Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 сентября 2020 г. N 29499.ФБ.77/2020 О проведении медико-социальной экспертизы с целью определения причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате профессионального заболевания, обусловленного инфицированием новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей, в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 сентября 2020 г. N 29499.ФБ.77/2020

ГАРАНТ:

См. справку "Коронавирус COVID-19"

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Федеральное бюро) направляет методическое письмо по вопросам проведения медико-социальной экспертизы с целью определения причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате профессионального заболевания, обусловленного инфицированием новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.

В соответствии с подпунктом "а" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 06.05.2020 N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" в редакции Указа Президента Российской Федерации от 30.07.2020 N 487 (далее - Указ), установлено, что страховыми случаями, при наступлении которых производится единовременная страховая выплата, являются случаи смерти медицинского работника в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей. К медицинским работникам, согласно п. 1 Указа, отнесены врачи, средний и младший медицинский персонал медицинских организаций, водители автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работавшие с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию.

В этих случаях, согласно п. 3 Указа, получателями единовременной страховой выплаты (выгодоприобретателями) являются:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) на день смерти медицинского работника в зарегистрированном браке с ним;

б) родители (усыновители) медицинского работника;

в) дедушка и (или) бабушка медицинского работника при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей;

г) отчим и (или) мачеха медицинского работника при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет;

д) несовершеннолетние дети медицинского работника, его дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

е) подопечные медицинского работника.

При этом единовременная страховая выплата производится в случае смерти медицинского работника в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей - в размере 2 752 452 рублей всем получателям (выгодоприобретателям) в равных долях. Право выгодоприобретателей на получение единовременной страховой выплаты возникает со дня наступления страхового случая. Согласно п. 5 Указа, единовременная страховая выплата производится сверх предусмотренных Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" выплат.

В соответствии с пунктами 5, 6 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 N 310н (далее - Порядок), к функциям бюро, Главного бюро относится определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.

Федеральное бюро, согласно пп. "б" п. 7 Порядка, проводит медико-социальную экспертизу граждан по направлению экспертных составов главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования или консультативного заключения Федерального бюро.

В соответствии с п. 38 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.01.2014 N 59н (далее - Административный регламент), при предоставлении государственной услуги, результатом которой является установление причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки, к документам, указанным в п. 28 (документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина в Российской Федерации, личность лица без гражданства в Российской Федерации), получателем государственной услуги дополнительно представляются:

а) заявление члена семьи умершего об установлении причины смерти;

б) паспорт гражданина Российской Федерации, либо другой документ, удостоверяющий личность заявителя;

в) копия медицинского свидетельства о смерти;

г) выписка из протокола (карты) патологоанатомического исследования;

д) копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, если умерший признавался инвалидом;

е) медицинские документы умершего гражданина, имеющиеся в наличии у получателя государственной услуги.

В медицинской документации обязательно отражается обоснование установленного диагноза в случаях, связанных с COVID-19, на основании типичных жалоб, анамнеза, объективных данных и информации о дополнительных методах обследования (функциональных, инструментальных, лабораторных).

Согласно статье 67 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 3 Порядка проведения патолого-анатомических вскрытий, утвержденного приказом Минздрава России от 06.06.2013 N 354н, патологоанатомическое вскрытие проводится в обязательном порядке во всех случаях смерти от инфекционного заболевания или при подозрении на него, в том числе от коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, для установления диагноза и причины смерти. Протокол патологоанатомического вскрытия хранится в архиве медицинской организации, в которой проводится патологоанатомическое вскрытие, в течение срока хранения медицинской карты стационарного больного (медицинской карты амбулаторного больного).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2008 N 782н "Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти" утверждена учетная форма N 106/у-08 "Медицинское свидетельство о смерти". Рекомендации по порядку выдачи и заполнения учетной формы N 106/у-08 "Медицинское свидетельство о смерти" изложены в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.01.2009 N 14-6/10/2-178 (далее - Рекомендации). В соответствии с п. 5 Рекомендаций, медицинское свидетельство выдается членам семьи, а при их отсутствии - близким родственникам или законному представителю умершего по их требованию. Согласно п. 12 Рекомендаций, в случае утери медицинского свидетельства лицом, его получившим, на основании его письменного заявления составляется новое Медицинское свидетельство с пометкой в правом верхнем углу "дубликат" на основании находящейся на хранении медицинской документации.

Для проведения медико-социальной экспертизы с целью определения причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате профессионального заболевания, обусловленного инфицированием новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей, обязательным является предоставление указанного в подпункте "а" п. 34 Административного регламента акта о случае профессионального заболевания, составленного по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967, либо заключения государственного инспектора по охране труда, других должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья (Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), либо решения суда об установлении факта профессионального заболевания.

Методические рекомендации по кодированию и выбору основного состояния в статистике заболеваемости и первоначальной причины в статистике смертности, связанных с COVID-19 направлены письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.05.2020 N 13-2/И/1-3544. Все случаи смерти, связанные с COVID-19, подразделяются на две группы: случаи, когда COVID-19 выбирают в качестве первоначальной причины смерти; случаи, когда COVID-19 выбирают в качестве прочей причины смерти, в том числе, когда COVID-19 имеет существенное значение в развитии основного заболевания и его смертельных осложнений.

Во всех ситуациях выбор первоначальной причины смерти делается на основе анализа всей первичной медицинской документации, протоколов патологоанатомических вскрытий и заключений эксперта (специалиста) по результатам судебно-медицинского исследования трупа и построения логической последовательности состояний, приведших к смерти, а также в соответствии с правилами Международной классификации болезней 10 Пересмотра (далее - МКБ-10). Причинно-следственная последовательность событий должна четко прослеживаться, начиная от COVID-19 как от первопричины, приведшей к смерти, до состояния, непосредственно приведшего к смерти, во всех случаях в свидетельстве должна быть указана логическая последовательность патогенеза смерти от COVID-19. Поэтому, в диагнозе медицинского свидетельства о смерти обязательно должны быть отражены все имевшиеся осложнения, которые при летальном исходе являются непосредственными и промежуточными причинами смерти, указанными в цепочке событий, приведших к смерти. В случаях, когда лица с COVID-19 умерли от других патологических состояний, заболеваний или несчастных случаев, такие случаи не считаются смертями от COVID-19. При проведении судебно-медицинского исследования трупа в случаях, связанных с COVID-19, специалисты руководствуются аналогичными требованиями.

С целью обеспечения статистического учета сведений о страховых случаях смерти медицинского работника в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей, при наступлении которых производится единовременная страховая выплата, при освидетельствовании с использованием функционала Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системы по проведению медико-социальной экспертизы (ЕАВИИАС МСЭ), кодировать COVID-19 по МКБ-10 необходимо "U07.1" (COVID-19, вирус идентифицирован; когда COVID-19 был подтвержден лабораторными исследованиями) или "U07.2" (COVID-19, вирус не идентифицирован; если COVID-19 диагностирован клинически или эпидемиологически, но лабораторные исследования неубедительны или недоступны), обоснование экспертного решения или консультативное заключение следует начинать со слов "COVID-19".

Заключение об установлении причины смерти, согласно пп. 19, 128 Административного регламента, выдается получателю государственной услуги в течение 3 календарных дней со дня принятия соответствующего решения федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. Заключение об установлении причины смерти может быть оформлено на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа. Заключение об установлении причины смерти, оформленное в виде электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро, главного (Федерального) бюро (уполномоченного заместителя руководителя главного (Федерального) бюро) и доводится до получателя государственной услуги с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе посредством Портала. Заключение об установлении причины смерти, оформленное на бумажном носителе, подписывается руководителем бюро, главного (Федерального) бюро (уполномоченным заместителем руководителя главного (Федерального) бюро), заверяется печатью бюро (главного бюро, Федерального бюро) и выдается в 3-дневный срок со дня принятия решения об установлении причины смерти на руки получателю государственной услуги или направляется ему заказным почтовым отправлением с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.05.2020 N 13-4/10/В-3614 при проведении освидетельствований медицинских работников, перенесших новую коронавирусную инфекцию, Федеральному бюро поручено обеспечить проведение освидетельствований в порядке контроля и/или в порядке консультации за решениями, вынесенными в Главных бюро. Проведение таких контрольных освидетельствований должно проводиться заочно в максимально сжатые сроки.

С целью контроля за решениями об определении причины смерти медицинских работников в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) при исполнении им трудовых обязанностей Главным бюро экспертные решения необходимо выносить только после получения заключения Федерального бюро в порядке, предусмотренном п. 31 Правил признания лица инвалидом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95.

В случаях, когда сроки проведения медико-социальной экспертизы не позволяют получить заключение Федерального бюро, дело медико-социальной экспертизы с приложением всех имеющихся документов должно быть направлено в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня вынесения экспертного решения для проведения контрольных мероприятий.

Таким образом, при направлении медико-экспертных документов в Федеральное бюро в вышеуказанных случаях необходимо предоставление исчерпывающего перечня оформленных надлежащим образом документов.

Руководителям - главным экспертам по медико-социальной экспертизе по субъектам Российской Федерации под личную ответственность организовать работу по изучению данного методического письма и контроль по за решениями об определении причины смерти медицинских работников в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

 

Заместитель руководителя

С.И. Козлов

 

Минтруд разъяснил порядок проведения медико-социальной экспертизы для определения причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате профзаболевания, обусловленного инфицированием COVID-19 при исполнении им трудовых обязанностей. Это касается случаев, когда решается вопрос о предоставлении семье умершего мер соцподдержки.

Указано, кто является получателем мер соцподдержки и какие документы необходимы.


Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 сентября 2020 г. N 29499.ФБ.77/2020


Текст письма опубликован не был