• ДОКУМЕНТ

Приложение. Порядок допуска к применению тренажерных устройств имитации полета, применяемых в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 8 февраля 2019 г. N 46

 

Порядок допуска к применению тренажерных устройств имитации полета,
применяемых в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов

 

1. Настоящий Порядок устанавливает правила допуска к применению тренажерных устройств имитации полета, применяемых в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов (далее - допуск, тренажеры соответственно).

2. Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также юридические лица, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы (далее - эксплуатант тренажера), применяют тренажеры, в отношении которых Федеральным агентством воздушного транспорта (далее - уполномоченный орган в области гражданской авиации) принято решение о допуске тренажерного устройства имитации полета, применяемого в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов (далее - Решение), в соответствии с настоящим Порядком.

3. Допуск осуществляется в отношении следующих тренажеров:

а) в отношении которых ранее не было принято Решение;

б) в отношении которых было принято Решение, но которые прошли модернизацию (внесение изменений в конструкцию и/или программное обеспечение тренажера) или были повторно введены в эксплуатацию после длительного периода, в течение которого тренажер не применялся (более 1 года);

в) в отношении которых было принято Решение, но место установки которых изменилось.

4. Для получения допуска эксплуатант тренажера осуществляет оценку тренажера.

Для осуществления оценки тренажера эксплуатант тренажера создает комиссию по допуску к применению тренажерных устройств имитации полета, применяемых в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов (далее - Комиссия).

5. В состав Комиссии входят:

председатель Комиссии - руководитель эксплуатанта тренажера или его заместитель, отвечающий за подготовку членов летного экипажа гражданского воздушного судна и контроль их профессиональных навыков;

представитель уполномоченного органа в области гражданской авиации из числа лиц, замещающих должности гражданских государственных служащих;

специалисты по проведению летной оценки тренажера - не менее двух обладателей свидетельства пилота с квалификационной отметкой инструктора, имеющего право на выполнение полетов на типе (виде) воздушного судна 1, полеты на котором должен имитировать тренажер (в случае, если в гражданской авиации отсутствует инструкторский состав, имеющий право на выполнение полетов на типе (виде) воздушного судна, соответствующем тренажеру, допускается проведение летной оценки летчиками - испытателями, имеющими право выполнения полетов на соответствующем типе (виде) воздушного судна);

специалисты по проведению технической оценки тренажера - не менее трех работников эксплуатанта тренажера.

Эксплуатант тренажера может привлекать к участию в работе Комиссии специалистов, отвечающих за подготовку членов летных экипажей гражданских воздушных судов и контроль их профессиональных навыков, являющихся сотрудниками эксплуатанта, обладающих свидетельствами пилота с квалификационной отметкой инструктора, имеющего право на выполнение полетов на типе (виде) воздушного судна, характеристики которого имитирует тренажер, и научных организаций в области гражданской авиации.

6. Эксплуатант тренажера разрабатывает Программу испытаний на соответствие характеристик тренажера характеристикам, указанным в документе Международной организации гражданской авиации Doc 9625 "Руководство по критериям квалификационной оценки тренажерных устройств имитации полета" (далее - Doc 9625)2, содержащем перечень тестов для проведения летной и технической оценки тренажера (далее - Программа испытаний).

7. Комиссия в срок не позднее пяти рабочих дней после представления эксплуатантом тренажера проекта Программы испытаний рассматривает его на соответствие положениям Doc 9625.

При отсутствии замечаний председатель Комиссии утверждает Программу испытаний. В случае, если по результатам рассмотрения установлена необходимость внесения изменений, Комиссия вносит указанные изменения в течении трех рабочих дней.

8. Летная и техническая оценка тренажера, предусмотренная пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, осуществляется для подтверждения возможности применения тренажера для подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов в соответствии с утвержденной Программой испытаний и в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил3.

9. Для тренажеров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 3 настоящего Порядка, проводится летная и техническая оценка в соответствии с требованиями пунктов 11 и 12 настоящего Порядка.

10. Для тренажеров, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего Порядка, проводится техническая оценка в соответствии с требованиями пункта 12 настоящего Порядка.

11. Летная оценка тренажера проводится в соответствии с Программой испытаний и включает оценку:

соответствия интерьера и оборудования кабины тренажера интерьеру и оборудованию кабины гражданского воздушного судна, полет на котором имитирует тренажер;

имитации полета в соответствии с требованиями документации на гражданское воздушное судно, определяющими правила его эксплуатации в нормальных условиях (без имитации отказов систем гражданского воздушного судна и аварийных ситуаций);

имитации отказов систем гражданского воздушного судна, моделирование которых обеспечивает тренажер;

имитации внекабинной визуальной обстановки;

имитации акселерационных эффектов;

имитации акустической обстановки;

возможности применения тренажера для выполнения тренировок по отработке действий в ситуациях и режимах полета, обязательных для подготовки членов летных экипажей гражданских воздушных судов и контроля их профессиональных навыков в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил, указанных в пункте 8 настоящего Порядка.

12. Техническая оценка тренажера включает проверку документов на тренажер, проведение испытаний систем и программного обеспечения тренажера в соответствии с Программой испытаний с целью подтверждения соответствия характеристик тренажера характеристикам, указанным в Doc 9625, и проверки работоспособности тренажера.

13. По результатам работы Комиссии оформляются:

а) для тренажеров, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего Порядка:

акт летной оценки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку);

акт технической оценки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку);

б) для тренажеров, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Порядка:

акт летной оценки, содержащий информацию о влиянии внесения изменений в конструкцию и/или программное обеспечение тренажера на его характеристики (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку);

акт технической оценки, содержащий информацию о влиянии внесения изменений в конструкцию и/или программное обеспечение тренажера на его характеристики (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку);

в) для тренажеров, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего Порядка:

акт технической оценки, содержащий информацию об изменении характеристик тренажера в результате его перемещения на новое место установки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку).

14. Акт летной оценки тренажера составляется по результатам проведения летной оценки.

15. Акт летной оценки тренажера подписывается лицами, поводившими летную оценку тренажера из числа членов Комиссии, проводивших техническую оценку тренажера, и утверждается председателем Комиссии.

16. Акт технической оценки тренажера составляется по результатам проведения технической оценки тренажера.

17. Акт технической оценки тренажера подписывается лицами, проводившими техническую оценку тренажера из числа членов Комиссии, проводивших техническую оценку тренажера, и утверждается председателем Комиссии.

18. Для получения допуска тренажера к применению в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов эксплуатантом тренажера в уполномоченный орган в области гражданской авиации представляются документы, указанные в пунктах 19 - 21 настоящего Порядка.

19. Для тренажеров, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего Порядка, эксплуатантом тренажера представляются следующие документы:

акт летной оценки;

акт технической оценки;

документ(ы), подтверждающий(ие) приемку тренажера, подписанный(ые) эксплуатантом тренажера и представителем производителя, о соответствии тренажера заявленным характеристикам, указанным в документации производителя тренажера;

документы производителя, описывающие основные системы тренажера, их функционал и характеристики;

сертификат производителя тренажера (при наличии);

документы, подтверждающие прохождение инструкторами эксплуатанта тренажера подготовки к проведению тренировок членов летных экипажей гражданских воздушных судов на тренажере, и акт эксплуатанта тренажера, предусматривающий разрешение на самостоятельное проведение тренировок инструкторами эксплуатанта тренажера.

20. Для тренажеров, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Порядка, эксплуатантом тренажера представляются следующие документы:

акт летной оценки тренажера;

акт технической оценки.

21. Для тренажеров, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего Порядка, эксплуатантом тренажера представляется акт технической оценки.

22. На основании актов технической и летной оценок тренажера и документов производителя, описывающих основные системы тренажера, их функционал и характеристики, эксплуатант тренажера определяет перечень видов возможной подготовки на тренажере.

Перечень видов возможной подготовки на тренажере представляется в уполномоченный орган в области гражданской авиации для всех тренажеров, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.

23. В случае если по результатам рассмотрения представленных эксплуатантом тренажера документов и актов, указанных в пунктах 19 - 21 настоящего Порядка, установлено соответствие характеристик тренажера, оценка которых предусмотрена Программой испытаний, характеристикам, установленным в Doc 9625, уполномоченный орган в области гражданской авиации в срок не более 30 рабочих дней принимает решение о допуске тренажера. Допуск оформляется Решением (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку) и подписывается руководителем или иным должностным лицом уполномоченного органа в области гражданской авиации.

24. В Решении указываются виды возможной подготовки на тренажере, определенные в соответствии с требованиями пункта 22 настоящего Порядка.

Уполномоченный орган в области гражданской авиации в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия Решения информирует эксплуатанта тренажера в письменном виде о допуске тренажера.

Для рассмотрения представленных эксплуатантом тренажера документов и актов, указанных в пунктах 19 - 21 настоящего Порядка, и принятия Решения уполномоченный орган в области гражданской авиации может привлекать сотрудников территориальных управлений уполномоченного органа в области гражданской авиации и научных организаций в области гражданской авиации.

25. Эксплуатант тренажера обеспечивает соответствие характеристик тренажера характеристикам, указанным в пункте 6 настоящего Порядка.

В случае невозможности обеспечения соответствия характеристик тренажера характеристикам, указанным в пункте 6 настоящего Порядка, эксплуатант тренажера не применяет тренажер в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов.

Для возобновления применения тренажера в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов с учетом новых значений характеристик тренажера эксплуатант тренажера должен получить допуск в соответствии с настоящим Порядком.

 

------------------------------

1Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 670 "Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 32, ст. 4322; 2017, N 7, ст. 1095).

2 Официальный сайт Международной организации гражданской авиации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.icao.int.

3Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128 (зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2009 г., регистрационный N 14645); Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2009 г., N 147 (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2008 г., регистрационный N 12701).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте сноски допущена опечатка. Дату приказа N 147 следует читать как "12 сентября 2008 г."

------------------------------