Письмо Минфина России от 18 марта 2020 г. N 02-06-10/20901 Об особенностях применения федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда"

Письмо Минфина России от 18 марта 2020 г. N 02-06-10/20901

 

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев письмо, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.

Вместе с тем Департамент полагает возможным обратить внимание на следующее.

Правовой механизм регулирования бухгалтерского учета и единые требования к бухгалтерскому учету установлены положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).

Положениями статьи 4 Закона N 402-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

В соответствии с частью 2.1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы, к которым, в частности, относятся органы местного самоуправления, устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 258н (далее - СГС "Аренда", Стандарт), применяется при отражении в бухгалтерском учете объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.

Согласно пункту 9 СГС "Аренда" объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, органом, уполномоченным на управление таким имуществом (кроме случаев, указанных в пункте 10 Стандарта), классифицируются в качестве объектов учета аренды.

При этом объекты бухгалтерского учета в виде операций, возникающих при получении (передаче) во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования объектов имущества классифицируются на объекты операционной или неоперационной (финансовой) аренды в соответствии с пунктами 12 и 13 СГС "Аренда".

В случае, если объекты бухгалтерского учета, возникающие при предоставлении государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, органом, уполномоченным на управление таким имуществом, за плату или в безвозмездное пользование коммерческим и (или) некоммерческим организациям, соответствуют признакам, указанным в пункте 13 СГС "Аренда", такие объекты относятся к объектам учета неоперационной (финансовой) аренды.

Если объекты бухгалтерского учета, возникающие при предоставлении государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, органом, уполномоченным на управление таким имуществом, за плату или в безвозмездное пользование коммерческим и (или) некоммерческим организациям, соответствуют признакам, указанным в пункте 12 СГС "Аренда", такие объекты относятся к объектам учета операционной аренды.

При этом передача правообладателем (арендодателем) объекта учета операционной аренды пользователю (арендатору) отражается как внутреннее перемещение нефинансового актива на дату классификации объекта аренды без отражения его выбытия с балансового учета (пункт 24 СГС "Аренда").

Положения СГС "Аренда" применяются одновременно с положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н.

Необходимо отметить, что начисление амортизации на объекты имущества не является самостоятельным полномочием, а осуществляется в рамках исполнения всей совокупности возложенных в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетных полномочий (в частности, полномочий по ведению бюджетного учета).

Позиция Министерства финансов Российской Федерации о необходимости обеспечения возможности реализации всей совокупности бюджетных процедур, предусмотренных бюджетным законодательством при организации бюджетного процесса, а также о недопустимости передачи бюджетных полномочий коммерческой организации отражена в системном письме от 12.02.2020 N 02-06-07/9319.

 

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе

С.В. Сивец

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Минфин разъяснил, какие объекты относятся к объектам учета неоперационной (финансовой) аренды и операционной аренды.

Начисление амортизации на объекты имущества не является самостоятельным полномочием, а осуществляется в рамках исполнения всей совокупности возложенных в соответствии с БК РФ бюджетных полномочий (в частности, полномочий по ведению бюджетного учета).

Позиция Минфина о недопустимости передачи бюджетных полномочий коммерческой организации отражена в системном письме от 12.02.2020 N 02-06-07/9319.


Письмо Минфина России от 18 марта 2020 г. N 02-06-10/20901


Текст письма опубликован не был