Постановление Администрации Алтайского края от 15 мая 2008 г. N 197
"Об утверждении ведомственной целевой программы
"Развитие образования в Алтайском крае" на 2008-2010 годы"
11 августа 2008 г., 1 июля, 7 декабря 2009 г., 10 июня, 19 октября 2010 г.
Постановлением Администрации Алтайского края от 2 февраля 2015 г. N 14 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях совершенствования системы образования в Алтайском крае, в соответствии с постановлением Администрации края от 11.03.2007 N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" постановляю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие образования в Алтайском крае" на 2008-2010 годы (прилагается).
Постановлением Администрации Алтайского края от 10 июня 2010 г. N 251 пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края, начальника управления по образованию и делам молодёжи Денисова Ю.Н.
Губернатор Алтайского края |
А.Б.Карлин |
Постановлением Администрации Алтайского края от 19 октября 2010 г. N 457 в настоящую программу внесены изменения
Ведомственная целевая программа
"Развитие образования в Алтайском крае"на 2008-2010 годы
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 15 мая 2008 г. N 197)
11 августа 2008 г., 1 июля, 7 декабря 2009 г., 10 июня, 19 октября 2010 г.
Паспорт
ведомственной целевой программы
"Развитие образования в Алтайском крае"
на 2008 - 2010 годы
1. Характеристика проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами
В современных условиях система образования становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества в Алтайском крае. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры в крае является обязательным условием развития общества и экономики.
Кадровые ресурсы, качество которых во многом определяется состоянием краевой системы образования, выступают гарантом обеспечения устойчивого экономического развития Алтайского края в средне- и долгосрочной перспективе.
Цель политики модернизации краевой системы образования состоит в обеспечении текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы края в формировании условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Для достижения цели в ближайшие годы необходимо обеспечить оптимальное соотношение финансовых затрат и качества предоставления услуг в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в краевую систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств; повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения; привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов; повысить инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность сферы образования.
Анализ состояния ресурсной базы сельских общеобразовательных учреждений и результатов их деятельности показал, что если в городской местности на одного учителя в дневной общеобразовательной школе в среднем приходится 13 обучающихся, то в сельской - 7, В сельских школах наиболее высоки темпы роста количества квалифицированных педагогических кадров, достигших пенсионного возраста. В них слабо представлены предметная и внутрипредметная специализация, малочисленны методические объединения. Доля педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, в городской местности составляет 35,4%, в сельской местности - 22,3%. В аспекте ресурсного обеспечения профильного обучения для общеобразовательных школ края необходимы педагоги, компетентные в области информационно-коммуникационных технологий, способные обеспечить и сопровождать процесс дистанционного обучения старшеклассников. У учителей общеобразовательных школ недостаточно навыков преподавания элективных учебных предметов, организации учебных практик, проектной, исследовательской деятельности.
Дефицит ресурсов в условиях перехода к новому содержанию и технологиям общего образования, предпрофильной подготовке и профильному обучению, развитию новых форм контроля и оценки качества процессов и результатов педагогического труда может еще более увеличить разрыв между образовательными возможностями сельских и городских жителей.
Одной из ключевых задач политики в сфере образования является обеспечение доступного качественного общего образования для детей независимо от места жительства. В основе требования обеспечения равного доступа к качественным образовательным услугам лежит понимание взаимосвязи между образовательным уровнем населения, с одной стороны, и темпами социально-экономического и социально-политического развития края - с другой. Сложившееся различие условий организации образовательного процесса в рамках различных образовательных учреждений, обусловленное комплексом факторов, является реальным препятствием социального развития территориальной системы образования.
В результате дифференциации сети общеобразовательных учреждений в крае сложилась сеть инновационных учреждений, обеспечивающих реализацию программ углубленного, профильного уровней изучения предметов. По данным на 2007-2008 учебный год, из 99 таких учреждений 74 расположены в городской местности, в них обучаются 46066 учащихся. В сельской местности функционирует только 25 образовательных учреждений такого типа, в которых обучаются 3255 школьников. Количество учащихся, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городских поселениях, составляет 111596 человек. В городской местности проблемы функционирования и перспективы развития сети образовательных учреждений имеют свои особенности и нуждаются в решении. Если в гимназиях и лицеях наполняемость классов превышает нормы, то средняя наполняемость классов в школах на протяжении ряда лет остается ниже норм, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Это свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов и о необходимости принятия специальных мер, обеспечивающих равенство прав граждан на получение качественного образования.
Освоение образовательных программ среднего (полного) общего образования заканчивается итоговой аттестацией выпускников в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). Освоение образовательных программ основного общего образования заканчивается государственной итоговой аттестацией выпускников (ГИА). Для организации и проведения ЕГЭ и ГИА в крае ежегодно готовятся нормативные правовые, инструктивно-методические документы, регламентирующие их организацию и проведение. Формируются составы предметных конфликтных комиссий. Для обработки результатов ЕГЭ и ГИА созданы региональный центр обработки информации и межрайонные центры обработки данных.
Организационно-технологическая структура проведения ЕГЭ и ГИА постоянно совершенствуется, что требует ежегодного вложения финансовых средств. Результаты сдачи выпускниками общеобразовательных учреждений ЕГЭ и ГИА позволяют проанализировать различные стороны общеобразовательной подготовки выпускников и на этой основе выявить сильные и слабые стороны преподавания отдельных учебных предметов, определить причины неудовлетворительных результатов и наметить пути совершенствования образовательного процесса с целью повышения его качества.
Особого внимания требует оздоровление детей и их занятость в каникулярное время. В крае сложилась система оздоровления и занятости детей в летний период. Функционирует 83 загородных оздоровительных лагеря, проводятся краевые профильные смены. Ежегодно в лагерях различного типа и вида оздоравливается более 50% детей школьного возраста. Для обеспечения безопасного пребывания детей в загородных лагерях осуществляется акарицидная обработка их территорий за счет средств краевого бюджета. С целью оздоровления детей из районов, не имеющих своих лагерей, в крае сформирована сеть межрайонных лагерей, на укрепление материальной базы которых ежегодно требуется финансовая поддержка из краевого бюджета.
В учреждениях среднего и высшего профессионального образования среди студентов высока доля социально незащищенной молодежи, которым необходима поддержка в виде социальных стипендий. Это лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, молодые матери-одиночки.
Среди проблем, связанных с состоянием сети образовательных учреждений, можно выделить проблему модернизации их материально-технической базы. Наблюдается определенное несоответствие уровня обеспеченности малых сельских школ современным требованиям по техническому и информационно-методическому оснащению.
Для организации профильного обучения в школах края не хватает компьютеров, медиатехники, лабораторий, лабораторного оборудования, производственного оборудования, интерактивных досок, других наглядных и технических средств, а также помещений.
В рамках реструктуризации сети образовательных учреждений создаются базовые школы. Для обеспечения подвоза учащихся в базовые школы за период с 2003 по 2007 год городам и районам края выделена 321 единица автотранспорта. Дальнейшая реструктуризация школ расширяет возможности получения качественного образования, обеспечивает выполнение школьниками края государственных образовательных стандартов во всех предметных областях.
В условиях реализации закона Алтайского края от 07.12.2007 N 130-ЗС "О патронатном воспитании" в крае принят ряд мер по созданию системы патронатного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот.
Патронат воспитанников учреждений для детей-сирот позволит сократить количество детей всех возрастов, находящихся в детских домах, реализовать государственную политику по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях для детей-сирот.
Постинтернатный патронат, как форма оказания социальной помощи выпускникам учреждений для детей-сирот из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет в постинтернатный период и на время получения профессионального образования, позволит обеспечить более эффективную постинтернатную адаптацию и сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Реализация мероприятий программы позволит создать новые институциональные механизмы, оптимизировать использование имеющихся в крае организационных, кадровых, финансовых ресурсов для решения стратегической цели развития образования, проводить единую краевую образовательную политику, обеспечить дальнейшее развитие единого образовательного и информационного пространства, реализовать государственную политику по семейному устройству и сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях для детей-сирот.
2. Цель, задачи и мероприятия программы
Целью программы является обеспечение условий для модернизации краевой системы образования и удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в доступном и качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования происходящих изменений в краевой системе образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Каждая из задач программы носит комплексный характер и направлена на реализацию приоритетных направлений развития образовательной системы Алтайского края, определенных постановлением Администрации Алтайского края от 02.03.2006 N 85 "О приоритетных направлениях социально-экономического развития Алтайского края на 2006-2008 годы", законом Алтайского края от 07.12.2007 N 130-ЗС "О патронатном воспитании".
Для достижения цели должны быть решены следующие задачи:
1) совершенствование содержания и технологий образования.
Решение задачи обеспечивается за счет реализации программных мероприятий:
внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, развитие единой образовательной информационной среды;
повышение квалификации педагогических работников;
организация дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому по основным общеобразовательным программам;
2) развитие системы обеспечения качества образовательных услуг.
Решение задачи обеспечивается за счет реализации программных мероприятий:
организация проведения государственной итоговой аттестации, результаты которой позволят обеспечить доступность профессионального образования, объективность вступительных испытаний, преемственность общего и профессионального образования, а также осуществление государственного контроля качества образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников;
организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период;
социальная поддержка студенческой молодёжи;
3) укрепление материально-технической базы образовательных учреждений края.
Решение задачи обеспечивается за счет реализации программных мероприятий:
обеспечение образовательных учреждений современным оборудованием, школьной, корпусной мебелью, компьютерной техникой и программным обеспечением, учебно-наглядными пособиями, мягким инвентарем, материалами, необходимыми для организации учебно-воспитательного процесса;
приобретение автобусов для организации перевозки учащихся, оснащение автобусов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и оборудование сидений автобусов ремнями безопасности;
повышение уровня пожарной безопасности образовательных учреждений;
развитие материальной базы детского спорта;
4) развитие системы патронатного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся воспитанниками и выпускниками учреждений для детей-сирот.
Решение задачи обеспечивается за счет передачи на патронатное воспитание воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот в период их обучения в государственных образовательных учреждениях профессионального образования.
Перечень основных мероприятий программы представлен в приложении.
3. Методика расчета значений индикаторов реализации программы
Оценка эффективности реализации программных мероприятий осуществляется на основе значений индикаторов, которые рассчитываются по следующим формулам:
1) удельный вес выпускников учреждений образования, осваивавших образовательную программу с использованием методов дистанционного обучения:
У = * 100 %, где:
У - удельный вес выпускников учреждений образования, осваивавших образовательную программу с использованием методов дистанционного обучения;
- численность выпускников учреждений образования;
- численность выпускников учреждений образования, осваивавших образовательную программу с использованием методов дистанционного обучения;
2) учебная нагрузка на один компьютер в учреждениях общего образования:
=, где:
- учебная нагрузка на один компьютер в учреждениях общего образования;
- число школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
К - число компьютеров в учреждениях образования;
3) темп роста численности педагогических и руководящих кадров, прошедших переподготовку и повышение квалификации, рассчитывается по формуле:
Т = х 100, где:
Т - темп роста численности педагогических и руководящих кадров, прошедших переподготовку и повышение квалификации;
- численность педагогических и руководящих кадров, прошедших переподготовку и повышение квалификации в предыдущем году;
- численность педагогических и руководящих кадров, прошедших переподготовку и повышение квалификации в отчетном году;
4) удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, в общем числе выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене:
W = * 100%, где:
W - удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, в общем числе выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене;
- численность выпускников, сдавших единый государственный экзамен;
- численность выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене;
5) доля выпускников общеобразовательных учреждений, проходящих государственную (итоговую) аттестацию не менее чем по двум предметам (русскому языку и математике) в форме ЕГЭ:
* 100%, где:
- доля выпускников общеобразовательных учреждений, проходящих государственную (итоговую) аттестацию не менее чем по двум предметам (русскому языку и математике) в форме ЕГЭ;
- численность выпускников, проходящих государственную (итоговую) аттестацию не менее чем по двум предметам (русскому языку и математике) в форме ЕГЭ;
- численность выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене;
6) доля выпускников общеобразовательных учреждений, сдавших ЕГЭ по трем и более учебным предметам:
* 100%, где:
- доля выпускников общеобразовательных учреждений, сдавших ЕГЭ по трем и более учебным предметам;
- численность выпускников образовательных учреждений, сдавших ЕГЭ по трем и более учебным предметам;
- численность выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене;
7) доля детей, обеспеченных отдыхом, оздоровлением и занятостью в каникулярный период:
О = x100 %, где:
О - доля детей, обеспеченных отдыхом, оздоровлением и занятостью в каникулярный период;
- численность детей и подростков, обеспеченных оздоровлением и занятостью в каникулярный период;
- численность детей и подростков общеобразовательных учреждений;
8) доля студенческой молодежи из числа сирот, инвалидов, матерей-одиночек, которым оказана социальная поддержка в рамках реализации программы (в общей численности студентов из числа сирот, инвалидов, матерей-одиночек):
С= * 100%, где: С"
С - доля студенческой молодежи из числа сирот, инвалидов, матерей-одиночек, которым оказана социальная поддержка в рамках реализации программы (в общей численности студентов из числа сирот, инвалидов, матерей-одиночек);
- количество студентов из числа сирот, инвалидов, матерей-одиночек, которым оказана социальная поддержка в рамках реализации программы;
- количество студентов из числа сирот, инвалидов, матерей-одиночек;
9) доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса:
Д = * 100 %,где:
Д - доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса;
- число школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса;
- число школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
10) доля образовательных учреждений, оснащенных автоматической пожарной сигнализацией:
* 100 %, где:
- доля образовательных учреждений, оснащенных автоматической пожарной сигнализацией;
- число образовательных учреждений, оснащенных автоматической пожарной сигнализацией;
- число образовательных учреждений края;
11) доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, являющихся выпускниками образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее интернатных учреждений), переданных на постинтернатный патронат в период их обучения в учреждениях профессионального образования, в общем количестве выпускников интернатных учреждений рассчитывается по формуле:
И = х 100%, где:
И - доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, являющихся выпускниками интернатных учреждений, переданных на постинтернатный патронат в период их обучения в учреждениях профессионального образования, в общем количестве выпускников интернатных учреждений;
- число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, являющихся выпускниками интернатных учреждений, переданных на постинтернатный патронат в период их обучения в учреждениях профессионального образования;
- число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от 18 до 23 лет, являющихся выпускниками интернатных учреждений и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования.
12) доля выпускников девятых классов, принявших участие в государственной итоговой аттестации, от общего числа выпускников девятых классов:
х 100%, где:
- доля выпускников девятых классов, принявших участие в государственной итоговой аттестации, от общего числа выпускников девятых классов;
- численность выпускников девятых классов, принявших участие в государственной итоговой аттестации;
- общее число выпускников девятых классов.
4. Оценка эффективности реализации программы
Эффективность реализации программы характеризуется следующими показателями:
увеличение до 1510 количества образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты, включающие в себя требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности;
сокращение до 25 человек учебной нагрузки на один компьютер в учреждениях общего образования;
увеличение до 92,2% удельного веса лиц, сдавших единый государственный экзамен, в общем числе выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене;
доля детей, обеспеченных отдыхом, оздоровлением и занятостью в каникулярный период 54%;
увеличение до 56% доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса;
увеличение средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, обусловленной увеличением количества классов-комплектов, путем подвоза учащихся в базовые школы, до 14 человек;
оснащение 100% образовательных учреждений автоматической пожарной сигнализацией;
увеличение до 33% доли воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на патронатное воспитание, в общем количестве воспитанников и выпускников данных учреждений.
оснащение не менее 16 рабочих мест для организации дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому по основным общеобразовательным программам.
обеспечить участие не менее 97 % выпускников девятых классов в государственной итоговой аттестации в новой форме.
Кроме того, выполнение программных мероприятий позволит повысить эффективность использования бюджетных средств в сфере образования.
5. Система управления реализацией программы
Организация и контроль реализации программных мероприятий осуществляются управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи формирует заявку на размещение заказов на выполнение работ в целях реализации мероприятий программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Финансирование программы производится за счет краевого бюджета в порядке, установленном для его исполнения.
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи вправе перечислять бюджетам муниципальных районов и городских округов в порядке межбюджетных отношений и в соответствии с соглашениями о взаимодействии между Администрацией Алтайского края и муниципальными образованиями (городскими округами) в рамках реализации ведомственных целевых программ субсидии, предусмотренные на реализацию программы. Распределение субсидий, направляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов, утверждается распоряжением Администрации края. Указанные средства носят целевой характер и подлежат расходованию в соответствии с заключенными вышеназванными соглашениями.
Финансовые органы муниципальных районов и городских округов зачисляют средства на лицевые счета органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, либо на лицевые счета муниципальных учреждений, открытые в отделениях Управления Федерального казначейства Алтайского края по городам и районам края.
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет несоответствие результатов реализации плановым показателям, устанавливает причины недостижения ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению.
Отчеты о выполнении мероприятий программы представляются управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края и комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике по установленной форме не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Постановлением Администрации Алтайского края от 19 октября 2010 г. N 457 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
программе "Развитие
образования в Алтайском
крае" на 2008-2010 годы
Перечень
мероприятий ведомственной целевой программы
"Развитие образования в Алтайском крае"
на 2008-2010 годы
1 июля, 7 декабря 2009 г., 10 июня, 19 октября 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 15 мая 2008 г. N 197 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие образования в Алтайском крае" на 2008-2010 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 24 мая 2008 г. N 147-148, Сборнике законодательства Алтайского края, май 2008 г. N 145, с.106
Постановлением Администрации Алтайского края от 2 февраля 2015 г. N 14 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 19 октября 2010 г. N 457
Постановление Администрации Алтайского края от 10 июня 2010 г. N 251
Постановление Администрации Алтайского края от 7 декабря 2009 г. N 516
Постановление Администрации Алтайского края от 1 июля 2009 г. N 286
Постановление Администрации Алтайского края от 11 августа 2008 г. N 325
Изменения вступают в силу с момента принятия названного Постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 15 мая 2008 г.