Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2019 г. N 11-КГ19-24 Суд отменил вынесенные ранее судебные решения и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку суды первой и апелляционной инстанций не учли, что отказ в обеспечении ребенка-инвалида назначенным врачебной комиссией препаратом за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2019 г. N 11-КГ19-24

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.

судей Жубрина М.А., Гуляевой Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 2 декабря 2019 г. кассационную жалобу Мусина Ильдуса Анваровича на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 5 апреля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 августа 2018 г.

по делу N 2-2883/2018 Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан по иску прокурора г. Набережные Челны в интересах несовершеннолетней Мусиной Эльвины Ильдусовны к государственному автономному учреждению здравоохранения "Детская городская поликлиника N 6", Министерству здравоохранения Республики Татарстан об обязании выписывать рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов, организовать бесплатное получение лекарственных препаратов.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор г. Набережные Челны, действующий в интересах несовершеннолетней Мусиной Эльвины Ильдусовны, 13 февраля 2018 г., обратился в суд с иском к государственному автономному учреждению здравоохранения "Детская городская поликлиника N 6" (далее также - Детская городская поликлиника N 6 г. Набережные Челны), Министерству здравоохранения Республики Татарстан об обязании выписывать рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов, организовать бесплатное получение лекарственных препаратов.

В обоснование предъявленных требований прокурор г. Набережные Челны указал, что Мусина Эльвина, ... года рождения, является ребенком-инвалидом, ей установлен диагноз: ...

При лечении Мусиной Э.И. в федеральном государственном учреждении "Российская детская клиническая больница" (далее также - ФГУ "Российская детская клиническая больница" (г. Москва) ей по жизненным показаниям были назначены лекарственные препараты "..." (...) и "..." (...), которые жизненно необходимы и замене не подлежат.

4 сентября 2017 г. врачебной комиссией государственного автономного учреждения здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан" (далее также - Детская республиканская клиническая больница Минздрава Республики Татарстан) Мусиной Э.И. назначен приём лекарственных препаратов "..." (...) и "..." (...) постоянно.

По вопросу бесплатного предоставления Мусиной Э.И. указанных лекарственных препаратов её законный представитель Мусин И.А. обратился в Детскую городскую поликлинику N 6 г. Набережные Челны и Управление здравоохранения по г. Набережные Челны Министерства здравоохранения Республики Татарстан, в чём ему было отказано.

По мнению прокурора г. Набережные Челны Мусина Э.И. как ребенок-инвалид в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов, назначенных ей по жизненным показаниям.

С учётом уточнённых требований прокурор г. Набережные Челны просил обязать Детскую городскую поликлинику N 6 г. Набережные Челны выписывать в соответствии с медицинским назначением рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов "..." ...) и "..." (...) для ребенка-инвалида Мусиной Э.И., ... года рождения, возложить на Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязанность организовать бесплатное получение данных лекарственных препаратов для Мусиной Э.И.

Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 5 апреля 2018 г. в удовлетворении исковых требований прокурора г. Набережные Челны отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 августа 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе Мусина И.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 5 апреля 2018 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 августа 2018 г., как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 21 августа 2019 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 28 октября 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Мусина Эльвина Ильдусовна, 17 апреля 2012 года рождения, имеет статус ребенка-инвалида, инвалидность установлена Бюро N 37 федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан)" повторно 1 июля 2015 г. до 17 апреля 2030 г., ей установлен диагноз: ...

Мусина Эльвина с рождения наблюдается и состоит на учёте в Детской городской поликлинике N 6 г. Набережные Челны.

При лечении Мусиной Э.И. в ФГУ "Российская детская клиническая больница" (г. Москва) ей были назначены по жизненным показаниям лекарственные препараты "..." (...) и "..." (...) постоянно, которые замене не подлежат.

Аналогичное решение о лечении Мусиной Э.И. по жизненным показаниям лекарственными препаратами "..." (...) и "..." (...) постоянно было принято 4 сентября 2017 г. врачебной комиссией Детской республиканской клинической больницы Минздрава Республики Татарстан.

4 октября 2017 г. Мусин И.А. (отец Мусиной Э.И.) обратился к главному врачу Детской городской поликлиники N 6 г. Набережные Челны по вопросу организации обеспечения его дочери назначенными ей лекарственными препаратами.

Письмом главного врача Детской городской поликлиники N 6 г. Набережные Челны от 30 октября 2017 г. Мусину И.А. сообщено о том, что лекарственных препаратов, назначенных его дочери (...), в перечне заявки по ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами) в Республике Татарстан нет. На имя руководителя Управления здравоохранения по г. Набережные Челны Министерства здравоохранения Республики Татарстан направлено письмо с просьбой оказать содействие в приобретении данных препаратов ребёнку по жизненным показаниям.

Из письма руководителя Управления здравоохранения по г. Набережные Челны Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 3 ноября 2017 г., адресованного Мусину И.А., следует, что лекарственные препараты, рекомендованные его дочери, Мусиной Э.И., не включены в перечень лекарственных препаратов, которыми обеспечиваются больные ... Вопрос организации обеспечения Мусиной Э.И. рекомендованными ей лекарственными препаратами будет рассмотрен при выделении дополнительных денежных средств.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора г. Набережные Челны, действующего в интересах несовершеннолетней Мусиной Э.И., об обязании выписывать рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов, организовать бесплатное получение лекарственных препаратов, суд первой инстанции со ссылкой на положения статей 14, 32, 34, 37, 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для обеспечения Мусиной Э.И. назначенными ей лекарственными препаратами как за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (Республики Татарстан), в том числе и в рамках утверждённой постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 декабря 2014 г. N 1029 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, так и за счёт средств федерального бюджета.

Суд исходил из того, что в отношении имеющегося у Мусиной Э.И. заболевания "..." имеется Стандарт специализированной медицинской помощи при (...), утверждённый приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1605н (далее - Стандарт специализированной медицинской помощи при (...). В указанном стандарте имеется перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, в который входит препарат "...". Препарат "..." в данный перечень не включён. Также в стандарте указаны условия оказания медицинской помощи: стационарно.

Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", суд указал, что Мусина Э.И. является ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет и относится к категории населения, при амбулаторном лечении которой все лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Принимая во внимание, что в соответствии со Стандартом специализированной медицинской помощи при ... специализированная медицинская помощь оказывается стационарно, а Мусина Э.И. имеет право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными препаратами только при амбулаторном лечении, суд пришёл к выводу о том, что препарат "..." не может быть предоставлен бесплатно при амбулаторном лечении Мусиной Э.И.

Также суд указал, что в соответствии с действующим законодательством, безвозмездное лекарственное обеспечение граждан, являющихся инвалидами, осуществляется за счёт средств федерального бюджета в соответствии с перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций.

Поскольку назначенные Мусиной Э. врачебной комиссией лекарственные препараты "..." (...) и "..." (...) не включены в Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных ..., утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 2724-р, а также в Перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, реализуемых гражданам, имеющим право на безвозмездное обеспечение лекарственными препаратами, утверждённый распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2017 г. N 1301-р, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г. Набережные Челны.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Организация Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.

Согласно Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребёнка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка (статья 6 Конвенции о правах ребёнка).

Государства-участники признают право ребёнка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребёнок не был лишён своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребёнка).

Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты а и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребёнка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г.; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объёме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребёнка (пункт "г" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребёнка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункт "г" преамбулы" имеется в виду "пункт "d" преамбулы"

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации").

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации").

Из приведённых норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребёнка и особенно ребёнка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещённые законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Государство признаёт охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учётом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создаётся в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учёта данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включённых в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Статьёй 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г., в том числе на момент возникновения спорных отношений - обращения в октябре 2017 г. Мусина И.А. (отца Мусиной Э.И.) к главному врачу Детской городской поликлиники N 6 г. Набережные Челны) предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций" в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внесены изменения, пункт 2 части 3 статьи 80 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 1273 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения закреплены в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. N 1492.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утверждён Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 25 декабря 2014 г. N 1029 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Разделом 4 названной программы предусмотрено, что за счёт средств бюджета Республики Татарстан осуществляется финансовое обеспечение, в частности, лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, изделия медицинского значения и специализированные продукты лечебного питания отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Кроме того, пунктом 13.1 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлено, что Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи и (или) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Из приведённых нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Республики Татарстан в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации - Республики Татарстан) детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не входящее в соответствующий стандарт медицинской помощи и (или) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 г. N 1052 (далее - Положение о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан), Министерство здравоохранения Республики Татарстан является органом исполнительной власти Республики Татарстан, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИД, медицинской помощи и медицинской реабилитации, лекарственного обеспечения, деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Основными задачами Министерства здравоохранения Республики Татарстан являются, в том числе, участие в выработке и реализации государственной политики в области охраны здоровья населения Республики Татарстан; нормативно-правовое регулирование в области охраны здоровья граждан и в сфере обращения лекарственных средств, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения Республики Татарстан; организация лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Республики Татарстан, в том числе льготного при амбулаторном обслуживании (абзацы 1, 2, 3, 5 пункта 2 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан).

На Министерство здравоохранения Республики Татарстан возложено исполнение государственной функции - разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (абзац 5 пункта 3.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан).

Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Республики Татарстан, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения Республики Татарстан.

Суд первой инстанции, разрешая исковые требования прокурора г. Набережные Челны, действующего в интересах несовершеннолетней Мусиной Э.И., к Детской городской поликлинике N 6 г. Набережные Челны и Министерству здравоохранения Республики Татарстан об обязании выписывать рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов, организовать бесплатное получение лекарственных препаратов, изложенные выше нормы материального права в их системной взаимосвязи не применил.

Суд первой инстанции не учёл, что Мусина Эльвина как ребенок-инвалид в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", а также Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Республики Татарстан имеет право на обеспечение за счёт бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Суд первой инстанции также оставил без внимания то обстоятельство, что лекарственные препараты "..." (...) и "..." (...) назначены Мусиной Эльвине врачебной комиссией Детской республиканской клинической больницы Минздрава Республики Татарстан по жизненным показаниям постоянно. То есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками. Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребёнка-инвалида на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему врачебной комиссией по жизненным показаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-инвалидов в возрасте до 18 лет всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, а Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Республики Татарстан предусмотрено обеспечение за счёт бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан лекарственными средствами бесплатно отдельных категорий граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

Довод суда первой инстанции в обоснование вывода об отказе прокурору г. Набережные Челны в иске на то, что назначенные Мусиной Эльвине врачебной комиссией лекарственные препараты "..." (...) и "..." (...) не включены в Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных ..., утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 2724-р, а также в Перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, реализуемых гражданам, имеющим право на безвозмездное обеспечение лекарственными препаратами, утверждённый распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2017 г. N 1301-р, несостоятелен, так как в решении врачебной комиссии именно эти лекарственные препараты рекомендованы Мусиной Эльвине.

При этом, суд первой инстанции, процитировав положения статьи 41 Конституции Российской Федерации о том, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно, не применил их во взаимосвязи с нормами действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также с нормами международного права - Конвенции о правах ребёнка и Конвенции о правах инвалидов, устанавливающими, что государствами - участниками Конвенций, к которым относится и Российская Федерация, принимаются все необходимые меры для обеспечения детям права на жизнь и на охрану здоровья, первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребёнка-инвалида.

Право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 816-О-О).

Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения закона не устранил.

С учётом того, что лекарственные препараты "..." (...) и "..." (...) назначены ребенку-инвалиду Мусиной Эльвине врачебной комиссией Детской республиканской клинической больницы Минздрава Республики Татарстан по жизненным показаниям - отказ Управления здравоохранения по г. Набережные Челны Министерства здравоохранения Республики Татарстан в обеспечении её этим препаратом за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает её право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.

Ввиду изложенного вывод судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для обеспечения Мусиной Эльвины назначенными ей лекарственными препаратами за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (Республики Татарстан) в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также для возложения обязанности выписывать рецепты на бесплатное получение этих препаратов, нельзя признать правомерным.

При таких обстоятельствах решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 5 апреля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 августа 2018 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетней Мусиной Эльвины, что согласно статье 390.14 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть всё приведённое выше и разрешить заявленные исковые требования в соответствии с подлежащими применению нормами права и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 5 апреля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 августа 2018 г. по делу N 2-2883/2018 Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан.

 

Председательствующий

Пчелинцева Л.М.

 

Судьи

Жубрин М.А.

 

 

Гуляева Г.А.

Суды поддержали отказ поликлиники и региональных властей в обеспечении ребенка-инвалида лекарственными препаратами, не входящими в специальные перечни, в стандарт медпомощи по соответствующему диагнозу и территориальную программу. Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр.

Препараты назначены девочке врачебной комиссией региональной больницы по жизненным показаниям. Закон об основах охраны здоровья предписывает в этих случаях обеспечивать лекарствами ребенка, даже если их нет ни в одном из специальных перечней. Отказ нарушает право ребенка-инвалида на жизнь и здоровье, гарантированные государством.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2019 г. N 11-КГ19-24


Текст определения опубликован не был