Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 июня 2019 г. N 39-АПГ19-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова О.Н. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании недействующим постановления комитета по тарифам и ценам Курской области от 28 декабря 2017 г. N 112 "О внесении изменений в постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 19 декабря 2014 г. N 139 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "Российские железные дороги" в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области и ПАО "МРСК Центра" (филиал "Курскэнерго") на территории Курской области на 2015-2019 годы, определенных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Курского областного суда от 21 января 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Максименко Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей комитета по тарифам и ценам Курской области - Золотухиной Г.Н., публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - Петровой Н.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области (далее также - Комитет, тарифный орган) от 19 декабря 2014 г. N 139 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчете между ОАО "Российские железные дороги" в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области и ПАО "МРСК Центрах (филиал "Курскэнерго") на территории Курской области на 2015-2019 годы определенных на основе долгосрочных параметров регулирована деятельности территориальных сетевых организаций" (далее также - Постановление N 139) установлены: на 2015-2019 гг. долгосрочные параметры: регулирования для открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее также - ОАО "РЖД", Общество) в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области, в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, согласно приложению N 1; необходимая валовая выручка для ОАО "РЖД" в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области на долгосрочный период: регулирования 2015-2019 г.г. (без учета оплаты потерь) согласно приложении N 2; индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "РЖД" в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области и филиалом "Курскэнерго" публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее также - ПАО "МРСК Центра") на 2015-2019 г.г. согласно приложению N 3.
Постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 28 декабря 2017 г. N 112 "О внесении изменений в постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 19 декабря 2014 г. N 139 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "Российские железные дороги" в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области и ПАО "МРСК Центра" (филиал "Курскэнерго") на территории Курской области на 2015-2019 годы, определенных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" (далее также - Постановление N 112) в Постановление N 139 внесены изменения: в связи с проведенной корректировкой на 2018 г. изменены необходимая валовая выручка (далее также - НВВ) сетевой организации без учета оплаты потерь ставки за содержание электрических сетей, ставки на оплату технологического расхода (потерь) и одноставочный тариф с разбивкой по полугодиям.
ОАО "РЖД" обратилось в Курский областной суд с уточненным в ходе судебного разбирательства административным исковым заявлением признании Постановления N 112 недействующим, ссылаясь на его несоответствие пунктам 7, 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее также - Основы ценообразования), и пунктам 11, 13 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее также - Методические указания).
Административный истец полагает, что при корректировке тарифов на 2018 г. Комитетом в нарушение указанных нормативных правовых актов в НВВ не были учтены расходы на покупку потерь электрической энергии в размере 3485,51 тыс. руб., из которых: 1851,48 тыс. руб. - сбытовая надбавка в составе фактической цены покупки потерь электрической энергии в сетях у общества с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт" (далее - ООО "Русэнергосбыт"), 1634,03 тыс. руб. - сбытовая надбавка в составе плановых расходов на покупку у ООО "Русэнергосбыт" потерь электрической энергии на 2018 г.
Решением Курского областного суда от 21 января 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе открытое акционерное общество "Российские железные дороги", ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Не соглашается с выводом суда о том, что фактически понесенные ОАО "РЖД" в 2016 г. расходы на покупку потерь электрической энергии по договору с ООО "Русэнергосбыт" являются экономически необоснованными в части оплаты сбытовой надбавки. Полагает, что судом неправильно истолкована статья 41 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее также - Закон об электроэнергетике) в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого постановления. По мнению административного истца, установленный указанной статьей запрет в части заключения договоров на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями не распространяется на ранее заключенные договоры. При этом включенная в структуру нерегулируемой цены приобретаемой у ООО "Русэнергосбыт" электроэнергии сбытовая надбавка не превышает размер соответствующей надбавки, установленной для гарантирующего поставщика (АО "АтомЭнергоСбыт").
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, комитетом по тарифам и ценам Курской области, публичным акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
Тарифы для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
Согласно Положению о комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденному постановлением Администрации Курской области от 21 апреля 2016 г. N 230-па, Комитет является исполнительным органом государственной власти Курской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на территории Курской области.
ОАО "РЖД" в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области является территориальной сетевой организацией, владеющей на законном основании электросетевыми объектами, через которые осуществляется снабжение электрической энергией конечных потребителей, непосредственно или опосредованно присоединенных к данным электросетевым объектам.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Постановление N 112 принято уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) осуществляется с применением, в том числе метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Установление цен (тарифов) с применением указанного метода осуществляется органом регулирования в соответствии с утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 98-э Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 6 августа 2004 г. N 98-э" имеется в виду "от 17 февраля 2012 г. N 98-э"
Пунктом 5 Методических указаний предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются на долгосрочный период регулирования отдельно на каждый финансовый год и ежегодно корректируются.
Из материалов дела следует, что Постановлением N 139 были установлены для ОАО "РЖД" в границах Юго-Восточной железной дороги на территории Курской области необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования 2015-2019 гг. (без учета оплаты потерь) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с ПАО "МРСК Центра" на 2015-2019 гг.
ОАО "РЖД" 24 апреля 2017 г. обратилось в Комитет с заявлением о корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным сетям на 2018 г., представив предложение по корректировке и расчетно-обосновывающие документы. При этом предложение по корректировке содержало выпадающие доходы от покупки потерь в электрических сетях в размере 2411,01 тыс. руб. по факту 2016 г. и плановые расходы на компенсацию потерь на 2018 г. в размере 9670,37 тыс. руб.
Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных ОАО "РЖД" обосновывающих материалов, подготовлено экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки Общества и индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с ПАО "МРСК Центра" на 2018 г., по результатам которого Комитетом 28 декабря 2017 г. принято оспариваемое Постановление N 112.
Из протокола заседания правления тарифного органа от 22, 28 декабря 2017 г. N 112 следует, что на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования (2018 г.) тарифный орган учел выпадающие доходы Общества от покупки потерь в электрических сетях в размере 754,12 тыс. руб. и плановые расходы на оплату технологических потерь в размере 7 786,56 тыс. руб., исключив при расчете из цены покупки потерь у ООО "Русэнергосбыт", не являющегося гарантирующим поставщиком и производителем электрической энергии на территории Курской области, сбытовую надбавку.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что произведенные Комитетом расчеты являются обоснованными, сделаны на основании норм, регламентирующих тарифное регулирование, оспариваемое административным истцом постановление по своему содержанию соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав административного истца.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно положениям Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций (пункт 50).
Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства (пункт 51).
Из пункта 128 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Постановления N 112), следует, что фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III данного документа.
Фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, приобретаемые сетевой организацией в соответствии с данным пунктом у гарантирующего поставщика, подлежат уменьшению на объемы электрической энергии (мощности), приобретаемой сетевой организацией в целях компенсации потерь электрической энергии у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
Покупку электрической энергии в целях компенсации потерь на территории Курской области ОАО "РЖД" осуществляет в рамках договора купли-продажи электрической энергии (мощности) в границах ОАО "Курскэнерго" от 30 августа 2005 г. N 171/011-Р/139Д-05, заключенного с ООО "Русэнергосбыт" (энергосбытовой организацией), и договора купли-продажи электрической энергии (с целью компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях сетевой организации) от 15 апреля 2014 г. N 18-46761006, заключенного с открытым акционерным обществом "АтомЭнергоСбыт" (являющегося на основании постановления Комитета от 21 марта 2014 г. N 15 "О границах зоны деятельности гарантирующего поставщика АО "АтомЭнергоСбыт" гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Курской области).
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона об электроэнергетике экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности на оптовом и розничных рынках.
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" (далее - Закон N 307-ФЗ) в Закон об электроэнергетике внесены изменения, в частности, статья 41 дополнена пунктом 5, согласно положениям которого величина фактических потерь электрической энергии оплачивается сетевыми организациями - субъектами розничных рынков, в сетях которых указанные потери возникли, в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков.
Сетевые организации обязаны заключить в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь. При этом заключение таких договоров с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 307-ФЗ пункт 5 статьи 41 Закона об электроэнергетике вступил в силу с 1 января 2016 г. и действовал в данной редакции на момент принятия оспариваемого Постановления N 112.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 307-ФЗ действие положений Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"(в редакции данного Федерального закона), распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу данного Федерального закона договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам.
Тем самым, в силу прямого указания закона осуществлять покупку электрической энергии в целях компенсации потерь в объектах электросетевого хозяйства у энергосбытовой организации Общество было не вправе. Данный запрет направлен на пресечение возможных злоупотреблений регулируемыми организациями по включению необоснованных затрат в необходимую валовую выручку, ввиду реализации энергосбытовыми организациями названной электрической энергии по свободным нерегулируемым ценам, тогда как в соответствии с пунктом 5 Основных положений N 442 на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с данным документом.
Пунктом 7 Основ ценообразования на тарифный орган возложена обязанность по исключению из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
В соответствии с пунктом 13 Методических указаний прогнозная цена (тариф) покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) на очередной период регулирования определяется по формуле 12, исходя из фактической цены покупки потерь электроэнергии в предыдущем периоде, определяемой регулирующими органами, и индекса роста цен на электрическую энергию, определенного в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год долгосрочного периода регулирования.
Расчет прогнозной цены электрической энергии на оплату потерь территориальных сетевых организаций произведен Комитетом исходя из непревышения предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на оплату потерь электрической энергии по полугодиям 2018 г., установленных приказом Федеральной антимонопольной службы от 19 декабря 2017 г. N 1747/17 "Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2018 год".
При этом величины прогнозных цен покупки потерь электрической энергии и мощности, а также инфраструктурные платежи, используемые в расчете, являются едиными для всех территориальных сетевых организаций Курской области.
Разница в прогнозных ценах покупки потерь электрической энергии для территориальных сетевых организаций обусловлена величиной сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика АО "АтомЭнергоСбыт" на территории Курской области на 2016 г. установлена и введена в действие на основании постановления Комитета от 24 декабря 2015 г. N 141 "О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика АО "АтомЭнергоСбыт" на территории Курской области на 2016 год".
ООО "Ресурсэнергосбыт" гарантирующим поставщиком на территории Курской области не является, сбытовая надбавка на территории Курской области в 2016 г. в отношении данного общества не устанавливалась и не утверждалась, действующим законодательством установление сбытовой надбавки энергосбытовой (энергоснабжающей) организации не предусмотрено.
Тем самым, цена покупки потерь электрической энергии ОАО "РЖД" у ООО "Ресурсэнергосбыт" не может содержать указанных дополнительных расходов гарантирующего поставщика, в связи с чем в рассматриваемом случае применение при расчете необходимой валовой выручки Общества размера сбытовой надбавки гарантирующего поставщика не будет являться экономически обоснованным.
Фактические расходы административного истца на оплату потерь электрической энергии, понесенные по договору с ООО "Ресурсэнергосбыт" за 2016 г., учтены Комитетом в размере стоимости покупки электрической энергии в данный период на оптовом рынке, публикуемой гарантирующими поставщиками и коммерческим оператором оптового рынка электрической энергии, что не противоречит пунктам 7, 29 Основ ценообразования и Методическим указаниям.
Как установлено судом, данная стоимость соответствует цене покупки потерь электроэнергии на оптовом рынке как у гарантирующего поставщика, так и цифровым значениям по показателям "Цена покупки потерь без учета сбытовой надбавки", приведенным ОАО "РЖД" в расчете фактических расходов и цены на покупку потерь электрической энергии за 2016 г., что административным истцом не оспаривается.
Из абзаца третьего пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
ОАО "РЖД", являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, имело объективную возможность заключить договор на приобретение электрической энергии с целью компенсации технологического расхода (потерь) у гарантирующего поставщика на весь объем, однако, данную возможность не реализовало и, тем самым, самостоятельно несет риски, возникающие в процессе осуществления им предпринимательской деятельности.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, аргументировано изложенную в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии оснований не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, и согласуются в полной мере с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Курского областного суда от 21 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Абакумова И.Д. |
Судьи |
Нефедов О.Н. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 июня 2019 г. N 39-АПГ19-2
Текст определения опубликован не был