Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 апреля 2020 г. N 03-07-08/27428
Вопрос: ООО (далее - "Общество") просит предоставить письменное разъяснение по вопросу применения норм статей 171 и 174.2 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 174.2 НК РФ иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату НДС, если обязанность по уплате НДС в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена в соответствии с указанной статьей на налогового агента.
При этом, согласно п. 10 ст. 174.2 НК РФ, при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговыми агентами признаются российские организации - посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги.
НК РФ не содержит ограничения для применения указанных положений на возложение функций налогового агента по НДС на российского платежного агента, участвующего в расчетах с российским покупателем услуг на основании агентского договора с иностранным поставщиком электронных услуг.
П. 2.1 статьи 171 НК РФ предусматривает особый порядок вычета НДС, уплаченного иностранной компанией - поставщиком электронных услуг, либо иностранной компанией-посредником, участвующей в расчетах с покупателем услуг, в частности, вычет такого НДС налогоплательщиком-покупателем возможен при наличии документов, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ.
При этом особого прядка в отношении вычета покупателем электронных услуг агентского НДС, удержанного и уплаченного в бюджет в соответствии с п. 10 ст. 174.2 НК РФ российским посредником (российским платежным агентом), участвующим в расчетах между покупателем и иностранным поставщиком электронных услуг, НК РФ не предусмотрено.
В этой связи, Общество просит вас разъяснить положения НК РФ, а именно, на основании какого документа российский покупатель электронных услуг имеет право принять к вычету НДС, удержанный и уплаченный в бюджет РФ российским платежным агентом, с учетом того, что у иностранного поставщика услуг отсутствует ИНН и КПП, необходимые для оформления документов в соответствии пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ.
Ответ: В связи с письмом о принятии к вычету налога на добавленную стоимость при приобретении у иностранной организации услуг в электронной форме через российскую организацию - посредника Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Пунктом 10 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налоговыми агентами признаются российские организации, расположенные на территории Российской Федерации, - посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. При этом такие налоговые агенты производят исчисление и уплату налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 161 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 4 статьи 174.2 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Таким образом, российская организация - посредник, осуществляющая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, выставляет счета-фактуры в порядке, предусмотренном статьей 168 Кодекса. Данные счета-фактуры являются основанием для принятия к вычету налога на добавленную стоимость покупателем услуг в электронной форме в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин рассмотрел вопрос о принятии к вычету НДС при приобретении у иностранной организации электронных услуг через российского посредника.
Посредник выставляет счета-фактуры. Они являются основанием для принятия НДС к вычету покупателем.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 апреля 2020 г. N 03-07-08/27428
Текст письма опубликован не был