Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 августа 2020 г. N 03-07-11/71993
Вопрос: Российская организация получает субсидию из федерального бюджета на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с Постановлением Правительства от 30 декабря 2013 года N 1312 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов".
Пунктом 2.1 ст. 170 НК РФ предусмотрено, что в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав за счет субсидий, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику вычету не подлежат.
Применительно к налоговому учету, суммы налога, не подлежащие вычету, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются единовременно в составе прочих расходов по налогу на прибыль в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Для целей бухгалтерского учета, согласно п. 6-8 ПБУ 14/2007, утвержденного приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н, нематериальные активы (НМА) принимаются к учету по фактической (первоначальной стоимости), которой признается сумма, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования его в запланированных целях, исключая возмещаемые суммы налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Поскольку в соответствии с п. 2.1 ст. 170 НК РФ НДС не может заявляться к возмещению, он признается невозмещаемой суммой налога и формирует первоначальную стоимость НМА.
Порядок бухгалтерского учета НИОКР определяется положениями п. 9 ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н, действующая редакция которого не содержит норм, определяющих порядок учета налогов применительно к составу расходов, формирующих стоимость НИОКР. При этом к расходам по НИОКР относятся все фактические расходы, непосредственно связанные с выполнением указанных работ.
На основании изложенного выше предполагаем, что при условии приобретения товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов и имущественных прав за счет субсидий, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ, предъявленные суммы НДС, как невозмещаемые налоги в бухгалтерском учете включаются в первоначальную стоимость НМА (в расходы по НИОКР).
АО просит дать разъяснения по вопросам применения законодательства в связи с отсутствием возможности прямого толкования соответствующих норм применительно к фактам хозяйственной жизни, приведенным в данном запросе.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел письмо об учете налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным для создания нематериальных активов или выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и оплаченным за счет субсидий, полученных организацией из федерального бюджета, и сообщает.
На основании пункта 2.1 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 424-ФЗ) и пункта 7 статьи 9 Федерального закона N 424-ФЗ при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав за счет бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, к вычету не принимаются в случае, если документами о предоставлении бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, с включением в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
При этом абзацем пятым пункта 2.1 статьи 170 Кодекса установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, не подлежащие вычету в соответствии с данным пунктом, не включаются в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Таким образом, если документами о предоставлении организации субсидий из федерального бюджета предусмотрено финансирование затрат на приобретение товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов, имущественных прав с включением в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, то суммы налога по товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным для создания нематериальных активов или выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и оплаченным за счет указанных субсидий, не включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов, имущественных прав и, соответственно, не учитываются при формировании в налоговом учете первоначальной стоимости нематериальных активов и стоимости выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если за счет субсидии финансируются затраты на приобретение товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов, имущественных прав с учетом НДС, то суммы НДС не включаются в их стоимость и не учитываются при формировании первоначальной стоимости нематериальных активов и НИОКР.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 августа 2020 г. N 03-07-11/71993
Текст письма опубликован не был