Письмо Федерального казначейства от 29 мая 2020 г. N 07-4-05/21-10615
"О направлении обобщенной информации по результатам контрольных мероприятий"
Федеральное казначейство направляет обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации во 2 полугодии 2019 года, для принятия мер, направленных на предупреждение возникновения аналогичных недостатков и нарушений, либо их своевременное устранение.
Приложение: на ___ л. в 1 экз.
Руководитель |
Р.Е. Артюхин |
Приложение
к письму Федерального казначейства
от 29 мая 2020 г. N 07-4-05/21-10615
Обзор
недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами во 2 полугодии 2019 года
В ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере во 2 полугодии 2019 года Федеральным казначейством выявлены следующие недостатки и нарушения, допущенные главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - ГРБС), распорядителями, получателями средств федерального бюджета (далее - ПБС) и органами управления государственными внебюджетными фондами, в том числе ГРБС как ПБС.
1. Недостатки и нарушения при исполнении федерального бюджета по расходам
1.1. В нарушение требований, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 162, пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), ПБС приняты бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств.
1.2. В нарушение пункта 5 статьи 161 БК РФ, условий государственных контрактов ПБС:
перечислен последующий авансовый платеж без выполнения работ по предыдущему авансовому платежу;
производилось авансирование услуг, не предусмотренное условиями государственных контрактов;
оплачены фактически не выполненные объемы работ;
оплачены работы с применением материалов, не соответствующих исполнительной документации, по завышенной стоимости.
1.3. В нарушение требований, установленных пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ, пунктом 44 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640), пунктом 5 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2014 г.), абзацем вторым пункта 2, пунктом 3 приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818 (в редакции приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 сентября 2010 г. N 818), соглашениями, локальными нормативными актами, учреждением:
начислялись сотрудникам премии (квартальные, годовые) вне зависимости от фактически отработанного времени;
осуществлялись выплаты стимулирующего характера без учета критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы сотрудников, и без обоснования размеров выплат.
1.4. В нарушение требований, установленных абзацем вторым подпункта "а" пункта 36 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", абзацем вторым подпункта "а" пункта 42 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов", абзацем вторым подпункта "а" пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496, в 2016 - 2018 годах ПБС осуществлялись авансовые платежи на покупку автомобилей в размерах, превышающих установленную норму в размере 30 процентов суммы договора (государственного контракта).
2. Нарушения и недостатки при предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (бюджетам муниципальных образований)
2.1. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 132, подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, устанавливающими правила предоставления субсидии, субвенции, иных межбюджетных трансфертов (далее - Правила предоставления субсидии, Правила представления иных межбюджетных трансфертов, в форме субсидий соответственно), ГРБС предоставлены субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов по возмещению части затрат на реализацию инвестиционных проектов в рамках мероприятий региональных программ, не соответствующих условиям отбора, а именно:
сроки реализации мероприятий региональных программ превышают три года;
в составе региональных программ субъектов Российской Федерации не установлены обязательные показатели результативности мероприятий, соответствующие целевым показателям (индикаторам) Правил предоставления субсидии;
в составе региональной программы субъекта Российской Федерации занижено значение обязательного показателя результативности мероприятия, определенного Правилами предоставления субсидии;
в составе региональной программы субъекта Российской Федерации не установлено требование - "отечественное оборудование" к оборудованию при возмещении расходов по уплате промышленными предприятиями части лизинговых платежей и (или) части первоначального взноса при заключении договора лизинга оборудования, необходимого для реализации инвестиционных проектов, предусмотренное Правилами предоставления субсидии.
2.2. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 132 БК РФ, подпунктом б) пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2018 г. N 1455), Правилами предоставления субсидии, заключенные ГРБС соглашения с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках реализации подпрограмм государственной программы Российской Федерации содержат значения показателей результативности использования субсидий, не соответствующие значениям показателей результативности использования субсидий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации.
2.3. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 133 БК РФ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, устанавливающими правила предоставления субвенции (далее - Правила предоставления субвенции), ГРБС предоставлены дополнительные средства субвенции из федерального бюджета на основании обращений главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации, в которых отсутствует обоснование дополнительной потребности в средствах субвенций, предусмотренное Правилами предоставления субвенций.
2.4. В нарушение требований, установленных Правилами предоставления субсидии, соглашением, ГРБС предоставлена субсидия бюджету субъекта Российской Федерации при отсутствии в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации объекта капитального строительства, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия.
2.5. В нарушение требований, установленных абзацем первым пункта 3 статьи 132, подпунктом 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правилами предоставления субсидии, ГРБС предоставлена субсидия бюджету субъекта Российской Федерации на строительство объекта капитального строительства, при наличии неисполненных субъектом Российской Федерации обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий на строительство объектов в годы, предшествующие текущему году, что повлекло повторное направление средств субсидий из федерального бюджета.
2.6. В нарушение требований, установленных подпунктом 10 пункта 1 статьи 158, пунктом 4 статьи 179 БК РФ, соглашениями, ГРБС предоставлены субсидии на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) бюджетам субъектов Российской Федерации с нарушением условий, установленных при их предоставлении, а именно:
показатели государственных программ субъектов Российской Федерации не соответствуют показателям результативности, установленным в соглашениях, заключенных с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в части наименований показателей и значений показателей;
в правилах предоставления и распределения субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных образований отсутствовали обязательные условия минимального и дополнительного перечня работ.
2.7. В нарушение требований, установленных статьей 132.1 БК РФ, Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, ГРБС осуществлено предоставление иных межбюджетных трансфертов на основании соглашений, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в которых:
отражены не все сведения о тренировочной площадке (назначение тренировочной площадки, количество зрительских мест, размеры и покрытие футбольного поля, сроки и сметная стоимость ее строительства или реконструкции), предусмотренные указанными правилами;
отсутствовало положение о порядке возврата иных межбюджетных трансфертов в случае установления по итогам проверок факта нарушения целей и условий предоставления иных межбюджетных трансфертов, определенных Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов.
2.8. В нарушение требований, установленных статьей 132.1, подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, ГРБС предоставлен иной межбюджетный трансферт бюджету субъекта Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам), полученным по кредитным договорам (договорам займа), заключенным товаропроизводителями, при отсутствии в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, предусматривающим порядок и условия предоставления средств из бюджета субъекта Российской Федерации, а именно: требования к заемщикам, перечень документов, необходимых для получения средств из бюджета субъекта Российской Федерации, сроки рассмотрения документов.
2.9. В нарушение требований, установленных статьей 132.1, подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, соглашениями, ГРБС предоставлены иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий при отсутствии в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации расходных обязательств, на исполнение которых предоставляются иные межбюджетные трансферты.
2.10. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 132, подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ), Правилами предоставления субсидии, соглашением, ГРБС не обеспечено соблюдение условий и обязательств, принятых при предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходов по возмещению части затрат на реализацию инвестиционных проектов в рамках мероприятий региональных программ, а именно, главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты, предоставлены субсидии:
на возмещение затрат по уплате части лизинговых платежей по договорам лизинга, на приобретение импортного оборудования, без соблюдения требования об отечественном происхождении оборудования, необходимого для реализации инвестиционных проектов;
на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в российских кредитных организациях и Внешэкономбанке, связанных с реализацией инвестиционных проектов, срок реализации которых более трех лет;
на разработку и реализацию программ повышения производительности труда на промышленных предприятиях и уплату промышленными предприятиями части лизинговых платежей и (или) возмещение части первоначального взноса при заключении договора лизинга отечественного оборудования, необходимого для реализации инвестиционных проектов, не предусмотренных соглашением.
2.11. В нарушение требований, установленных статьей 132.1 БК РФ, Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, пунктом 1.2 Типовой формы соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 9 января 2018 г. N 3н, ГРБС предоставлены иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на основании соглашений, заключенных с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, при отсутствии перечня мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляются иные межбюджетные трансферты на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам), являющихся неотъемлемой частью соглашений.
2.12. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 132, подпунктом 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ), Правилами предоставления субсидии, соглашением, ГРБС не приняты меры по расторжению соглашения в одностороннем порядке и обеспечению возврата субсидии из федерального бюджета, предоставленной бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходов по возмещению части затрат на реализацию инвестиционных проектов в рамках мероприятий региональной программы, в связи с недостижением значения показателя результативности мероприятий региональной программы.
2.13. В нарушение требований, установленных пунктом 6 статьи 132 БК РФ, Правилами предоставления субсидии, соглашением, ГРБС предоставлена субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации с нарушением графика ее перечисления бюджету субъекта Российской Федерации.
2.14. В нарушение требований, установленных абзацем первым пункта 3 статьи 132 БК РФ, подпунктом "ж" пункта 10 Правил N 999, в соглашениях, заключенных ГРБС с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отсутствовали реквизиты правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из федерального бюджета.
2.15. В нарушение требований, установленных абзацем девятым пункта 12 Правил N 999 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 г. N 1472), ГРБС внесены изменения в соглашения, заключенные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающие ухудшение значений показателей результативности.
2.16. В нарушение требований, установленных пунктом 19, абзацем восьмым, абзацем семнадцатым пункта 20 Правил N 999, Правилами предоставления субсидий, соглашениями, ГРБС:
не направлены требования по возврату из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет объема средств в связи с:
- недостижением субъектами Российской Федерации показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета,
- нарушением графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства;
не представлена в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, информация о неисполнении субъектами Российской Федерации требований по возврату средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет в связи с недостижением значений показателей результативности (в течение 5 рабочих дней со дня истечения установленного срока возврата).
2.17. В нарушение требований, установленных абзацем третьим пункта 23 Правил N 999, ГРБС направлены в Министерство финансов Российской Федерации сведения о причинах заключения с субъектами Российской Федерации соглашений о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на сумму, не соответствующую утвержденным Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" объемам, с нарушением установленного срока на 6 рабочих дней.
2.18. В нарушение требований, установленных подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правилами предоставления субвенций, проводимый ГРБС контроль за реализацией субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации не обеспечил соблюдение субъектами Российской Федерации Правил предоставления субвенций, а именно:
представление в установленные сроки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок на предоставление субвенций (срок до 20 января и 20 июля ежегодно);
соответствие заявок на предоставление субвенций утвержденным требованиям;
предоставление в установленные сроки отчетности об осуществлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом).
2.19. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 132, подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правилами предоставления субсидии, пунктами 9, 24 Правил N 999, соглашениями, проводимый ГРБС контроль не обеспечил соблюдение целей и условий предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а именно:
своевременное исполнение главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства;
достижение показателей результативности использования субсидий; своевременного возврата в доход бюджета не использованных на 1 января 2019 года остатков субсидий, подлежащих возврату;
своевременное представление:
- отчетов об осуществлении расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из федерального бюджета,
- отчетов о достижении значений показателей результативности использования субсидии, предусмотренных соглашением;
соблюдение требований к заполнению формы отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидий, в результате чего отсутствовали:
- наименования органов, представивших отчеты,
- наименование должностей руководителей органов, подписавших отчеты.
2.20. В нарушение требований, установленных статьей 132.1, подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, соглашениями, проводимый ГРБС контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации целей и условий предоставления иных межбюджетных трансфертов не обеспечил:
соблюдение графика перечисления иных межбюджетных трансфертов субъектами Российской Федерации, установленного соглашением (графика финансирования мероприятий, связанных со строительством или реконструкцией тренировочных площадок);
соблюдение сроков предоставления:
- отчетов об исполнении условий предоставления иного межбюджетного трансферта,
- отчетов об эффективности осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является иной межбюджетный трансферт,
- иных отчетов, предусмотренных соглашениями;
приведение в соответствие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку юридических лиц, требованиям нормативного правового акта Правительства Российской Федерации (требования к заемщикам, перечень документов, необходимых для получения средств, а также сроки их рассмотрения).
3. Недостатки и нарушения при предоставлении субсидий бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным унитарным предприятиям, государственным корпорациям и государственным компаниям
3.1. В нарушение требований, установленных пунктом 4 статьи 79, подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, соглашением о передаче полномочий, ГРБС не осуществлялся контроль в части:
выполнения мероприятий, предусмотренных федеральной адресной инвестиционной программой (далее - ФАИП), по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства в рамках мероприятий;
обеспечения результативности использования средств федерального бюджета, выделенных (направленных) на реализацию мероприятий ФАИП;
представления на утверждение ГРБС титульного списка на объект капитального строительства.
3.2. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 78.3, подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правилами предоставления субсидии, соглашением, проводимый ГРБС контроль не обеспечил:
достижение значения показателя результативности предоставления субсидии;
своевременность предоставления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которой является субсидия из федерального бюджета.
3.3. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 78.3 БК РФ, Правилами предоставления субсидии, соглашением, ГРБС при наличии факта нарушения государственной компанией целей и условий предоставления субсидии в части недостижения значений показателя результативности предоставления субсидии, не направлено требование о возврате в доход федерального бюджета соответствующих денежных средств.
3.4. В нарушение требований, установленных пунктом 4 статьи 79 БК РФ, соглашением о передаче полномочий, ГРБС в декабре 2018 года до внесения изменений в ФАИП внесены изменения в соглашения о передаче полномочий по срокам ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, а именно: срок ввода в эксплуатацию, установленный ФАИП в 2018 году, изменен на 2019 - 2020 годы, в том числе по объектам капитального строительства.
3.5. В нарушение требований, установленных подпунктом 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, абзацем вторым пункта 41 Положения N 640 (в редакциях постановлений Правительства Российской Федерации от 6 октября 2016 г. N 1006, от 13 сентября 2017 г. N 1001), ГРБС увеличил объем субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг подведомственными бюджетными учреждениями без изменения нормативных затрат (коэффициента выравнивания).
3.6. В нарушение требований, установленных абзацем четвертым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, Правилами предоставления субсидии, ГРБС предоставлены субсидии из федерального бюджета на иные цели подведомственным учреждениям при отсутствии документов, обосновывающих заявляемую сумму субсидии, с пояснительными записками, содержащими технико-экономическое обоснование ее предоставления.
3.7. В нарушение требований, установленных абзацем четвертым пункта 1 статьи 78.1, подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правилами предоставления субсидии на иные цели, соглашениями, проводимый ГРБС контроль за соблюдением подведомственными учреждениями обязательств не обеспечил представление отчетности, в результате чего отчетность об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, не представлялась ГРБС.
3.8. В нарушение требований, установленных абзацем четвертым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, Правилами предоставления субсидии на иные цели, соглашениями, ГРБС нарушались сроки предварительного рассмотрения результатов выполненных этапов работ по государственным контрактам, заключенным подведомственным учреждением, в рамках выполнения мероприятий федеральной целевой программы, и уведомления подведомственного учреждения о принятом решении на срок от 20 до 50 рабочих дней (не позднее 20 рабочих дней).
3.9. В нарушение требований, установленных пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ, пунктом 33 Положения N 640 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2017 г. N 1101), ГРБС доводились объемы средств на уплату налогов, учтенных в объемах субсидии на выполнение государственного задания, до подведомственных учреждений, оказывающих сверх установленного государственного задания государственные услуги (выполненные работы) для физических и юридических лиц за плату, а также осуществляющих иную приносящую доход деятельность, без применения коэффициента платной деятельности.
4. Недостатки и нарушения при предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций юридическим лицам, предоставленных из федерального бюджета, внесении взносов в уставные капиталы юридических лиц
4.1. В нарушение требований, установленных подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правилами предоставления субсидий, договорами, ГРБС:
не обеспечен контроль за соблюдением юридическим лицом обязанностей по выполнению и достижению показателей эффективности использования бюджетных инвестиций, определенных условиями договора передачи акций в собственность Российской Федерации в счет бюджетных инвестиций;
не направлены требования о возврате субсидии, предоставленной из федерального бюджета на компенсацию части затрат, в доход федерального бюджета в связи с невыполнением юридическим лицом условий, установленных при предоставлении субсидии, а именно: отсутствовало подтверждение производства продукции на территории Российской Федерации;
не применены штрафные санкции к юридическому лицу за невыполнение показателей эффективности использования бюджетных инвестиций.
4.2. В нарушение требований, установленных подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правилами предоставления субсидий, соглашениями (договорами), проводимый ГРБС контроль за соблюдением юридическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий, не обеспечил достижение значений показателей результативности использования субсидий юридическими лицами.
4.3. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 219 БК РФ, Правилами предоставления субсидии, ГРБС заключено с юридическим лицом соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на сумму, превышающую доведенные лимиты бюджетных обязательств до ГРБС как ПБС.
5. Недостатки и нарушения при формировании отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий федеральными бюджетными н автономными учреждениями
5.1. В нарушение требований, установленных подпунктом 13 пункта 1 статьи 158, абзацем третьим пункта 1 статьи 179 БК РФ, абзацем первым пункта 31, подпунктом "а(1)" пункта 32 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (далее - Порядок N 588) (в редакциях постановлений Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1507, от 17 июля 2015 г. N 721), ГРБС в адрес Правительства Российской Федерации, Минфина России, Минэкономразвития России представлен годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации, содержащий недостоверные (завышенные) данные в части достижения целевых показателей (индикаторов) государственной программы.
5.2. В нарушение требований, установленных абзацем четвертым пункта 31 Порядка N 588 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1507), ГРБС, как ответственным исполнителем государственной программы, размещались уточненные годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации за 2016-2018 годы в электронном виде с использованием аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти в сети "Интернет", с нарушением установленных сроков от 56 до 80 календарных дней (до 1 мая года, следующего за отчетным).
5.3. В нарушение требований, установленных подпунктом 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктом 37 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594, пунктом 36 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 16, от 3 декабря 2014 г. N 1298), ГРБС представлен в Министерство экономического развития Российской Федерации Отчет о ходе строительства объектов капитального строительства, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу за 2018 год, с недостоверными сведениями о вводе объекта в эксплуатацию - при технической готовности 92 процента.
6. Недостатки и нарушения при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд
6.1. Нарушение требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (далее - НМЦК).
6.1.1. В нарушение требований, установленных частями 2,3, 5 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчиками НМЦК определена:
на основании информации о ценах товаров, работ, услуг, не являющихся идентичными (однородными) товарам, работам, услугам, планируемым к закупке (например, в части количества, описания характеристик таких товаров, работ, услуг);
на основании информации о ценах товаров, работ, услуг, полученной у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг;
на основании информации о ценах товаров, работ, услуг, полученной без учета сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
6.1.2. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, заказчиками некорректно применены и (или) указаны в документах по обоснованию закупок методы обоснования НМЦК, предусмотренные частями 6-12 статьи 22 Закона о контрактной системе. Так, например, при закупке товаров, работ, услуг заказчики для обоснования НМЦК применили нормативный метод при отсутствии утвержденной предельной цены на товары, работы, услуги в требованиях к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе.
6.1.3. В нарушение требований, установленных частью 12 статьи 22 Закона о контрактной системе, заказчиками применены иные методы обоснования НМЦК, при возможности применения указанных в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе (например, заказчики обосновывали НМЦК иным методом, тогда как была возможность применения затратного метода и метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынков) для определения (обоснования) НМЦК).
6.1.4. В нарушение требований, установленных Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 871н (далее - Порядок), заказчиками:
цены единиц планируемых к закупке лекарственных препаратов определены с нарушением в части применения методов, предусмотренных частями 2 - 6,8 статьи 22 Закона о контрактной системе, в том числе в отдельных случаях допущено превышение предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
при расчете НМЦК планируемых к закупке лекарственных препаратов за цены единиц планируемых к закупке лекарственных препаратов не приняты минимальные значения цен, рассчитанные ими в соответствии с пунктом 3 Порядка.
6.2. Нарушение требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в части соблюдения правил нормирования.
6.2.1. В нарушение требований, установленных пунктом 5 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с БК РФ наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и подведомственных им организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 (далее - Правила N 1084), федеральными государственными органами не разрабатывались и не утверждались отдельные индивидуальные (установленные для каждого работника) и (или) коллективные (установленные для нескольких работников) формируемые по категориям или группам должностей (исходя из специфики функций и полномочий федерального государственного органа, должностных обязанностей его работников) нормативы количества закупаемых товаров.
6.3. В качестве недостатков при планировании закупок и обосновании НМЦК установлены факты:
непрозрачности ценообразования закупаемых товаров, работ, услуг, а именно, отсутствия калькуляции затрат стоимости по каждому элементу затрат (например: отсутствует перечень и цена составных элементов, входящих в состав работ; отсутствует цена каждой составной части, входящей в состав комплексной услуги);
определения накладных расходов без их детализации и расчетов;
использования информации о ценах товаров, работ, услуг, не соответствующих рыночным ценам идентичных (однородных) товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам (завышение НМЦК);
использования для определения НМЦК информации о ценах товаров, работ, услуг, поступившей от аффилированных лиц (организаций, имеющих в составе учредителей одних и тех же лиц либо один и тот же адрес регистрации);
использования усредненных данных для определения НМЦК без проведения расчета этих данных и подтверждения источников их формирования.
Указанные недостатки при формальном соблюдении требований, установленных статьей 22 Закона о контрактной системе, создают риски завышения НМЦК и неэффективного расходования бюджетных средств.
6.4. Нарушение требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, в части исполнения контрактов.
6.4.1. В нарушение требований, установленных частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, заказчиками вносились изменения в условия контрактов, повлекшие за собой:
увеличение размера аванса;
увеличение срока исполнения контракта (его этапов).
6.4.2. В нарушение требований, установленных частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также условий заключенных контрактов, заказчиками:
не начислялись и не выставлялись пени в адрес поставщиков (исполнителей) за несоблюдение ими сроков исполнения обязательств по контрактам;
неверно рассчитывались суммы пени, выставляемые поставщикам (подрядчикам) за нарушение ими сроков исполнения обязательств по контрактам (например, сумма пени заказчиками рассчитывалась от цены этапа контракта, уменьшенной на сумму исполненных обязательств, а не от цены контракта, уменьшенной на сумму исполненных обязательств).
6.4.3. В нарушение требований, установленных частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктом 3 Правил N 1042, а также условий заключенных контрактов, заказчиками не начислялись и не взыскивались с поставщиков штрафы за ненадлежащее исполнение ими обязательств, предусмотренных контрактами.
6.4.4. В нарушение требований, установленных пунктами 1, 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществлена:
приемка поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), не соответствующих условиям контрактов по комплектности, объему, характеристикам и цене (например: характеристики принятых товаров, работ не соответствуют характеристикам товаров, работ, указанным в документации, являющейся неотъемлемой частью контракта, в ходе выполнения работ (оказания услуг) изменены виды работ (услуг), что не соответствует условиям контракта и/или проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемой частью контракта);
приемка поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), не предусмотренных контрактом (например: приняты и оплачены строительные работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью контракта);
приемка и оплата фактически не поставленных товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг (например: осуществлена приемка оборудования и работ по монтажу оборудования, хотя оборудование фактически не поставлено).
6.4.5. В нарушение требований, установленных частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, пунктом 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084, заказчиками информация об изменении и (или) исполнении государственных контрактов не размещалась в реестре контрактов, заключенных заказчиками, Единой информационной системы в сфере закупок, либо размещалась с нарушением установленного срока.
7. Недостатки и нарушения при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности
7.1. В нарушение требований, установленных частями 1,2 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), абзацем двадцать вторым пункта 11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н) (в редакции приказа Минфина России от 29 августа 2014 г. N 89н), абзацем четвертым пункта 132 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее - Инструкция N 162н), ГРБС несвоевременно отражены в регистрах бухгалтерского учета (журнал по прочим операциям, Главная книга) доведенные суммы лимитов бюджетных обязательств.
7.2. В нарушение требований, установленных пунктом 5 статьи 161 БК РФ, частью 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацем пятым пункта 3 Инструкции N 157н, ПБС приняты к бухгалтерскому учету первичные учетные документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни.
7.3. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, учреждением не оформлялись первичные учетные документы по начислению и выплате заработной платы за счет средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на выполнение государственного задания.
7.4. В нарушение требований, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 162 БК РФ, частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктом 86 Инструкции N 157н, пунктом 16 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), учетной политикой, ПБС не начислена амортизация на объекты основных средств за 2017- 2018 годы, в результате чего искажен показатель бухгалтерской (финансовой) отчетности по строке 050 "Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации" Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) (далее - Баланс (ф. 0503130).
7.5. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктами 10,318 Инструкции N 157н (в редакции приказов Минфина России от 16 ноября 2016 г. N 209н, от 31 марта 2018 г. N 64н), учреждением отражались в Журнале по прочим операциям принятые обязательства по государственным контрактам (договорам) с отсрочкой от 1 до 41 рабочего дня.
7.6. В нарушение требований, установленных подпунктами 6,7 части 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктом 25 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 256н (далее - Федеральный стандарт N 256н), ПБС приняты к учету первичные учетные документы (товарные накладные, акты о приемке-передаче объектов нефинансовых активов) при отсутствии обязательных реквизитов (наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, а также подписи лиц, с указанием их фамилий, инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц).
7.7. В нарушение требований, установленных абзацами вторым, третьим пункта 11 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 29 августа 2014 г. N 89н), ГРБС принят к учету первичный учетный документ "Сведения об использовании субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета субъекту Российской Федерации на выполнение мероприятий программ, подпрограмм и непрограммных мероприятий", форма которого не утверждена приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н (далее - приказ Минфина России N 52н) и не предусмотрена учетной политикой ГРБС.
7.8. В нарушение требований, установленных абзацем восьмым раздела 3 "Применение и формирование регистров бухгалтерского учета" Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями (приложение N 5), утвержденных приказом Минфина России N 52н (далее - Методические указания N 52н), ПБС не отражались сведения об объектах основных средств в разделе 5 "Краткая индивидуальная характеристика объекта" Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
7.9. В нарушение требований, установленных абзацем пятым пункта 13 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 6 августа 2015 г. N 124н), учетной политикой, ПБС к учету принимались первичные учетные документы, составленные на иностранном языке, при отсутствии либо частичном отсутствии построчного перевода на русский язык информации о хозяйственной операции.
7.10. В нарушение требований, установленных частью 2 статьи 9, пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, подпунктом 4 пункта 3, подпунктом 4 пункта 6, подпунктом 2 пункта 7 раздела II "Обязательные реквизиты путевого листа" приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", учреждением приняты к учету первичные учетные документы (путевые листы легкового автомобиля), служащие основанием для списания ГСМ и начисления заработной платы, не соответствующие требованиям к оформлению фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами, а именно: отсутствует отметка о проведении предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя (дата, время, подпись и расшифровка подписи медицинского работника), не указаны пункты назначения по маршрутам следования в графах "Место отправления, назначения", не заполнено поле "Удостоверение N ", на оборотной стороне путевых листов не указано время выезда и возвращения при каждой поездке, указано недостоверное время работы водителя 24 часа в сутки пять дней в неделю, отсутствуют подписи лиц, пользовавшихся автомобилями.
7.11. В нарушение требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, ПБС приняты к учету расходы на основании первичных документов, не соответствующих установленным требованиям, а именно: в документах отсутствовали наименования должностей лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, либо наименования должностей лиц, ответственных за оформление свершившегося события, а также их подписи с указанием их фамилий и инициалов, либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.
7.12. В нарушение требований, установленных пунктом 127 Инструкции N 157н, ПБС расходы на создание нефинансового актива в рамках исполнения государственного контракта отнесены на счет 40120 "Расходы текущего финансового года", которые необходимо отразить на счете 10600 "Вложения в нефинансовые активы".
7.13. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктами 169, 170, 171, 172 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 12 октября 2012 г. N 134н), пункта 18 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н) (в редакции приказа Минфина России от 30 ноября 2018 г. N 243н), учреждением почтовые марки, приобретенные за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, не оприходованы на счет 20135 "Денежные документы", а списаны на счет 10900 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", что привело к искажению данных строки 207 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее - Баланс (ф. 0503730) на отчетную дату.
7.14. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацем пятым пункта 3 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России 29 августа 2014 г. N 89н), учреждением авансовые отчеты оформлялись, утверждались и принимались к учету в день выдачи денежных средств в подотчет, т.е. до фактического расходования средств, без предоставления документов, подтверждающих фактическое расходование денежных средств.
7.15. В нарушение требований, установленных пунктом 212 Инструкции N 157н, учреждением денежные средства, выданные в подотчет сотруднику учреждения, в учете отражены по счету 30296 "Расчеты по прочим расходам" вместо счета 20896 "Расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам".
7.16. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацем двадцать вторым пункта 11 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 29 августа 2014 г. N 89н), учетной политикой, ПБС несвоевременно отражены в регистре бухгалтерского учета первичные учетные документы (акты о приемке выполненных работ формы N КС-2).
7.17. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацами шестым, тринадцатым пункта 263 Инструкции N 157н, абзацем тридцать четвертым пункта 18, абзацами шестым, седьмым пункта 19 Инструкции N 33н (в редакции приказов Минфина России от 14 ноября 2017 г. N 189н, 30 ноября 2018 г. N 243н), учреждением в регистрах бухгалтерского учета:
не отражена сумма начисленного налога на имущество;
недостоверно отражена сумма начисленного транспортного налога, что привело к искажению данных соответствующих строк Баланса (ф. 0503730) на отчетные даты.
7.18. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацем первым подпункта а) пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества", абзацем третьим пункта 7 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н, пунктом 68 Инструкции N 33н, учреждением особо ценное движимое имущество (балансовая стоимость которого превышала 200 000,00 рублей за каждую единицу) учитывалось на счете 10134 "Машины и оборудование - иное движимое имущество учреждения", которое следовало учитывать на счете 10120 "Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения", что привело к искажению (занижению) данных Сведений о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) к Балансу (ф. 0503730) на отчетную дату.
7.19. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацем первым пункта 333 Инструкции N 157н, абзацем вторым пункта 21 Инструкции N 33н (в редакции приказа Минфина России от 30 ноября 2018 г. N 243н), учреждением нематериальные активы, в том числе нематериальные активы (основные средства в виде спортивного инвентаря, оборудования), приобретенные с неограниченным сроком действия и сроком действия по 31 декабря 2019 г., не учитывались на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование", что привело к искажению (занижению) данных строки 010 Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса (ф. 0503730) на отчетные даты.
7.20. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктом 349 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 29 августа 2014 г. N 89н), пунктом 20 Инструкции N 191н, ПБС материальные ценности, выданные на основании актов на транспортные средства взамен изношенных, не учитывались на забалансовом счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных", что привело к искажению данных Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса (ф. 0503130) на отчетную дату.
7.21. В нарушение требований, установленных абзацем восьмым пункта 3, абзацем первым пункта 351 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 29 августа 2014 г. N 89н), учреждениями банковские гарантии, полученные в целях обеспечения исполнения государственных контрактов, не отражались на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств".
7.22. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктом 373 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 3 марта 2018 г. N 64н), учетной политикой, ПБС учитывались объекты основных средств стоимостью до 3 000 рублей (клавиатура Genius, гладильная доска) на счете 10100 "Основные средства", вместо предусмотренного забалансового счета 21 "Основные средства в эксплуатации".
7.23. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктом 385 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 6 августа 2015 г. N 124), абзацем тринадцатым пункта 26 Инструкции N 162н (в редакции приказа Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 184н), пунктом 20 Инструкции N 191н (в редакции приказом Минфина России от 19 декабря 2014 г. N 157н), ПБС на забалансовом счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" не отражено списание материальных запасов (спецодежда), переданных работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей на основании актов о списании материальных запасов, что привело к искажению данных Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса (ф. 0503130) на отчетную дату.
7.24. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацем первым пункта 385 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 6 августа 2015 г. N 124н), абзацем одиннадцатым пункта 17, абзацем двадцать пятым пункта 21 Инструкции N 33н (в редакции приказов Минфина России от 17 декабря 2015 г. N 199н, от 30 ноября 2018 г. N 243н), учреждением мягкий инвентарь (спортивная экипировка), выданный в личное пользование работникам (сотрудникам) для использования в процессе спортивных мероприятий, не отражен на забалансовом счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)", а продолжал учитываться на счете 10535 "Мягкий инвентарь - иное движимое имущество учреждения", что привело к искажению данных Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса (ф. 0503730).
7.25. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацем восемнадцатым пункта 99 Инструкции N 157н, абзацем вторым пункта 17 Инструкции N 33н (в редакции приказа Минфина России от 30 ноября 2018 г. N 243н), учреждением в составе основных средств на счете 10100 "Основные средства" учитывались материальные запасы, которые следовало учитывать на счете 10500 "Материальные запасы", что привело к искажению (завышению) данных строки 010 "Основные средства" Баланса (ф. 0503730) на отчетную дату.
7.26. В нарушение требований, установленных абзацами первым, вторым пункта 38 Инструкции N 157н, пунктом 4 Инструкции N 162н, ПБС учитывались объекты основных средств (резервуары для воды пластиковые на 2 000 литров) на счете 10500 "Материальные запасы", вместо предусмотренного счета 10100 "Основные средства".
7.27. В нарушение требований, установленных пунктом 167 Инструкции N 191н, ПБС в графе 10 раздела 1 Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) на 1 января 2019 года не отражена долгосрочная дебиторская задолженность.
7.28. В нарушение требований, установленных пунктом 170.2 Инструкции N 191н, ПБС в Сведениях о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175) на отчетную дату не отражены неисполненные обязательства по контрагентам (получателям субвенций), что привело к искажению показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении.
7.29. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 11 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктами 79, 80, 82 Федерального стандарта N 256н, пунктами 1.3, 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, ПБС перед составлением годовой бухгалтерской отчетности не проводилась инвентаризация обязательств.
7.30. В нарушение требований, установленных пунктом 167 Инструкции N 157н, ПБС осуществлен прием в кассу наличных денежных средств без оформления Приходного кассового ордера.
7.31. В нарушение требований, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 162, абзацем вторым пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, пунктом 46 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 31 марта 2018 г. N 64н), ПБС не проставлены инвентарные номера на некоторых объектах основных средств.
7.32. В нарушение требований, установленных пунктом 93 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 31 марта 2018 г. N 64н), ПБС не внесены изменения в учетную политику при изменении требований в части начисления амортизации нематериальных активов.
7.33. В нарушение требований, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 162, абзацем вторым пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, пунктом 25 Инструкции N 157н, пунктом 26 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 258н, ПБС первоначальная (фактическая) стоимость объекта нефинансовых активов - право пользования служебным помещением (часть помещений здания) определена в размере, не являющимся справедливой стоимостью объекта нефинансовых активов.
7.34. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, ПБС первичный документ бухгалтерская справка на поступление объекта нефинансовых активов - права пользования служебным помещением (часть помещений здания) составлена по истечении восьми месяцев с момента совершения факта хозяйственной жизни - заключения договора безвозмездного пользования служебным помещением.
7.35. В нарушение требований, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 162, абзацем вторым пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, пунктом 301 Инструкции N 157н, ПБС операция "принятие к учету прав пользования служебным помещением" отражена в учете по кредиту счета 30224 "Расчеты по арендной плате за пользование имуществом" вместо счета 40140 "Доходы будущих периодов".
7.36. В нарушение требований, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 162, абзацем вторым пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, пунктом 5 раздела 1 Инструкции N 162н, ПБС учет библиотечного фонда осуществлялся на счете 10137 "Биологические ресурсы - иное движимое имущество учреждения".
7.37. В нарушение требований, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 162, абзацем вторым пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацем третьим пункта 19 Инструкции N 157н, разделом "Журнал операций" раздела 3 Методических указаний N 52н (приложение N 5), ПБС не обеспечено отражение дебетового остатка по счету 10138 "Прочие основные средства" при выведении регистров бухгалтерского учета (журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, Главная книга) на бумажные носители.
7.38. В нарушение требований, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 162, абзацем вторым пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 217 Инструкции N 157н (в редакции приказа Минфина России от 31 марта 2018 г. N 64н), ПБС операции по выдаче арендодателям денежных средств из кассы на оплату арендной платы за жилые помещения для сотрудников отражались в регистрах бюджетного учета с применением счета 20824 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование имуществом".
7.39. В нарушение требований, установленных абзацем первым пункта 11 Инструкции N 157н, разделом 3 Методических указаний N 52н, ПБС не оформлялись регистрами бухгалтерского учета результаты проведенных инвентаризаций:
нефинансовых активов (основных средств, материально-товарных ценностей) - Инвентаризационными описями (сличительными ведомостями) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);
денежных средств - Инвентаризационными описями наличных денежных средств (ф. 0504088), Инвентаризационными описями остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082).
7.40. В нарушение требований, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 162, абзацем вторым пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, пунктом 217 Инструкции N 157н, ПБС операции по выдаче из кассы подотчетным лицам средств на представительские расходы отражались в первичных учетных документах (расходных кассовых ордерах) с использованием счета 20891 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов" вместо счета 20896 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам".
7.41. В нарушение требований, установленных пунктом 5 статьи 8 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктом 167 Инструкции N 157н, пунктом 2 Порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательств, утвержденного Указаниями Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У, Положения об учетной политике ПБС, предусматривающего обязанность загранпредставительств на установление лимита остатка денег в рублях Российской Федерации, которые могут храниться в кассе, ПБС не определены лимит остатка наличных денег в кассе и срок, в течение которого ПБС имеет право хранить в своей кассе наличные деньги сверх установленных им лимитов.
7.42. В нарушение требований, установленных пунктом 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 37, 117 Инструкции N 157н, пунктами 23, 26 Инструкции N 162н, вместо отражения по счету 10532 "Увеличение стоимости материальных запасов - иного движимого имущества учреждения" и дальнейшего списания с него продуктов питания, приобретенных в рамках проведения официальных приемов, ПБС отражалось в учете на финансовый результат по счету 40120 "Расходы текущего финансового года".
7.43. В нарушение требований, установленных частью первой статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, приложением N 4 к приказу Минфина России N 52н, разделом 3 "Применение и формирование регистров бухгалтерского учета" приложения N 5 Методических указаний N 52н, ПБС не заполнялось содержание операций в журналах операций.
8. Иные вопросы
8.1. В нарушение требований, установленных абзацами первым, третьим пункта 3 статьи 69.2 БК РФ (в редакции Федерального закона от 18 июля 2017г. N 178-ФЗ), подпунктом 9 пункта 1 статьи 158 БК РФ (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-Ф3), пунктом 8 Положения N 640, ГРБС при формировании государственных заданий на выполнение государственной работы для подведомственных учреждений устанавливались различные показатели, характеризующие объем работы, как по количеству самих показателей, так и по описанию работ, что не соответствует сведениям, отраженным в федеральном перечне работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8.2. В нарушение требований, установленных абзацем третьим пункта 1 статьи 69.2 БК РФ (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010г. N 83-Ф3), абзацем первым пункта 3, 46 Положения N 640 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2017 г. N 1101), ГРБС подведомственному учреждению утверждено государственное задание, в котором не установлены:
значения показателей, характеризующих качество работ по отдельным видам работ;
сроки предоставления предварительного отчета о выполнении государственного задания.
8.3. В нарушение требований, установленных пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ, частью 6 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пунктом 44 Положения N 640, соглашениями, учреждение за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания:
оплачивало по государственным контрактам услуги:
- по охране объектов, находящихся на балансе ГРБС,
- услуги по охране объектов, на которых отсутствуют посты охраны учреждения,
- услуги по проведению тренировочных мероприятий (предоставление лошадей) при отсутствии: ипподрома, тренировочного манежа или иной тренировочной площадки, конюшни для лошадей, ветеринарного лазарета, кузницы, хозяйственных служб,
- работы, товары, не соответствующие условиям государственных контрактов (услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств с использованием запасных частей и материалов, не предусмотренных закрытым перечнем, являющимся неотъемлемым приложением к государственным контрактам);
осуществляло финансово-хозяйственную деятельность и производило расходы на заработную плату сотрудникам и иные платежи в отсутствие планов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденных ГРБС.
8.4. В нарушение требований, установленных пунктом 4 статьи 79 БК РФ, частью 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, абзацем пятым пункта 4.33 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. N 15/1, соглашениями, государственными контрактами, предприятием в рамках исполнения государственных контрактов оплачены:
непредвиденные затраты в отсутствие документов, фиксирующих объемы фактически выполненных работ и обосновывающих расчеты данной стоимости;
работы в отсутствие обосновывающих расчетов и документов, подтверждающих объемы фактически выполненных работ;
фактически не выполненные объемы работ.
8.5. В нарушение требований, установленных статьей 70 БК РФ, статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации, ПБС заключены договоры возмездного оказания услуг, регулирующих трудовые отношения между работниками и работодателем, и оплачены на основании актов выполненных работ:
работа в качестве привлеченного специалиста по эксплуатации зданий и сооружений, при наличии в должностной инструкции работника "Инженер по эксплуатации зданий" аналогичной обязанности;
работа привлеченного кассира при одновременном возложении на основании приказа обязанностей кассира на штатного работника консультанта - главного бухгалтера.
8.6. В нарушение требований, установленных статьей 70 БК РФ, пунктом 8 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктами 5, 9, 17, Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813, локальными актами, ПБС неправомерно:
выплачены суточные командированному гражданскому служащему в местность, откуда он по условиям транспортного сообщения и характеру выполняемого служебного задания имел возможность ежедневно возвращаться к постоянному месту жительства;
оплачены проездные билеты по авансовому отчету со сроками приезда находящимися за пределами сроков командирования работника;
выплачены суточные на сроки командирования, превышающие установленные сроки на 10 календарных дней.
8.7. В нарушение требований, установленных статьей 70 БК РФ, статьей 340 Трудового кодекса Российской Федерации, подпунктами "г", "е" пункта 5, пунктом 7 Правил предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. N 911 (далее - Правила N 911), ПБС компенсирована работникам стоимость:
лекарственных средств под видом компенсации стоимости медицинских услуг;
авиабилетов члена семьи из г. Москвы до страны пребывания и обратно, не связанных с переездом к месту работы либо в связи с выездом в Российскую Федерацию при прекращении работником работы;
плановых осмотров (педиатром, офтальмологом) члена семьи работника;
вакцинации члена семьи работника, тогда как Правилами N 911 предусматривается оплата медицинской помощи в случае заболевания.
8.8. В нарушение требований, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, подпунктом "е" пункта 5 Правил N 911, ПБС средства федерального бюджета израсходованы на оплату коммунальных услуг, возмещение которых не предусмотрено Правилами N 911.
8.9. В нарушение требований, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пунктом 5 Правил N 911, ПБС возмещены расходы работнику по парковке автомобиля в выходные дни.
8.10. В нарушение требований, установленных абзацем четвертым пункта 2 статьи 179 БК РФ, подпунктом "б" пункта 47 Порядка N 588 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 931), ГРБС как ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации не обеспечено приведение государственной программы Российской Федерации в соответствие с федеральными законами о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановые периоды в части объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы государственной программы Российской Федерации.
8.11. В нарушение требований, установленных пунктом 7, подпунктами "а", "г" пункта 11 Порядка N 588, ГРБС как ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации установлен целевой показатель (индикатор) подпрограммы государственной программы Российской Федерации без соблюдения установленных требований, а именно:
не отражает специфику развития конкретной области, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация государственной программы;
непосредственно не зависит от решения основных задач и реализации государственной программы Российской Федерации.
8.12. В нарушение требований, установленных подпунктами "а", "б" пункта 11 Положения о порядке использования в 2017 году средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 230, ГРБС в Минфин России направлялись Сведения о реквизитах распоряжений Правительства Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, перечне мероприятий, предусмотренных ими, включая информацию о плановых значениях показателей, характеризующих результаты реализации указанных мероприятий, и о результатах реализации мероприятий, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2017 году (ф. 0501118):
в которых данные графы 8 "фактически исполнено" раздела 2 "Результаты реализации мероприятий, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации" не соответствовали данным отчетов о достижении значений показателей результативности, установленных соглашениями, представленных субъектами Российской Федерации, ГРБС;
с нарушением установленного срока (не позднее 5 рабочих дней по окончании отчетного периода) на 4 рабочих дня.
8.13. В нарушение требований, установленных подпунктом 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ, локальным актом ГРБС, устанавливающим порядок приобретения, эксплуатацию, учет и списание автотранспортных средств в загранаппарате, ПБС закреплено автотранспортное средство за водителем, а не за работником ПБС, при этом лимит расхода топлива на данное автотранспортное средство не устанавливался.
8.14. В нарушение требований, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, ПБС оплачивалась аренда квартиры работнику при наличии свободных служебных жилых помещений, что противоречит принципу статьи 34 БК РФ.
8.15. В нарушение требований, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, подпунктом "г" пункта 5 Правил N 911, ПБС заключались договоры и оплачивались услуги за оформление медицинской страховки работников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральное казначейство представило обзор недостатков и нарушений, выявленных в ходе контроля в финансово-бюджетной сфере. Они касаются расходования бюджетных средств на исполнение обязательств по госконтрактам, на стимулирующие выплаты работникам, условий предоставления и использования субсидий, планирования и проведения закупок. Приведены конкретные примеры.
Письмо Федерального казначейства от 29 мая 2020 г. N 07-04-05/21-10615 "О направлении обобщенной информации по результатам контрольных мероприятий"
Текст письма опубликован не был