Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 октября 2019 г. N 03-15-06/77453
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение Филиала по вопросу начисления страховых взносов на выплаты, производимые гражданам Китайской Народной Республики, временно пребывающим и работающим по трудовым договорам в филиале китайской компании на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.
Такими законами являются:
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ, части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательному пенсионному страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") и работающие по трудовым договорам.
Обязательному медицинскому страхованию иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, на основании статьи 10 Федерального закона N 326-ФЗ не подлежат.
Таким образом, временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, не являющиеся высококвалифицированными специалистами и осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации по трудовым договорам, являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
При этом статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ, статьей 2 Федерального закона N 326-ФЗ и статьей 1.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данными федеральными законами, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статьей 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 03.11.2000 (далее - Соглашение) предусмотрено, что действие Соглашения распространяется, в частности, на граждан Китайской Народной Республики, постоянно проживающих на территории Китайской Народной Республики, которые на законном основании осуществляют временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации:
а) в соответствии с договорами на выполнение работ или оказание услуг, заключенными между юридическим или физическим лицами# Российской Федерации и юридическими лицами Китайской Народной Республики, с которыми работники находятся в трудовых отношениях;
б) в соответствии с трудовыми договорами (контрактами), заключенными с работодателями - юридическими лицами Российской Федерации.
Таким образом, поскольку Соглашение не регулирует вопросы социального страхования (обеспечения) граждан Китайской Народной Республики, работающих в Российской Федерации по трудовым договорам в филиале китайской компании, к ним применяется законодательство страны пребывания, т.е. законодательство Российской Федерации.
Учитывая изложенное, граждане Китайской Народной Республики, временно пребывающие и работающие на территории Российской Федерации по трудовым договорам в филиале китайской компании, подлежат обязательному пенсионному страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, и, следовательно, с выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиком страховых взносов в их пользу, уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (по тарифу 22 процента в пределах установленной предельной величины базы и 10 свыше установленной предельной величины базы) и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности по тарифу 1,8 процента в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования (статья 425 Налогового кодекса).
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как пояснил Минфин, граждане Китая, временно пребывающие и работающие в России по трудовым договорам в филиале китайской компании, подлежат ОПС и ОСС на случай временной нетрудоспособности. С выплат и иных вознаграждений, начисляемых в их пользу, уплачиваются страховые взносы:
- на ОПС - по тарифу 22% до предельной величины базы и 10% свыше;
- на ОСС на случай временной нетрудоспособности - по тарифу 1,8% в рамках предельной величины базы по данному виду страхования.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 октября 2019 г. N 03-15-06/77453
Текст письма опубликован не был