Aircraft equipment. Risk management for quality assurance through life cycle stages. Risk assessment methods and acceptability criteria
ОКС 03.100.01
Дата введения - 1 июня 2018 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" (ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"), ООО "Центр "Приоритет"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2017 г. N 2125-ст
4 Введен впервые
Введение
Общие положения
Деятельность любой организации подвержена влиянию внутренних и внешних факторов и воздействий, которые порождают неопределенность в отношении достижения поставленных целей в области качества, получения ожидаемых результатов и возможности возникновения потенциально негативных последствий, то есть порождают риск. Необходимость управления риском в системах менеджмента качества (далее - СМК) организаций гражданской авиационной промышленности установлена в ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ЕН 9100 и [1].
Общие положения по менеджменту риска, описание процесса менеджмента риска приведены в ГОСТ Р ИСО 31000. Оценка риска - это часть процесса менеджмента риска, включая деятельность по идентификации, анализу и оцениванию риска (сравнению с критериями приемлемости) для принятия решения о необходимости воздействия на риск.
Настоящий стандарт содержит рекомендации по выбору и применению методов оценки риска при обеспечении качества авиационной техники (далее - AT) на стадиях жизненного цикла (далее - ЖЦ), а также рекомендации по определению критериев приемлемости риска как условий перехода на последующие стадии ЖЦ (с безусловным выполнением требований по безопасности).
Методы оценки риска, изложенные в настоящем стандарте, позволят организациям авиационной промышленности предоставлять информацию о возможностях процессов создания AT (на основе оценок выполнения стадий ЖЦ с учетом риска), а также о принимаемых решениях в области качества в рамках взаимоотношений заинтересованных сторон.
Необходимость применения настоящего стандарта может быть установлена организацией-потребителем в договоре на поставку AT как дополнительное требование к СМК организации - поставщика AT.
Менеджмент риска при обеспечении безопасности авиационной деятельности и при обеспечении качества AT
Для результативности любой деятельности, в том числе управления организацией с учетом риска (менеджмент риска), очень важным является определение объекта этой деятельности, целей и ограничений. В настоящем стандарте рассмотрены методы оценки и критерии приемлемости риска при обеспечении качества AT.
Вопросы обеспечения безопасности авиационной деятельности важны и первостепенны, но они не охватывают весь спектр проблем с качеством в авиационной промышленности и не являются объектом рассмотрения настоящего стандарта. Требования по обеспечению безопасности полетов установлены в законодательных, нормативных документах и руководствах. Для разработки, реализации и поддержания системы управления безопасностью полетов (далее - СУБП) следует руководствоваться [2], ГОСТ Р 56117, ГОСТ Р 56119, ГОСТ Р 57240, ГОСТ Р 55860 и др. Авиационные риски с точки зрения пассажиров и членов экипажа, совершающих полет на воздушном судне, возникающие при проектировании и производстве AT, рассмотрены в ГОСТ Р 57242, ГОСТ Р 57235 и других стандартах.
Качество в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000 - это степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям. Требования в отношении характеристик затрагивают как вопросы обеспечения безопасности авиационной деятельности, так и другие аспекты, такие как обеспечение экономичности AT при эксплуатации, собираемость на операциях сборки, выполнение стадий разработки AT в срок и др. Обеспечение качества - это часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что все требования к качеству будут выполнены. В организациях авиационной промышленности важными и часто нерешенными при обеспечении качества являются вопросы распределения ответственности за качество, особенно при переходе от одной стадии ЖЦ AT к другой (что подтверждается срывами сроков разработки новой AT и проблемами с качеством, не связанными с безопасностью: проблемами при производстве и эксплуатации AT; неудовлетворенностью потребителей по удобству и стоимости эксплуатации и обслуживания AT и др.). Вопросы распределения ответственности за качество и достижение целей в области качества могут быть решены с использованием менеджмента риска.
Менеджмент риска при обеспечении безопасности авиационной деятельности и при обеспечении качества AT имеет различные базовые установки. Если при обеспечении безопасности авиационной деятельности менеджмент риска - это механизм блокирования неблагоприятных потенциальных значимых для общества последствий (то есть управление нежелательными последствиями), то при обеспечении качества AT менеджмент риска - это механизм:
- определяющий правила перехода от стадии к стадии ЖЦ (с возможностью возврата на предыдущие стадии для решения возникающих проблем);
- определяющий необходимость разработки предупреждающих действий;
- определяющий объекты для проведения аудита СМК;
- распределения ответственности за качество;
- накопления знаний.
В силу этого подходы по менеджменту риска при обеспечении качества и обеспечении безопасности не идентичны. Информация, полученная в результате оценки риска при обеспечении качества, должна быть рассмотрена как основа для управления и улучшения СМК.
Преимущества при применении настоящего стандарта
Потенциальными преимуществами для организации при применении настоящего стандарта являются:
- достижение установленных целей по качеству AT;
- увеличение вероятности поставки AT, соответствующей требованиям потребителя;
- поставки AT потребителю в срок;
- повышение результативности СМК;
- эффективное управление проектами по созданию AT (включая соблюдение сроков выполнения и исполнения бюджета проектов);
- эффективное предупреждение проблем, предотвращение неблагоприятных последствий;
- сокращение потерь;
- максимальное использование выявленных возможностей;
- улучшение подходов к определению потребности для подготовки персонала в области качества и т.д.
1 Область применения
В настоящем стандарте приведены основные положения и рекомендации по выбору методов оценки риска при обеспечении качества AT на стадиях ЖЦ и определению критериев приемлемости риска как условий перехода на следующие стадии ЖЦ, предназначенные для организаций авиационной промышленности, участвующих в исследовании и обосновании разработки, разработке, производстве, эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и утилизации AT гражданского назначения, независимо от вида и размера организации.
Методы оценки и критерии приемлемости, приведенные в настоящем стандарте, не ограничивают организации авиационной промышленности в использовании иных методов и критериев.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ЕН 9100 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования
ГОСТ Р ИСО 5725-1 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения
ГОСТ Р ИСО 7870-1 Статистические методы. Контрольные карты. Часть 1. Общие принципы
ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 17666 Менеджмент риска. Космические системы
ГОСТ Р ИСО 22514-2 Статистические методы. Управление процессами. Часть 2. Оценка пригодности и воспроизводимости процесса на основе модели его изменения во времени
ГОСТ Р ИСО 22514-7 Статистические методы. Управление процессами. Часть 7. Воспроизводимость процессов измерений
ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 Менеджмент риска. Методы оценки риска
ГОСТ Р 15.301 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
ГОСТ Р 51897 Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения
ГОСТ Р 51901.1 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем
ГОСТ Р 51901.5 Менеджмент риска. Руководство по применению методов анализа надежности
ГОСТ Р 51901.12 Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов
ГОСТ Р 52806 Менеджмент рисков проектов. Общие положения
ГОСТ Р 53662 Система менеджмента безопасности цепи поставок. Наилучшие методы обеспечения безопасности цепи поставок. Оценки и планы
ГОСТ Р 53663 Система менеджмента безопасности цепи поставок. Требования
ГОСТ Р 53791-2010 Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения
ГОСТ Р 55860 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Общие принципы построения СМБ на всех этапах жизненного цикла авиационной техники. Структурная схема и функции модулей типовой СМБ. Общие положения
ГОСТ Р 56078 Системы менеджмента качества предприятий авиационно-космической промышленности. Руководство по менеджменту риска в цепи поставок
ГОСТ 56080 Изделия авиационной техники. Комплексные программы обеспечения безопасности полета, надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности. Общие требования
ГОСТ Р 56116 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Метрологические риски. Основные положения
ГОСТ Р 56117 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД). Система менеджмента безопасности авиационного комплекса поставщиков обслуживания. Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности проектировщиков авиационной техники
ГОСТ Р 56119 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД). Система менеджмента безопасности авиационного комплекса поставщиков обслуживания. Руководство по управлению безопасностью деятельности производителей авиационной техники
ГОСТ Р 56173 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования к контролю первого изделия продукции авиационно-космического назначения
ГОСТ Р 56176 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Управление стабильностью ключевых характеристик
ГОСТ Р 57194.1 Трансфер технологий. Общие положения
ГОСТ Р 57235 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. База данных. Авиационные риски, возникающие при производстве авиационной техники
ГОСТ Р 57240 Воздушный транспорт. Менеджмент безопасности авиационной деятельности в гражданской авиации. Основные положения
ГОСТ Р 57242 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. База данных. Авиационные риски, возникающие при проектировании авиационной техники
ГОСТ Р 57272.1 Менеджмент риска применения новых технологий. Часть 1. Общие требования
ГОСТ Р 57272.2 Менеджмент риска применения новых технологий. Часть 2. Применение к новым технологиям
ГОСТ Р 57272.3 Менеджмент риска применения новых технологий. Часть 3. Применение к новым материалам и продукции
ГОСТ Р 57272.5 Менеджмент риска применения новых технологий. Часть 5. Анализ обязательных требований
ГОСТ Р 57272.6 Менеджмент риска применения новых технологий. Часть 6. Взаимосвязь риска с неопределенностью измерений
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ЕН 9100, ГОСТ Р ИСО 31000, ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 56080, [3], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 жизненный цикл: Совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния AT при ее создании, использовании (эксплуатации) и ликвидации (с избавлением от отходов путем их утилизации и/или удаления).
Примечание - Определение термина из ГОСТ Р 53791-2010 (пункт 3.1.1) было модифицировано посредством замены термина "продукция" на термин "авиационная техника".
3.1.2 неопределенность: Возможность нахождения объекта в одном из нескольких состояний и недостаточность информации, понимания или знания относительно нахождения объекта в конкретный момент времени в конкретном состоянии.
3.1.3 объект менеджмента риска: Объект, к которому применяется процесс менеджмента риска.
Примечание - Объекты менеджмента риска, рассматриваемые в рамках настоящего стандарта, - виды AT, проекты по созданию AT, стадии ЖЦ AT. Процесс менеджмента риска в соответствии с требованиями настоящего стандарта может быть применен и к другим объектам, таким как процессы СМК, проекты, деятельность и т.д.
3.1.4 программа менеджмента риска: Документированное описание деятельности, осуществляемой в процессе менеджмента риска, включающее распределение ответственности, критерии и меры воздействия на риск.
3.1.5 процесс менеджмента риска: Систематическое применение политик, процедур и практик менеджмента к деятельности по обмену информацией, консультированию, установлению среды организации и идентификации, анализу, оцениванию, воздействию на риск, мониторингу и пересмотру риска.
Примечание - Определение термина из ГОСТ Р ИСО 31000-2010 (пункт 2.8) было модифицировано посредством замены термина "ситуация (контекст)" на термин "среда организации".
3.1.6 стадия жизненного цикла: Условно выделяемая часть ЖЦ AT, которая характеризуется спецификой направленности работ, производимых на этой стадии, и конечными результатами.
Примечание - Определение термина из ГОСТ Р 53791-2010 (пункт 3.1.2) было модифицировано посредством исключения аббревиатуры ЖЦП и замены термина "продукция" на термин "авиационная техника".
3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
- AT - авиационная техника;
- ЖЦ - жизненный цикл;
- ОКР - опытно-конструкторская работа;
- СМК - система менеджмента качества;
- СУБП - система управления безопасностью полетов;
- ТЗ - техническое задание;
- ALARP (As Low As Reasonable Practicable) - принцип разумной достаточности;
- DFMEA (Design Failure Mode and Effects Analysis) - анализ видов и последствий потенциальных отказов конструкции;
- FAI (First Article Inspection) - контроль первого изделия;
- О - оценка вероятности возникновения источника в баллах;
- PFMEA (Process Failure Mode and Effects Analysis) - анализ видов и последствий потенциальных отказов процесса;
- R - уровень риска;
- S - оценка значимости последствий в баллах;
- 8D (Eight Discipline) - метод определения корневых причин несоответствий и внедрения корректирующих действий.
4 Основные положения
4.1 Деятельность по менеджменту риска при обеспечении качества AT на стадиях ЖЦ должна быть организована на основе принципов менеджмента риска по ГОСТ Р ИСО 31000 и осуществлена на системной основе, включая:
- выполнение процесса менеджмента риска;
- управление инфраструктурой менеджмента риска, которое заключается в разработке, применении, мониторинге, анализе и ее постоянном улучшении и направлено на результативное и эффективное применение процесса менеджмента риска.
Взаимосвязь между принципами, инфраструктурой и процессом менеджмента риска приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Взаимосвязь между принципами, инфраструктурой и процессом менеджмента риска
Примечание - Принципы менеджмента риска, приведенные в ГОСТ Р ИСО 31000, при необходимости могут быть дополнены организацией.
4.2 Методы оценки и критерии приемлемости риска, приведенные в настоящем стандарте, применимы на этапе "оценка риска" процесса менеджмента риска.
4.3 Основная цель деятельности по оценке риска при обеспечении качества AT на стадиях ЖЦ - представление на основе объективных свидетельств информации, необходимой для принятия обоснованного решения относительно необходимости воздействия на риск.
Оценка риска при обеспечении качества AT на стадиях ЖЦ направлена:
- на понимание источников риска и их влияния на достижение установленных целей организации в области качества;
- идентификацию источников риска, риска и последствий для формирования баз данных в системах информационной поддержки ЖЦ AT;
- получение информации для ранжирования риска;
- выбор мер воздействия на риск;
- получение информации, необходимой для выполнения законодательных и других обязательных требований (включая авиационные правила);
- получение информации, необходимой для принятия решений в области качества;
- получение информации, необходимой для принятия решений об обоснованности перехода на последующую стадию ЖЦ;
- предупреждение проблем в области качества;
- получение информации, необходимой для решения о принятии риска в соответствии с установленными критериями;
- получение информации для сравнения организаций, технологий, методов и процессов на основе уровня риска при обеспечении качества AT;
- обмен информацией о риске и неопределенности.
4.4 Применимость методов оценки риска на стадиях ЖЦ приведена в разделе 5. Основные подходы к выбору методов оценки риска при обеспечении качества приведены в разделе 6.
4.5 При оценке риска в процессе менеджмента риска оценивают значимость риска, для этого уровень риска, выявленный при анализе, сравнивают с установленными критериями приемлемости. Критерии приемлемости риска определяют необходимость разработки и выполнения мер воздействия, условия завершения выполнения стадии ЖЦ и обоснованность перехода на следующие стадии.
Примечания
1 Риск, источники которого находятся на рассматриваемой стадии ЖЦ, должен быть проанализирован и доведен до приемлемого уровня до завершения стадии. Ответственность за риск и его последствия не должна быть передана на последующие стадии.
2 Если источники риска находятся на одной стадии ЖЦ, а его последствия проявляются на последующих стадиях, то это вносит дополнительные издержки при обеспечении качества AT.
Основные подходы к определению критериев приемлемости риска приведены в разделе 6.
4.6 Выбор методов оценки и критериев приемлемости риска при обеспечении качества AT на стадиях ЖЦ следует осуществлять при разработке инфраструктуры менеджмента риска и уточнять на этапе "определение среды организации" в начале каждого процесса менеджмента риска (см. рисунок 1).
4.7 Правильность и адекватность выбранных методов оценки риска и критериев приемлемости существующей внутренней и внешней среды организации следует периодически анализировать и при необходимости вносить изменения в инфраструктуру менеджмента риска организации.
5 Применимость методов оценки риска на стадиях жизненного цикла
5.1 В настоящем стандарте приняты следующие наименования стадий ЖЦ AT гражданского назначения:
- "исследования и обоснование разработки" (далее - "исследования");
- "разработка ТЗ и проведение ОКР" (далее - "разработка");
- "производство и испытания" (далее - "производство");
- "эксплуатация (применение, хранение)" (далее - "эксплуатация");
- "ремонт";
- "утилизация, ликвидация с избавлением от отходов путем их утилизации и/или удаления" (далее - "утилизация").
Примечания
1 Под стадией ЖЦ "ремонт" понимается проведение капитального ремонта для ремонтируемой AT. Текущий и средний ремонты включены в стадию "эксплуатация".
2 Подходы к определению методов оценки риска и критериев приемлемости риска, приведенные в настоящем стандарте, не зависят от наименования стадий ЖЦ *.
------------------------------
*В соответствии с принципами стандартизации в части гармонизации требований национальных стандартов с международными (см. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании") наименование стадий ЖЦ, включая стадию "производство", может быть заимствовано из [4].
------------------------------
3 Деятельность, осуществляемая для обеспечения качества AT на стадиях ЖЦ, является частью процессов СМК организации. Для повышения эффективности и результативности процессов СМК к ним может быть применен процесс менеджмента риска.
5.2 На каждой стадии ЖЦ AT могут быть применены различные методы оценки и критерии приемлемости риска. В таблице 1 приведены методы оценки риска, рекомендуемые для применения с целью обеспечения качества AT на стадиях ЖЦ. Краткие характеристики методов, особенности их применения для AT при необходимости и ссылки на нормативные, библиографические и другие источники с описанием метода приведены в приложении А. В приложениях Б-Г приведено описание простых методов оценки риска обеспечения качества AT на стадиях ЖЦ. В приложении Д приведены основные подходы к количественной оценке риска. Рассмотренный в таблице 1 перечень методов не является исчерпывающим, организация может комбинировать методы, а также применять другие методы, приведенные в ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010, ГОСТ Р 51901.5, [5] и др.
Таблица 1 - Методы оценки риска при обеспечении качества AT на стадиях ЖЦ
Стадия ЖЦ |
Наименования метода оценки риска |
Исследования |
Мозговой штурм, экспертные оценки |
Структурированные или частично структурированные интервью | |
Метод Дельфи | |
Структурированный анализ сценариев методом "что, если?" | |
Контрольные списки и накопленные данные | |
Анализ воздействия на бизнес | |
Анализ эффективности затрат | |
Анализ дерева событий | |
Матрица вероятности - последствий | |
Метод комплексной оценки риска в баллах | |
Методы анализа надежности | |
Менеджмент риска применения новых технологий | |
Разработка |
Мозговой штурм |
Контрольные списки и накопленные данные | |
Оценки из других проектов, бенчмаркинг | |
Анализ видов и последствий потенциальных отказов конструкции - DFMEA | |
Анализ видов и последствий потенциальных отказов процесса - PFMEA | |
Анализ дерева неисправностей | |
Анализ дерева событий | |
Анализ влияния человеческого фактора | |
Статистическое управление процессами | |
Анализ процессов измерений | |
Контроль первого изделия - FAI | |
Карта оценки риска в цепи поставок | |
Матрица вероятности - последствий | |
Метод комплексной оценки риска в баллах | |
Методы анализа надежности | |
Матрица рисков для технических решений проекта | |
Менеджмент риска применения новых технологий | |
Производство |
Мозговой штурм |
Контрольные списки и накопленные данные | |
Анализ видов и последствий потенциальных отказов конструкции - DFMEA | |
Анализ видов и последствий потенциальных отказов процесса - PFMEA | |
Метод определения корневых причин несоответствий и внедрения корректирующих действий (8D) | |
Карта оценки риска в цепи поставок | |
Менеджмент безопасности в цепи поставок | |
Анализ влияния человеческого фактора | |
Статистическое управление процессами | |
Матрица вероятности - последствий | |
Метод комплексной оценки риска в баллах | |
Методы анализа надежности | |
Проведение квалификационных испытаний | |
Менеджмент риска применения новых технологий | |
Эксплуатация, ремонт, утилизация |
Мозговой штурм |
Контрольные списки и накопленные данные | |
Карта оценки риска в цепи поставок | |
Менеджмент безопасности в цепи поставок | |
Анализ влияния человеческого фактора | |
Матрица вероятности - последствий | |
Метод комплексной оценки риска в баллах | |
Менеджмент риска применения новых технологий | |
Оценка метрологических рисков при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте AT |
5.3 При выборе метода для оценки риска следует использовать подходы и учитывать факторы, приведенные в разделе 6.
6 Подходы к выбору методов оценки и определению критериев приемлемости риска при обеспечении качества авиационной техники на стадиях жизненного цикла
6.1 Методы оценки риска при обеспечении качества AT должны быть адекватны существующей внутренней и внешней среде организации. Критерии приемлемости риска часто могут быть неотъемлемой частью метода оценки. Примеры таких критериев приведены в приложениях В и Г. При выборе методов оценки и определении критериев приемлемости следует учитывать факторы, приведенные в настоящем разделе, если иное не указано в применимых законодательных и нормативных правовых или договорных требованиях.
Примечание - Дополнительно могут быть рассмотрены рекомендации по выбору методов анализа для программы надежности, приведенные в ГОСТ Р 51901.5. Для определения критериев риска может быть использована шкала уровней готовности технологий и шкала уровней технологической готовности системы (ГОСТ Р 57194.1).
При выборе методов оценки и критериев приемлемости риска следует отдавать предпочтение тем, которые учитывают влияние:
- на выполнение требований к AT;
- затраты, бюджет проекта и стоимость жизненного цикла AT;
- выполнение сроков.
6.2 Виды критериев приемлемости риска
6.2.1 Первый вид - критерий в виде одного значения, разделяющего риск на два уровня: требующий и не требующий воздействия.
Преимущества такого подхода - простые, понятные, прослеживаемые и повторимые выводы.
Недостатки подхода:
- не отражает неопределенность, присущую оценке риска и установленному пограничному уровню риска;
- возможны преднамеренные действия, направленные на получение оценок уровня риска в приемлемых границах, а не на улучшение объекта менеджмента риска и повышение качества AT.
6.2.2 Второй вид - критерий в виде нескольких значений, разделяющих риск на три и более категории по уровням. Решение о необходимости и способах воздействия на риск для каждого уровня риска зависит от затрат и ожидаемой эффективности воздействия на риск. Рекомендуемая градация уровней риска:
а) высокий уровень риска - уровень риска является неприемлемым вне зависимости от ожидаемой эффективности мер воздействия на риск;
б) средний уровень риска ("серая" область) - решение о приемлемости принимается с учетом затрат, необходимых для осуществления мер воздействия и их результативности;
в) низкий уровень риска - уровень риска приемлемый, меры воздействия не требуются.
Преимущества такого подхода:
- учитывает неопределенности, присущие оценке риска и установленному пограничному уровню риска;
- нацеливает группу, проводящую оценку риска, на улучшение объекта, повышение качества AT и эффективное использование ресурсов.
Недостатки подхода:
- сложность;
- необходимость четкого описания;
- необходимость привлечения в группу персонала, имеющего полномочия по распределению ресурсов.
Примечание - Данный подход известен также как принцип разумной достаточности - ALARР.
6.3 Факторы, влияющие на выбор методов оценки и определение критериев приемлемости риска
6.3.1 Значимость риска и сложность методов, необходимых для его оценки
Оценка риска может быть выполнена с различной степенью глубины и детализации с использованием одного или нескольких методов разного уровня сложности. Сложность метода и уровень детализации должны быть адекватны ожидаемым выгодам от его применения и зависят от значимости изучаемых характеристик AT, взаимодействия между стадиями ЖЦ (внутри одной организации или между организациями). Выбор излишне сложных методов может снизить эффективность менеджмента риска. Точные значения уровня риска не являются целью применения методов оценки.
6.3.2 Неопределенность и чувствительность методов оценки риска
Многим методам оценки риска присуща значительная неопределенность. Понимание неопределенности необходимо для интерпретации результатов оценки риска и соответствующего обмена информацией. Заинтересованные стороны могут по-разному интерпретировать одни и те же доступные данные о риске.
Неопределенность может быть связана с неопределенностью данных, недостаточностью или недостоверностью данных, а также с внешними и внутренними целями и областью применения менеджмента риска в организации.
Для снижения неопределенности могут быть изменены методы оценки риска или способы (включая место и время) применения этих методов в организации.
Чувствительность метода - зависимость результатов от степени и характера изменений входных параметров для оценки риска. Понимание чувствительности метода помогает определить степень необходимой точности входных данных.
Критерии приемлемости риска должны быть адекватны неопределенности и чувствительности, заложенных в методах оценки риска.
Сотрудники, выполняющие оценку риска, должны осознавать возможную неопределенность и чувствительность методов оценки риска, а также их влияние на достоверность результатов оценки риска.
6.3.3 Политика и цели организации в области качества, внешняя и внутренняя среда, отношение организации к риску
Критерии приемлемости риска должны соответствовать политике и быть основаны на целях организации в области качества, на существующей внутренней и внешней среде, а также учитывать отношение организации к риску (тип риска и его величина, к которой организация стремится или готова удерживать).
6.3.4 Учет интересов заинтересованных сторон
Восприятие уровня риска как приемлемого субъективно. Заинтересованные стороны могут воспринимать риск по-разному. Следует понимать, что уровень риска может быть воспринят заинтересованной стороной как приемлемый, если он добровольный, хронический, известный, управляемый, информация по нему получена из надежных источников. Уровень риска может быть воспринят как неприемлемый, если он вынужденный, неизвестный, управляемый другими и т.д. Эту информацию следует учитывать при выборе методов и определении критериев приемлемости риска.
6.3.5 Доступность и качество информации и данных
Применение некоторых методов оценки и критериев приемлемости риска требует большого количества информации и данных. При их отсутствии и/или невозможности обеспечения их достоверности, репрезентативности выгоды от применения соответствующих методов могут быть ниже ожидаемых, а необходимость привлечения дополнительных ресурсов, например программного обеспечения, может снизить эффективность применения методов.
6.3.6 Доступность ресурсов
На выбор метода оценки и определение критерия приемлемости риска влияют следующие факторы, связанные с ресурсами:
- ограничения по времени;
- доступный бюджет при необходимости привлечения внешних ресурсов;
- практический опыт, уровень понимания, навыки и возможности группы, участвующей в процессе менеджмента риска на стадии ЖЦ.
Примечание - Простой, правильно примененный метод может обеспечить лучшие результаты, чем сложный и выполненный с ошибками;
- необходимость дополнительного обучения сотрудников.
Примечание - Применение сложных методов может потребовать разработки новых программ и планов обучения сотрудников для применения и интерпретации результатов оценки риска, что может существенно повлиять как на эффективность, так и на продолжительность выполнения работ по оценке риска.
6.3.7 Прослеживаемость, повторяемость и контролируемость результатов применения методов
При наличии альтернативных вариантов при выборе метода оценки риска предпочтение следует отдавать тем, которые позволяют получить результаты с лучшей прослеживаемостью, повторяемостью и контролируемостью.
6.3.8 Уровень зрелости организации в отношении менеджмента риска
Сложность и разнообразие применяемых методов зависит от накопленных знаний и объема накопленной информации по применению методов менеджмента риска для конкретного объекта (виды AT, проекты по созданию AT, стадии ЖЦ AT, процессы СМК). На первых шагах применения менеджмента риска в организации следует начинать с простых, понятных всем методов оценки риска. По мере накопления знаний и информации по результатам применения методов оценки (в том числе отрицательного опыта) возможно применение более сложных методов оценки риска и более сложной структуры критериев приемлемости.
Библиография
[1] |
AS 9100D:2016 |
Требования к авиационным, космическим и оборонным организациям (Requirements for Aviation, Space, and Defense Organizations) |
[2] |
Doc 9859 AN/474 Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП). ICAO//Издание 3, 2013 (ICAO safety management manual) |
|
[3] |
Федеральный закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" |
|
[4] |
[Электронный ресурс] Руководство по управлению цепочками поставок/Международная группа по качеству аэрокосмической техники (Supply Chain Management Handbook (SCMH)/The International Aerospace Quality Group (IAQG) - Режим доступа http://www.sae.org/servlets/registration?PORTAL_CODE=IAQG&OBJECT_PKG=iaqg.businessClasses&OBJECT_TYPE=SCMHGeneral&PAGE=getSCMHBOOK (дата обращения: 01.05.2017), свободный |
|
[5] |
ARP4754A:2010 |
Руководство по разработке гражданских самолетов и систем (Guidelines For Development Of Civil Aircraft and Systems |
[6] |
SAE J1739:2009 |
Анализ потенциального отказа и анализа эффектов в дизайне, анализ потенциального отказа и эффектов в процессах производства и сборки [Potential Failure Mode and Effects Analysis in Design (DFMEA), Potential Failure Mode and Effects Analysis in Manufacturing and Assembly Processes (Process FMEA)] |
[7] |
P 50.1.088-2013 |
Менеджмент риска. Руководство по оценке риска для опасностей со стороны человеческого фактора |
[8] |
Clifton A. Ericson, II. Hazard Analysis Techniques for System Safety//Fredericksburg, Virginia, A John Wiley & Sons, Inc., Publication, 2005. - 31 c. |
|
[9] |
AS 13003:2015 |
Требования к анализу систем измерения для цепочки поставок авиационной техники (Measurement Systems Analysis Requirements for the Aero Engine Supply Chain) |
[10] |
EH 9102B:2014 |
Требования к проверке аэрокосмической техники (Aerospace first article inspection requirement) |
[11] |
P 50.1.091-2014 |
Менеджмент риска. Основные подходы к менеджменту риска организаций малого и среднего бизнеса |
[12] |
Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования/Пер. с англ. С.В. Ариничева/Науч. ред. Ю.П. Адлер. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2003. - 272 с. |
|
[13] |
ЕН 9103А:2012 |
Управление вариациями ключевых характеристик (Variation management of key characteristics) |
[14] |
CQI-26. SPC для малых партий. Дополнительное руководство. Пер. с англ. первого издания от февраля 2016 года - Н. Новгород: ООО СМЦ "Приоритет", 2016. - 152 с. (официальное двуязычное издание) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58045-2017 "Авиационная техника. Менеджмент риска при обеспечении качества на стадиях жизненного цикла. Методы оценки и критерии приемлемости риска" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2017 г. N 2125-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2018 г.
Дата введения - 1 июня 2018 г.