Письмо Минфина России от 2 сентября 2020 г. N 03-01-11/76869
Департамент анализа эффективности преференциальных налоговых режимов рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
1. Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Проводимая налоговыми органами работа по учету физических лиц с применением идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН) осуществляется в рамках Конституции Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 84 Кодекса каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов ИНН.
Абзацем четвертым пункта 7 Кодекса предусмотрено, что порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Абзацем четвертым пункта 7 статьи 84"
При этом Кодекс не возлагает на граждан обязанность подавать заявление о присвоении ИНН.
ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих код налогового органа (4 знака), порядковый номер записи о лице в ЕГРН (6 знаков) и контрольное число (2 знака). Таким образом, ИНН фактически является номером записи о лице в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных, применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Также сообщаем, что в соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
2. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ) государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных. Федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.
В то же время статьей 6 Федерального закона N 152-ФЗ регламентировано, что обработка персональных данных допускается, в том числе без получения согласия на обработку персональных данных, в случае, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
Статьей 18 Федерального закона N 152-ФЗ на оператора возлагаются определенные обязанности при сборе персональных данных, в том числе, если персональные данные получены не от субъекта персональных данных, оператор, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 18 Федерального закона N 152-ФЗ, до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных информацию согласно перечню, представленному в части 3 статьи 18 Федерального закона N 152-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 18 Федерального закона N 152-ФЗ оператор освобождается от обязанности предоставить субъекту персональных данных сведения, предусмотренные частью 3 статьи 18 Федерального закона N 152-ФЗ, в случаях, если персональные данные получены оператором на основании соответствующего федерального закона.
Кроме того, в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 152-ФЗ субъект персональных данных вправе запросить у оператора информацию, касающуюся обработки персональных данных, согласно перечню, приведенному в части 7 статьи 14 Федерального закона N 152-ФЗ, а также потребовать от оператора уточнения персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являющимися необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные Федеральным законом N 152-ФЗ меры по защите своих прав.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним.
В случае необходимости получения дополнительных разъяснений по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, следует обращаться в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов |
А.Т. Заитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
НК не обзывает граждан подавать заявление о присвоении ИНН.
ИНН не входит в перечень персональных данных, применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов.
Для получения разъяснений по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, следует обращаться в Минкомсвязь.
Письмо Минфина России от 2 сентября 2020 г. N 03-01-11/76869
Текст письма опубликован не был