Письмо Минфина России от 13 марта 2020 г. N 02-09-09/19288
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии с абзацем первым пункта 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти по обращениям граждан в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина.
Согласно абзацу первому пункта 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Министерством финансов Российской Федерации не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.
Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по оценке действий (бездействий) органов прокуратуры Российской Федерации, а также рассмотрению и представлению разъяснений по решениям суда.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
По вопросу 1 обращения сообщаем.
Перечень объектов государственного (муниципального) финансового контроля установлен положениями статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ (в редакции, действовавшей в 2018 году) объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, казачье общество (далее - общество) как получатель субсидии из местного бюджета могло являться объектом внутреннего муниципального финансового контроля. При этом в случае, если в период формирования плана контрольных мероприятий соглашение о предоставлении субсидии обществу из местного бюджета отсутствовало, общество могло быть включено в качестве объекта внутреннего муниципального финансового контроля в утвержденный план контрольных мероприятий путем внесения в него соответствующих изменений.
Также полагаем необходимым отметить, что положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля (подпункт 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
По вопросу 2 обращения сообщаем.
Виды бюджетных нарушений, за совершение которых предусмотрено применение бюджетных мер принуждения, а также полномочия финансовых органов по применению бюджетных мер принуждения установлены положениями глав 29-30 БК РФ.
Так, в соответствии со статьей 306.2 БК РФ (в редакции, действовавшей в 2018 году) бюджетным нарушением признавалось совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Положениями главы 30 БК РФ в 2018 году было предусмотрено применение бюджетных мер принуждения за совершение следующих бюджетных нарушений:
нецелевое использование бюджетных средств;
невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита;
неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом;
нарушение условий предоставления бюджетного кредита;
нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Таким образом, исходя из указанных положений БК РФ, к Администрации района при выявлении органом внутреннего муниципального финансового контроля в ходе осуществления им контрольной деятельности фактов совершения Администрацией района нецелевого использования бюджетных средств орган внутреннего муниципального финансового контроля должен направить в соответствующий финансовый орган уведомление о применении бюджетных мер принуждения.
Вместе с тем информация, изложенная в обращении, представляется недостаточной для формирования обоснованной позиции по вопросу применения конкретных бюджетных мер принуждения в рассматриваемом случае.
По вопросу 3 обращения сообщаем.
Полномочия органов внутреннего муниципального финансового контроля по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля были установлены положениями статьи 269.2 БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ (в редакции, действовавшей в 2018 году) органы внутреннего муниципального финансового контроля осуществляли, в том числе контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российском Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно статье 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 БК РФ.
В соответствии со статьей 3 БК РФ под нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, понимаются, в том числе нормативные правовые (правовые) акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, принятые на основании и во исполнение БК РФ и регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 БК РФ.
Нормативные правовые акты, принятые в соответствии со статьями 165 и 264.1 БК РФ и устанавливающие единую методологию бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений, относятся к правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения. Следовательно, соблюдение установленных ими требований является предметом муниципального финансового контроля.
Учитывая изложенное, органом внутреннего муниципального финансового контроля в рамках осуществления им в соответствии со статьей 269.2 БК РФ полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, могут быть проверены, в том числе первичные документы, подтверждающие совершение фактов хозяйственной жизни объекта контроля, отражаемых в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета (например, графики дежурств, табеля учета рабочего времени).
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Казачье общество как получатель субсидии из местного бюджета в 2018 г. могло являться объектом внутреннего муниципального финансового контроля. Если в период формирования плана контрольных мероприятий соглашение о предоставлении субсидии обществу отсутствовало, оно могло быть включено в утвержденный план путем внесения в него изменений.
При выявлении нецелевого использования бюджетных средств Администрацией района орган внутреннего муниципального финансового контроля должен направить в соответствующий финансовый орган уведомление о применении бюджетных мер принуждения.
Органом внутреннего муниципального финансового контроля могут быть проверены первичные документы, подтверждающие совершение фактов хозяйственной жизни объекта контроля, отражаемых в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета (например, графики дежурств, табели учета рабочего времени).
Письмо Минфина России от 13 марта 2020 г. N 02-09-09/19288
Текст письма опубликован не был