Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2019 г.)

Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2019)

 

1. Наличие у участника закупки кадровых ресурсов на момент подачи заявки не влияет на его возможность исполнить обязательства по договору.

В ФАС России поступила на действия (бездействие) заказчика ПАО (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по клининговому обслуживанию помещений и уборке прилегающей территории объектов (далее - Конкурс, Жалоба).

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип предусмотрен пунктом 1.3 Положения о закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

В соответствии с пунктом 12.3 Документации заключение договора по итогам закупочной процедуры осуществляется в следующем порядке и сроки: "Банк осуществляет подготовку договора в электронном виде, размещает его в программно-аппаратных средствах электронного документооборота не ранее 10 (Десяти) и не позднее 20 (Двадцать) дней со дня размещения протокола подведения итогов на ЕИС и подписывает его электронной подписью. Победитель Закупочной процедуры в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения в программно-аппаратных средствах электронного документооборота подписывает его со своей стороны усиленной квалифицированной электронной подписью Победителя".При этом пунктом 4.2.6 Документации установлено квалификационное требование к участникам Конкурса, а именно наличие у участника Конкурса возможности оказания услуг силами специалистов для клининга помещений и уборки территории. При этом указано: "В течение 5 рабочих дней после признания Участника победителем по соответствующему Лоту подтверждается Анкетами специалистов Участника по форме N 8 Приложения N 3 к Конкурсной документации с приложением копий документов, подтверждающих трудовые и / или гражданско-правовые отношения специалистов с Исполнителем (копиями трудовых книжек, срочных договоров, договоров ГПХ, заверенной копией штатного расписания, иных договоров, подтверждающих обеспеченность Участника необходимыми специалистами для оказания услуг по Договору)"

Также в пункте 4.2.6 Документации указано, что участникам Конкурса необходимо подтвердить наличие определенного количества специалистов, а именно:

по Лоту N 1 - 100 человек; по Лоту N 2 - 180 человек; по Лоту N 3 - 137 человек; по Лоту N 5 - 130 человек.

Кроме того, согласно пункту 3.1.4 проекта договора Документации для подписания договора по результатам проведения Конкурса победитель обязан представить Заказчику список персонала исполнителя и/или субподрядчика для оказания услуг по договору (с указанием ФИО, даты рождения, паспортных данных, места регистрации), соответствующего установленным требованиям, в заявленном количестве, с приложением документов, подтверждающих трудовые и/или гражданско-правовые отношения с исполнителем и/или субподрядчиком.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика сообщили, что в соответствии с протоколом заседания Конкурсной комиссии от 20.05.2019 N 017/19 Заказчиком принято решение о заключении договоров по результатам проведения Конкурса с Заявителем по Лотам N N 1, 2, 3, 5. При этом Заявителем ненадлежащим образом направлены сведения о специалистах, привлекаемых для выполнения работ по предмету Конкурса, что явилось препятствием для заключения договоров по результатам закупки и, как следствие, нарушением сроков заключения договоров.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что в адрес сотрудников Заказчика посредством электронной почты направлены сведения о специалистах, которые будут привлечены для оказания услуг по предмету Конкурса. Также представитель Заявителя представил материалы и сообщил, что в соответствии с пунктом 12.3 Документации Заказчиком 09.07.2019, 10.07.2019 и 11.07.2019 размещены проекты договоров, заключаемых по результатам Конкурса, при этом в нарушение, установленного Документацией 5-ти дневного срока, 12.07.2019 указанные договоры были удалены Заказчиком в программно-аппаратных средствах электронного документооборота, что привело к невозможности заключения договоров по результатам проведения Конкурса.

Таким образом, Заказчиком нарушен порядок заключения договоров по результатам проведения Конкурса.

Кроме того, отсутствие у участника закупки до заключения договора соответствующих кадровых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такие кадровые ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подписания договора. Указанное требование Документации (пункт 4.2.6) и требование проекта договора Документации (пункт 3.1.4) налагают дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.

Также учитывая положения пункта 10.4 проекта договора Документации о праве заказчика в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае установления факта предоставления победителем недостоверных сведений до заключения договора, возможность участия в закупке и исполнения обязательств по такому договору ставится в зависимость от волеизъявления привлекаемых сотрудников, поскольку в случае если привлекаемый сотрудник по неопределенным причинам откажется оказывать услуги на объекте Заказчика после подписания договора, то исполнитель по договору не сможет осуществить замену такого сотрудника, поскольку оказание услуг новым сотрудником, сведения о котором не были представлены победителем Конкурса до заключения договора, может быть расценено Заказчиком как предоставление недостоверных сведений о привлекаемых сотрудниках.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Документации требования о предоставлении сведений о привлекаемых кадровых ресурсах, а также нарушившего установленный порядок заключения договора по результатам проведения Конкурса, противоречат пункту 1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4, часть 15 статьи 3.2 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, заказчику было выдано предписание продолжить процедуру заключения договора в соответствии с Положением и нормами Закона о закупках.

(см. решение Комиссии ФАС России от 01.08.2019 г. по делу N 223ФЗ-810/19)

 

2. Наличие опыта поставки товара не отражает квалификацию участника закупки.

В ФАС России поступила жалоба б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ООО (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для летательных аппаратов для нужд филиалов ООО (далее - Конкурентный отбор, Жалоба).

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование о наличии у участников Конкурентного отбора опыта по предмету закупки в виде квалификационного требования, а также в виде критерия оценки "опыт участника".

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам такой закупки.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

При этом пунктом 5.7.3 Положения о закупках установлено, что "оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов".

В соответствии с разделом 2 приложения N 3 Документации оценка заявок участников Конкурентного отбора осуществляется, в том числе, по не стоимостным критериям, а именно "опыт участника".

При этом пунктом 1.4.3 Документации установлено, что "участники должны соответствовать дополнительным требованиям: Обладать опытом выполнения договоров поставки продукции, подобной закупаемой, за последние 3 года на сумму не менее 10% от начальной (максимальной) цены предмета закупки.

Под подобными товарами подразумеваются товары, подпадающие под классификацию по каким-либо кодам ОКПД 2 или ОКВЭД 2, указанным в Извещении.

Обладание опытом исполнения договоров поставки подобного товара по Федеральным округам Российской Федерации в которые планируются поставки товара:

- Южный федеральный округ;

- Северо-Кавказский федеральный округ;

- Приволжский федеральный округ;

- Северо-Западный федеральный округ;

- Центральный федеральный округ;

- Уральский федеральный округ;

- Сибирский федеральный округ".

При этом, в соответствии с частью 5 раздела 1 приложения N 3 Документации в случае не предоставления в составе заявки сведений о наличии опыта у частника закупки, представленных по форме 3 (справка об опыте), заявка такого участника подлежит отклонению.

Вместе с тем, согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержанием договора поставки является обязанность поставщика доставить соответствующий товар в установленный таким договором срок Заказчику.

Кроме того, поставщик может не являться производителем оборудования по предмету Конкурентного отбора, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.

Учитывая природу договора поставки, отсутствие у данного поставщика фактов поставки товара по предмету закупки, указанного в пункте 1.4.3 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурентного отбора.

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение в Документации, ограничивает количество участников закупки и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, заказчику было выдано предписание о внесении изменений в закупочную документацию.

(см. решение Комиссии ФАС России от 15.08.2019 г. по делу N 223ФЗ-841/19)

 

3. Заказчик обязан размещать в ЕИС разъяснения положений Документации и предмета запроса.

В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, эскалаторов, пассажирских конвейеров, платформ подъемных для инвалидов, систем диспетчеризации терминалов (далее - Конкурс, Жалоба).

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупках и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

Аналогичное положение установлено пунктом 4 статьи 17 Положения о закупке.

Пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.

Аналогичное положение установлено подпунктом "л" пункта 2 статьи 12 Положения о закупке.

Комиссией ФАС России установлено, что 01.07.2019, 03.07.2019 и 04.07.2019 Заказчиком в ЕИС размещены разъяснения положений Документации, при этом указанные разъяснения не содержат предмета запроса.

Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что Документация не содержит сведений о конкретной дате начала и дате окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 2 стати 12, пункту 4 статьи 17 Положения о закупке и нарушают часть 3 статьи 3.2, пункт 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 5, 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен статьей 5 Положения о закупке.

Пунктом 20.4 раздела 5 Документации установлено, что в ходе рассмотрения заявок тендерная комиссия Заказчика вправе направить запросы участникам Конкурса, в том числе запросы касающиеся разъяснения или дополнения положений предложения на участие в Конкурсе, в том числе представление отсутствующих документов.

Вместе с тем, возможность участия в закупке с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку применение Заказчиком права запрашивать дополнительную информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.

Кроме того, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения дозапросов информации в отношении конкретного участника закупки в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат статье 5 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках

3. Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Подпунктом 1 пункта 7.5 Информационной карты Документации установлено квалификационное требование к участникам Конкурса, а именно наличие трудовых ресурсов, выделяемых для реализации договора, заключаемого по результатам проведения Конкурса, в количестве не менее 48 человек.

Для подтверждения вышеуказанному требованию Документации участникам Конкурса необходимо представить форму N 6 "Справка о трудовых ресурсах участника", а также копии выписки из штатного расписания или копии трудовых договоров гражданско-правового характера на каждого заявленного работника, а также копии действующего удостоверения электромеханика по лифтам, машиниста по эскалаторам.

Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих кадровых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такие кадровые ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.

Кроме того, подпунктом 2 пункта 7.5 Информационной карты Документации установлено квалификационное требование к участникам Конкурса, а именно наличие опыта выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, эскалаторов, пассажирских конвейеров, платформ подъемных для инвалидов, систем диспетчеризации за последние три года до дня размещения в ЕИС извещения о проведении Конкурса.

При этом указано: "Сведения о наличии опыта указываются по ФОРМЕ N 4 "Справка об опыте участника" с приложением копий не менее одного исполненного договора/контракта и копий актов выполненных работ, заключенных за последние три года до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупочной процедуры. Стоимость одного контракта/договора или суммарная стоимость всех представленных контрактов/договоров в составе заявки участника, должна быть не менее 50% начальной (максимальной) цены, указанной в п. 6.4 Информационной карты".

Вместе с тем, отсутствие у участника закупки одновременно опыта оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, эскалаторов, пассажирских конвейеров, платформ подъемных для инвалидов, систем диспетчеризации, а также подтверждающих документов в соответствии с подпунктом 2 пункта 7.5 Информационной карты Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.

Кроме того, учитывая, что участником Конкурса может быть только субъект малого и среднего предпринимательства (далее - СМИ), Заказчиком ограничена возможность участия в Конкурсе вновь созданных субъектов СМИ и не обладающих вышеуказанным опытом оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, эскалаторов, пассажирских конвейеров, платформ подъемных для инвалидов, систем диспетчеризации.

Также согласно подпункту 3 пункта 7.5 Информационно карты Документации Заказчиком установлено требование к финансовой устойчивости участника Конкурса, а именно:

Наличие у участника выручки (Форма 2, строка 2110) за полный год, предшествующий периоду закупки, составляющей не менее 60% от утвержденной НМЦ (без НДС);

Наличие у участника положительной чистой прибыли за полный год, предшествующий периоду закупки, в случае наличия убытка, убыток должен составлять менее 5% от выручки за полный год, предшествующий периоду закупки.

Вместе с тем, отсутствие у участника закупки финансовых показателей деятельности в соответствии с вышеуказанным пунктом Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.

Кроме того, Заказчиком ограничена возможность участия в Конкурсе вновь созданных субъектов СМП, поскольку такие участники могут не обладать финансовыми показателями деятельности в соответствии с подпунктом 3 пункта 7.5 Информационной карты Документации.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение в Документации, ограничивает количество участников закупки, противоречат статье 5 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, заказчику было выдано предписание о внесении изменений в документацию о закупке.

(см. решение Комиссии ФАС России от 21.08.2019 г. по делу N 223ФЗ-857/19)

 

4. Заказчик должен утверждать документацию о закупке с надлежащим описанием объекта закупки.

В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика АО (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для нужд филиалов (далее - Аукцион, Жалоба).

Рассмотрев представленные материалы и документы представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Пунктами 1, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с пунктом 18 Информационной карты Документации участникам Аукциона в составе первой части заявки необходимо представить сведения о предлагаемом к поставке товаре по форме 1.2 Документации.

Согласно примечанию "*1" к форме 1.2 Документации участникам Аукциона необходимо представить сведения о товаре в соответствии с требованиями Технического задания.

При этом Заказчиком в Техническом задании в качестве требований к характеристикам товара указаны каталожные номера производителя продукции.

Вместе с тем. Комиссией ФАС России установлено, что в Документации отсутствуют сведения о производителе продукции, каталог которых используется заказчиком в Техническом задании, а также отсутствуют сведения о технике для которой закупаются запасные части по предмету Аукциона.

Таким образом, в отсутствие вышеуказанных сведений, участникам Аукциона не представляется возможным определить конкретные технические характеристики закупаемых запасных частей, и, как следствие, надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе, поскольку одному каталожному номеру может соответствовать различная продукция нескольких производителей.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Документации описание характеристик товара по предмету Аукциона в виде каталожных номеров производителя, нарушают пункты 1, 3 части 10 статьи 4, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, заказчику было выдано предписание о внесении изменений в документацию о закупке.

(см. решение Комиссии ФАС России от 30.08.2019 г. по делу N 223ФЗ-879/19)

 

5. Порядок оценки заявок должен позволять выявить победителя, предложившего лучшие условия исполнения обязательств по договору и обладающего наибольшей квалификацией.

В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку и выполнение монтажных и пусконаладочных работ оборудования станочного, прессового, кузнечного для нужд ОАО (далее - Конкурс, Жалоба).

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию "наличие фактов неисполнения обязательств перед заказчиком или третьими лицами".

Приложением N 1.4 к Документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, в том числе критерий "Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами".

Оценка осуществляется следующим образом:

"Сумма баллов, присвоенная заявке участника по всем вышеуказанным критериям, уменьшается на 5 баллов при наличии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами.

При оценке по критерию учитывается опыт работы контрагента за период три календарных года, предшествующих дате проведения настоящей закупки, в случае расторжения договора заказчиком (ОАО "РЖД") или третьим лицом в одностороннем порядке или по решению суда с данным контрагентом в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) им своих обязательств по договору; в случае наличия у ОАО "РЖД" или третьих лиц претензий к участнику, направленных заказчиком, третьим лицом в адрес участника; в случае уклонения от заключения договора по результатам проведенных процедур закупок".

Вместе с тем, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об объективности вышеуказанного порядка оценки заявок, поскольку у участников закупки, обладающих различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (например, 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора) будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что ставит участников закупки в неравное положение, зависит от субъективного мнения Заказчика, не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному критерию оценки.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию "Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами", что не позволяет присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Конкурса. Указанные действия нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчику было выдано предписание при рассмотрении и оценке заявок не учитывать незаконные требований закупочной документации.

(см. решение Комиссии ФАС России от 17.09.2019 г. по делу N 223ФЗ-909/19)

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2019 г.)


Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.