Письмо Минфина России от 20 марта 2020 г. N 02-06-10/23847 Об особенностях передачи полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Письмо Минфина России от 20 марта 2020 г. N 02-06-10/23847

 

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их подведомственных казенных учреждений) по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные органы (далее - централизуемые полномочия) могут быть переданы по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, финансовому органу субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Общих требований по передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1890 (далее - Постановление N 1890), передача финансовому органу субъекта Российской Федерации централизуемых полномочий осуществляется на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - решение о передаче полномочий).

При этом подпунктом "д" пункта 3 Постановления N 1890 определено, что осуществление централизуемых полномочий финансовым органом субъекта Российской Федерации может выполняться непосредственно и (или) через подведомственное казенное учреждение (далее - уполномоченная организация).

Кроме того, в случае если на дату принятия решения о передаче полномочий ведение бюджетного учета и (или) составление бюджетной отчетности субъектов централизованного учета осуществляются на основании договора (соглашения) иными организациями (далее - иная централизованная бухгалтерия), в целях передачи централизуемых полномочий уполномоченной организации в решении о передаче полномочий предусматриваются положения о прекращении (завершении) исполнения централизуемых полномочий иными централизованными бухгалтериями и об организации передачи субъектами централизованного учета и (или) иными централизованными бухгалтериями документов (сведений), необходимых для осуществления уполномоченной организацией централизуемых полномочий (пункт 4 Постановления N 1890).

Учитывая изложенное, в случае принятия решения в соответствии с положениями статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, централизуемые полномочия подлежат передаче уполномоченной организации - финансовому органу (казенному учреждению, подведомственному финансовому органу).

При этом бюджетным законодательством не предусмотрено право передачи уполномоченной организацией исполнения возложенных на нее полномочий иным юридическим лицам (в том числе по договору (контракту).

В части вопроса по передаче руководителем экономического субъекта (учреждения) права первой подписи бухгалтерской (финансовой) отчетности при условии осуществления полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета уполномоченной организацией (централизованной бухгалтерией).

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра руководителем экономического субъекта.

Отчетность учреждений, составленная уполномоченной организацией (централизованной бухгалтерией), в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н, подписывается руководителем учреждения, передавшего ведение учета и (или) составление бухгалтерской отчетности, а также руководителем, либо лицом им уполномоченным, централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской отчетности, а также должностным лицом (главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии), на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской отчетности.

При этом согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта (учреждения) является лицо, являющееся единоличным исполнительным органом субъекта учета, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта.

Учитывая изложенное, руководитель субъекта учета (органа власти, учреждения) вправе возложить право подписывать бухгалтерскую (финансовую) отчетность от имени экономического субъекта только на должностное лицо, на которое возложена ответственность за ведение экономических дел (выполнение бюджетных полномочий по исполнению бюджета).

Принимая во внимание, что на уполномоченную организацию (централизованную бухгалтерию) не могут быть возложены полномочия по исполнению бюджета (осуществлению полномочий получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, иные полномочия по ведению экономических дел), передача права первой подписи бухгалтерской (финансовой) отчетности от имени субъекта учета руководителю иного экономического субъекта, в том числе уполномоченной организации (централизованной бухгалтерии), противоречит законодательству Российской Федерации.

В целях разъяснения отдельных положений по передаче полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности Министерством финансов Российской Федерации направлено системное письмо от 12.02.2020 N 02-06-07/9319.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 7 Федерального закона N 402-ФЗ порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе государственными (муниципальными) бюджетными (автономными) учреждениями (далее - учетные полномочия), устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Общие начала правового регулирования деятельности властных структур и должностных лиц должны исходить из правила "дозволено только то, что прямо разрешено законом" и закрепленного законом закрытого перечня полномочий и компетенций.

Следует отметить, что бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача учетных полномочий государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по договору (контракту) иной организации.

В связи с чем передача возложенных согласно законодательству Российской Федерации полномочий ведения бухгалтерского учета бюджетными (автономными) учреждениями по договору иной коммерческой организации противоречит положениям законодательства Российской Федерации.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (статья 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В целях недопущения передачи бюджетных полномочий на условиях срочных контрактов (договоров), не позволяющих реализовать в полной мере предусмотренные бюджетным законодательством бюджетные принципы, а также бюджетные полномочия по внутреннему финансовому контролю и аудиту, в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены изменения в положение пункта 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, уточняющие право передачи получателями бюджетных средств своих полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) иному государственному (муниципальному) учреждению (Проект N 828241-7 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" принят Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении).

Систему нормативных правовых актов, регулирующих ведение учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения, составляют федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов и инструкции, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного Министерством финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется посредством обобщения и представления информации о финансовом положении и финансовом результате деятельности группы субъектов отчетности, определенной исходя из подведомственности (подконтрольности) субъектов отчетности, принадлежности субъектов отчетности к одному публично-правовому образованию, к группе публично-правовых образований.

Согласно федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н, учреждение формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий и (или) функций, руководствуясь законодательством Российской Федерации, а также учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя - субъекта консолидированной отчетности.

Принимая во внимание, что Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено право передать учетные полномочия иному учреждению, а также, что бухгалтерская отчетность бюджетных (автономных) учреждений включается в состав представляемой учредителем бюджетной отчетности (по периметру консолидации), организация осуществления бюджетными (автономными) учреждениями учетных полномочий может быть аналогична организации модели, предусмотренной для получателей бюджетных средств (казенных учреждений). В частности положением, предусматривающим передачу учетных полномочий бюджетных (автономных) учреждений по согласованию с учредителем, в ведении которого они находятся, на основании соглашения иному учреждению.

Кроме того, следует обратить внимание, что выполнение централизуемых полномочий уполномоченной организацией (централизованной бухгалтерией) подразумевает обязательное ведение бюджетного (бухгалтерского) учета обособленно по каждому учреждению, которое передало свои полномочия.

При этом передача уполномоченной организации, осуществляющей централизуемые полномочия участников бюджетного процесса, учетных полномочий государственных (муниципальных) учреждений (казенных, бюджетных (автономных) учреждений), в том числе при условии осуществления таких полномочий централизованными бухгалтериями, созданными по ведомственной подчиненности, не противоречит положениям бюджетного законодательства Российской Федерации и позволяет реализовать единую государственную учетную политику, регламентируемую нормативными правовыми актами по ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательными к применению как казенными, так и бюджетными (автономными) учреждениями.

 

Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе

С.В. Романов

 

Централизуемые полномочия можно передать уполномоченной организации - финансовому органу (казенному учреждению, подведомственному финансовому органу).

При этом бюджетным законодательством не предусмотрено право передачи уполномоченной организацией исполнения возложенных на нее полномочий иным юрлицам, в том числе по договору (контракту).

На уполномоченную организацию (централизованную бухгалтерию) не могут быть возложены полномочия по исполнению бюджета. Передача права первой подписи бухгалтерской (финансовой) отчетности от имени субъекта учета руководителю иного экономического субъекта, в том числе уполномоченной организации (централизованной бухгалтерии), противоречит законодательству.

Бюджетные (автономные) учреждения не могут передать полномочия по ведению бухучета по договору иной коммерческой организации.

Разъяснено, каким образом бюджетные (автономные) учреждения могут организовать осуществление учетных полномочий.


Письмо Минфина России от 20 марта 2020 г. N 02-06-10/23847


Текст письма опубликован не был