Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 сентября 2019 г. N 03-07-13/1/67706
Вопрос: Российская организация (лицензиат) заключает лицензионный договор с белорусской компанией, не имеющей постоянного представительства в РФ, (лицензиар). Согласно предмету договора лицензиар (Белорусская компания) предоставляет лицензиату (Российской компании) право на использование (неисключительную лицензию) на программу. Программа лицензиаром передается лицензиату в виде ключа активации по электронной почте с целью реализации конечным пользователям и (или) организациям-посредникам.
С целью запуска программы конечный пользователь и (или) организация-посредник с сайта лицензиара скачивает установочный файл и вводит активационный код, полученный по электронной почте от лицензиата.
Возникают ли у Российской компании обязанности по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в российский бюджет в качестве налогового агента?
Вправе ли Российская организация применять к вышеуказанным правоотношениям пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при предоставлении белорусской компанией российской организации права на использование компьютерной программы на основании неисключительной лицензии Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в том числе Российской Федерации и Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к указанному Договору.
На основании пункта 28 раздела IV "Порядок применения косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ (оказании услуг) осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. При этом при выполнении работ (оказании услуг) налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).
Подпунктом 4 пункта 29 Протокола предусмотрен перечень услуг, местом реализации которых признается территория государства - члена ЕАЭС, налогоплательщиком которого приобретаются услуги. Положения данного подпункта применяются в том числе при передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав.
Таким образом, местом реализации операций по предоставлению белорусской компанией российской организации права на использование компьютерной программы на основании неисключительной лицензии признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие операции являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. В связи с этим при предоставлении белорусской компаний права на использование компьютерной программы на основании неисключительной лицензии российской организации исчислять налог на добавленную стоимость не требуется.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Белорусская компания предоставила российской организации права на использование компьютерной программы на основании неисключительной лицензии.
Местом реализации этой операции признается территория России. Однако не облагается НДС реализация исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав на их использование на основании лицензионного договора. Поэтому при предоставлении белорусской компанией права на использование компьютерной программы на основании неисключительной лицензии исчислять НДС не нужно.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 сентября 2019 г. N 03-07-13/1/67706
Текст письма опубликован не был