Письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. N 02-02-05/8607 Об осуществлении внутреннего финансового аудита

Письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. N 02-02-05/8607

 

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу осуществления внутреннего финансового аудита и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство не уполномочено давать разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства.

Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в письме вопросу.

Федеральный орган исполнительной власти, являющийся главным администратором бюджетных средств и осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении казенных, бюджетных и автономных учреждений, осуществляет контроль учредителя за деятельностью указанных учреждений на основании пункта 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 3.23 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

При этом определение и цели ведомственного финансового контроля действующим законодательством Российской Федерации не установлены, однако вопросы финансово-хозяйственной деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции и полномочия учредителя, могут быть проверены в рамках контроля учредителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:

1) оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;

2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;

3) повышения качества финансового менеджмента.

Таким образом, цели осуществления внутреннего финансового аудита и контроля учредителя, осуществляемого в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", а также подходы к планированию и проведению контрольных и аудиторских мероприятий различаются.

Это означает, что планы осуществления аудиторских мероприятий, проводимых в рамках внутреннего финансового аудита, не должны быть сопряжены с планами осуществления контрольных мероприятий в отношении подведомственных казенных и бюджетных учреждений, проводимых в рамках контроля учредителя.

Также, по мнению Департамента, в целях однозначного определения компетенций, а также недопущения дублирования функций и полномочий главного администратора бюджетных средств при осуществлении им мероприятий по контролю в отношении подведомственных организаций рекомендуется принять два ведомственных (внутренних) акта, один из которых будет направлен на реализацию предусмотренных Федеральными законами от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" полномочий по контролю учредителя, и второй ведомственный (внутренний) акт предусмотренный федеральными стандартами внутреннего финансового аудита и направленный на реализацию бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, представленные в письме подходы к организации системы контроля не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

 

Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе

С.В. Романов

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Цели осуществления внутреннего финансового аудита и контроля учредителя, осуществляемого в соответствии с Законами о некоммерческих организациях и об автономных учреждениях, а также подходы к планированию и проведению контрольных и аудиторских мероприятий различаются.

Это означает, что планы осуществления аудиторских мероприятий, проводимых в рамках внутреннего финансового аудита, не должны сопрягаться с планами осуществления контрольных мероприятий в отношении подведомственных казенных и бюджетных учреждений, проводимых в рамках контроля учредителя.

Минфин рекомендует принять два ведомственных (внутренних) акта, один из которых будет направлен на реализацию полномочий по контролю учредителя, а второй - на реализацию бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.


Письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. N 02-02-05/8607


Текст письма опубликован не был