расчета: в течение не менее 75 недель волонтер может регулярно осуществлять свою деятельность по 4 часа в неделю, суммарно набрав 300 часов.

------------------------------

 

Приложения

 

Приложение N 1

 

                 - на официальном бланке организации -

 

                         Справка N от дд.мм.гггг

 

Выдана студенту__________факультета Название вуза ФИО волонтера (Род. п.)
Дата рождения: 22.07.1994 г.
В том, что  он  активно   участвовал   в   добровольческой (волонтерской)
деятельности в период обучения в образовательной  организации   и   имеет
общий  опыт   добровольческой (волонтерской)   деятельности   в   размере
300 часов.

 

Ответственный за волонтерскую
деятельность в название вуза             подпись             Фамилия И.О.

 

Курирующий проректор                     подпись             Фамилия И.О.

 

                                        м.п. образовательной организации,
                                                                 гербовая

 


Письмо Министерства здравоохранения РФ от 31 мая 2018 г. N 28-4/1158


Текст письма официально опубликован не был