Письмо Минфина России от 19 мая 2020 г. N 02-07-10/41023 О возможности формирования состава инвентаризационной комиссии без участия в ней бухгалтера

Письмо Минфина России от 19 мая 2020 г. N 02-07-10/41023

 

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) в рамках своей компетенции рассмотрел запрос муниципального казенного учреждения по вопросу возможности формирования состава инвентаризационной комиссии без участия в ней бухгалтера и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности для организаций государственного сектора определены положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 (далее - Стандарт "Концептуальные основы").

В соответствии с пунктами 80 и 81 Стандарта "Концептуальные основы" инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным:

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следует отметить, что нормативные правовые акты, регламентирующие проведение инвентаризации, не содержат требований об обязательном наличии в составе инвентаризационной комиссии бухгалтера.

Учитывая изложенное, Департамент полагает, что порядок проведения инвентаризации, а также состав комиссии, должны быть урегулированы учреждением в рамках своего правового акта, учитывающего особенности проведения инвентаризации.

Одновременно обращаем внимание, что приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" не является нормативным правовым документом, требования которого обязательны при определении порядка проведения инвентаризации.

 

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе

С.В. Сивец

 

Отвечая на вопрос, можно ли сформировать состав инвентаризационной комиссии без участия в ней бухгалтера, Минфин разъяснил следующее.

Порядок проведения инвентаризации, а также состав комиссии должны быть урегулированы учреждением в рамках своего правового акта, учитывающего особенности проведения инвентаризации.

Методические указания по инвентаризации не являются нормативным правовым документом, требования которого обязательны.


Письмо Минфина России от 19 мая 2020 г. N 02-07-10/41023


Текст письма опубликован в журнале "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", июль 2020 г., N 7