Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 октября 2019 г. N 03-07-11/82685
Вопрос: Организация осуществляет деятельность в сфере культуры и искусства и, соответственно, реализует входные билеты на свои мероприятия.
Организация использует форму билетов, которая утверждена Приказом Минкультуры РФ от 17.12.2008 N 257 (Далее - Билет), а также в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" представляет покупателю Чек/БСО, сформированный ККТ, на сумму реализованных билетов при их оплате покупателем. Общество применяет льготу по НДС при реализации входных билетов на мероприятие в связи с чем весь доход, полученный от реализации билетов, включается в базу для исчисления налога на прибыль.
С 01.09.2019 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 18.07.2019 N 193-ФЗ, в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (Далее - Закон о культуре).
Вышеуказанные изменения предполагают ситуации, когда посетитель имеет право при возврате билета получить обратно часть цены билета, а именно:
- менее чем за десять дней, но не позднее чем за пять дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 процентов цены билета, абонемента или экскурсионной путевки;
- менее чем за пять дней, но не позднее чем за три дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 процентов цены билета, абонемента или экскурсионной путевки.
Просим разъяснить, каким видом дохода в целях налога на прибыль будет являться для Организации разница между ценой возвращенного Билета посетителем и суммой, полученной посетителем от Организации при возврате им этого Билета:
- Штраф за возврат Билета/отказ от услуг. В таком случае будет ли такой доход облагаться НДС?;
- Выручка, связанная с реализацией билетов. Будет ли в таком случае такой доход облагаться НДС или на него будет распространяться льгота по НДС в соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при отказе лицом от посещения театрально-зрелищного мероприятия, проводимого организацией, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В силу статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 Кодекса) и внереализационные доходы (статья 250 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 249 Кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Таким образом, учитывая, что при отказе лицом от посещения театрально-зрелищного мероприятия, проводимого организацией, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства, соответствующая услуга ему не оказывается, часть стоимости билета, удерживаемая этой организацией при его возврате лицом, включается в состав внереализационных доходов в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Что касается применения НДС при отказе лицом от посещения театрально-зрелищного мероприятия, проводимого организацией, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства, то в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются.
Поскольку соответствующая услуга лицу при его отказе от посещения театрально-зрелищного мероприятия организацией, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства, не оказывается, то удерживаемая этой организацией часть стоимости билета при его возврате лицом, в налоговую базу по НДС включению не подлежит.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При возврате билета на театрально-зрелищное мероприятие соответствующая услуга гражданину не оказывается. Поэтому удерживаемая при возврате билета часть его стоимости в целях исчисления базы по налогу на прибыль включается в состав внереализационных доходов. При этом в налоговую базу по НДС удерживаемая часть стоимости билета не включается.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 октября 2019 г. N 03-07-11/82685
Текст письма опубликован не был