Письмо Минфина России от 7 августа 2020 г. N 02-09-09/69207
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу возможности запроса гражданами Российской Федерации материалов контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля, сообщает.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.
Вместе с тем правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Учитывая, что обращение не содержит предложений, заявлений или жалоб, не представляется возможным обеспечить его рассмотрение в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Таким образом, для получения в установленном порядке позиции Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, решение которых входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определялся соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Указанные нормативные правовые (правовые) акты содержат, в том числе положения, регулирующие порядок обмена и ознакомления с информацией органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, касающейся осуществления ими контрольной деятельности. При этом указанные порядки не содержат положений, предусматривающих обязанность органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля предоставлять информацию об осуществлении ими контрольной деятельности (материалы проверок, акты проверок, заключения) гражданам, не являющимся объектом контроля или должностными лицами объекта контроля.
Так, например, в соответствии с пунктом 11 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092), должностные лица Федерального казначейства обязаны знакомить с результатами контрольных мероприятий (актами и заключениями) исключительно руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта контроля.
Полагаем необходимым отметить, что согласно пункту 87 Правил N 1092 результаты проведения контрольных мероприятий размещаются на официальных сайтах Федерального казначейства Российской Федерации и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 приказа Минфина России от 21.07.2011 N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети "Интернет" и ведения указанного сайта" государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность документов, содержащих сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах, путем предоставления через официальный сайт их электронных копий.
Также сообщаем, что положения Федерального закона N 59-ФЗ не предусматривают обязанности органов государственного (муниципального) финансового контроля предоставлять материалы контрольных мероприятий по запросу граждан.
В соответствии со статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность органов государственной власти за неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации наступает только в случае, если предоставление такой информации предусмотрено федеральным законом.
Заместитель директора Департамента |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля не обязаны предоставлять информацию об осуществлении контрольной деятельности (материалы и акты проверок, заключения) гражданам, не являющимся объектом контроля или должностными лицами объекта контроля.
Административная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации наступает только в случае, если предоставление такой информации предусмотрено федеральным законом.
Письмо Минфина России от 7 августа 2020 г. N 02-09-09/69207
Текст письма опубликован не был