Министерство спорта Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации с целью оказания методической помощи образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение, реализующим дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, направляют разъяснения по внедрению приказа Министерства спорта Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. N 939 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2018 г., регистрационный N 53679).
Директор Департамента государственной |
И.А. Михеев |
Директор Департамента |
А.А. Морозов |
Разъяснения
по внедрению приказа Министерства спорта Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. N 939 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам" (далее - Приказ Минспорта России N 939)
Приказ Минспорта России N 939 был разработан и утвержден, по согласованию с Минпросвещения России, во исполнение пункта 3 Плана мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р и в соответствии с пунктом 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Приказом Минспорта России N 939 установлены базовый и углубленный уровни сложности дополнительной предпрофессиональной программы в области физической культуры и спорта.
Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта базового и (или) углубленного уровней сложности определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией или организацией, осуществляющей обучение (далее - Организации), в соответствии с Приказом Минспорта России N 939.
Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта (далее - образовательные программы) могут реализовываться, в том числе, с использованием сетевой формы, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Переход на реализацию образовательных программ в соответствии с Приказом Минспорта России N 939 рекомендуется осуществить с 1 сентября 2019 г., при этом Организации вправе установить переходный период по 31 декабря 2019 г., в течение которого руководствоваться следующими положениями.
1. Руководителям Организаций рекомендуется разработать и утвердить план мероприятий по переходу на реализацию образовательных программ в соответствии с Приказом Минспорта России N 939.
2. С целью сохранения уже имеющегося контингента рекомендуется осуществлять перевод обучающихся на уровни сложности образовательной программы с учетом следующего:
- проанализировать результаты промежуточной аттестации обучающихся за предыдущий учебный год в соответствии с пунктом 34.5 Приказа Минспорта России от 12 сентября 2013 г. N 730 и учесть эти результаты с учетом интересов и потребностей обучающихся при их переводе на уровни сложности образовательной программы;
- перевести обучающихся этапа начальной подготовки и тренировочного этапа (периода базовой подготовки) на базовый уровень сложности образовательной программы в соответствии с возрастом и годом обучения (или на общеразвивающую программу);
- перевести обучающихся тренировочного этапа (периода спортивной специализации) и этапа совершенствования спортивного мастерства, имеющих спортивные результаты, разряды и звания, на спортивную подготовку в данной Организации (в рамках структурного подразделения) или в иные организации, осуществляющие спортивную подготовку, а остальных обучающихся - на углубленный уровень сложности образовательной программы.
3. С целью повышения эффективности реализации образовательных программ, поддержки детей, проявивших особые способности в спорте и в интересах обучающихся рассмотреть, по согласованию с учредителем, возможность создания в Организации структурного подразделения по спортивной подготовке и получения государственного (муниципального) задания на услуги по спортивной подготовке.
4. Для ведения деятельности по реализации программ спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки в рамках структурного подразделения Организации необходимо:
- указать в уставе Организации деятельность по реализации программ спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки в рамках структурного подразделения в качестве одного из основных видов деятельности;
- создать в Организации структурное подразделение по спортивной подготовке;
- утвердить план финансово-хозяйственной деятельности Организации на реализацию программ спортивной подготовки в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки по разделу 1100 кода бюджетной классификации;
- разработать программы спортивной подготовки по видам спорта, реализуемым в Организации, в соответствии с требованиями Федеральных стандартов спортивной подготовки, принятых в Российской Федерации;
- внести в государственное (муниципальное) задание Организации услуги по спортивной подготовке из общероссийского базового (отраслевого) перечня (классификатора) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам;
- осуществить процедуру зачисления, лиц, прошедших отбор в структурное подразделение по спортивной подготовке.
5. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном, соответственно, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Реализация образовательных программ может осуществляться, в том числе, в рамках деятельности, приносящей доход.
6. Количество поступающих на бюджетной основе для обучения по образовательным программам определяется учредителем Организации в соответствии с государственным (муниципальным) заданием на оказание государственных (муниципальных) услуг.
7. Наполняемость групп устанавливается Организацией самостоятельно с учетом специфики образовательной программы, вида спорта, года обучения, а также с учетом представленных рекомендаций:
- базовый уровень сложности образовательной программы - не менее 15;
- углубленный уровень сложности образовательной программы - не менее 10;
- для обучающихся 3-4-го годов углубленного уровня сложности образовательной программы, ориентированных на поступление в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в области образования и педагогики в сфере физической культуры и спорта, а также ориентированных на присвоение квалификационной категории спортивного судьи, - не менее 5;
- по адаптивным программам - до 15 человек.
8. Перевод обучающихся по годам обучения и уровням сложности образовательной программы осуществляется на основании результатов промежуточной аттестации.
Сроки обучения по образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития.
9. Организации при реализации образовательной программы планируют и организуют своевременный переход обучающихся для дальнейшего прохождения спортивной подготовки в данной Организации или иных организациях, осуществляющих спортивную подготовку.
Переход обучающихся на программы спортивной подготовки, в том числе в иные организации, осуществляющие спортивную подготовку, может осуществляться до завершения прохождения ими соответствующей образовательной программы, на которую они были зачислены в порядке и на условиях, установленных локальным нормативным актом Организации.
Досрочный переход обучающихся на программы спортивной подготовки, в том числе в иные организации, осуществляющие спортивную подготовку, не является основанием для признания невыполнения показателей оценки качества образовательной деятельности Организации, снижения уровня финансирования по государственному (муниципальному) заданию, а также изменения учебной нагрузки тренеру-преподавателю до окончания учебного года.
При появлении вакантных мест учредитель может предоставить Организации право проводить дополнительный прием поступающих в середине учебного года.
10. Обучающиеся, не прошедшие отбор на спортивную подготовку, продолжают обучение по образовательной программе базового и (или) углубленного уровня сложности с целью дальнейшего физического развития и совершенствования, укрепления здоровья, приобретения начальных знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, а также с целью профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в сфере образования и педагогики, в области физической культуры и спорта.
11. Эффективность деятельности Организации по реализации образовательной программы рекомендуется определять по следующим параметрам:
- освоение образовательной программы в необходимом объеме в соответствии с приложением 3 к приказу Минспорта России N 939;
- успешное прохождение промежуточной (по итогам каждого года обучения) и итоговой аттестации обучающихся (по итогам завершения освоения образовательной программы в полном объеме в соответствии с учебным планом) не менее 75% обучающихся;
- переход лиц, прошедших отбор, на спортивную подготовку;
- общая сохранность контингента, зачисленного на образовательные программы, не менее 75%, из расчета ежегодно или суммарно за период не более четырех лет.
12. Организация на плановой основе обеспечивает участие обучающихся по образовательной программе базового и (или) углубленного уровня в физкультурных и спортивных мероприятиях, организаторами которых являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, а также органы местного самоуправления.
Организация на плановой основе обеспечивает участие занимающихся, проходящих спортивную подготовку в структурном подразделении по спортивной подготовке, в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в субъектах Российской Федерации), а также организует работу по присвоению спортивных званий и спортивных разрядов вышеуказанным занимающимся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
13. С целью недопущения снижения уровня заработной платы тренеров-преподавателей рекомендуется сохранить имеющийся фонд оплаты труда и предусмотреть стимулирующие выплаты за освоение образовательной программы в необходимом объеме, успешное прохождение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, сохранность контингента (с учетом персонифицированного подхода), формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, сохранение и укрепление здоровья, работу по выявлению одаренных детей, передачу на спортивную подготовку, успешную профориентационную работу и поступление обучающихся в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в области образования и педагогики в сфере физической культуры и спорта, а также ориентированных на присвоение квалификационной категории спортивного судьи.
14. Организациям при реализации образовательных программ по вопросу включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных программ) рекомендовано руководствоваться совместным письмом Министерства спорта Российской Федерации от 2 сентября 2019 г. N СК-ПВ-10/7666 и Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2019 г. N МР-1070/06.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ и Министерства спорта РФ от 10 сентября 2019 г. NN 06-985, Исх-ПВ-10/9327 "О направлении методического письма"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", октябрь 2019 г., N 20, в журнале "Образование в документах", ноябрь-декабрь 2019 г., N 11-12