Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 марта 2019 г. N 03-07-08/20224
Вопрос: В соответствии с п. 1. и п. 2 статьи 161 НК РФ российские организации являются налоговыми агентами в случае, если товары, работы, услуги, местом реализации для определения базы налогообложения по НДС которых признается территория Российской Федерации, приобретены ими у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.
АО просит дать разъяснения по вопросу применения п. 1 и 2 статьи 161 НК РФ в отношении сделок по реализации товаров, работ, услуг иностранным юридическим лицом, в случае, если иностранная организация состоит на учете в Российской Федерации по месту открытия расчетного счета:
1. Будет ли российская компания, покупатель товаров, работ, услуг, приобретенных у иностранной организации, являться налоговым агентом в отношении таких сделок?
2. Является ли иностранная организация, вставшая на учет в Российской Федерации, по месту открытия расчетного счета, налогоплательщиком по сделкам по реализации товаров, работ, услуг, местом оказания которых признается территория Российской федерации в целях исчисления налога на добавленную стоимость?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), местом реализации которых в целях применения этого налога на основании статьей 147 и 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признается территория Российской Федерации, иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации в связи с открытием счета в российском банке, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
На основании положений пункта 1 и пункта 2 статьи 161 Кодекса налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, если иное не предусмотрено главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.11.2016 N 2518-О, разрешение вопроса об уплате налога на добавленную стоимость самой иностранной организацией либо налоговым агентом - ее контрагентом зависит от постановки на налоговый учет в Российской Федерации иностранной организации (ее представительства).
Таким образом, из вышеуказанного судебного акта следует, что если иностранная организация, состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, в том числе в связи с открытием счета в российском банке, то обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в отношении реализуемых иностранной организацией товаров (работ, услуг), местом реализации которых на основании статьей 147 и 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, должна исполняться самой иностранной организацией.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 марта 2019 г. N 03-07-08/20224
Текст письма опубликован не был