Письмо Минфина России от 24 сентября 2020 г. N 24-01-08/83790 "О рассмотрении обращения"

 

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части использования общедоступной информации при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Вместе с тем Департамент полагает возможным отметить, что положениями части 18 статьи 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относится, в том числе информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами.

Таким образом, заказчикам при осуществлении поиска ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками (далее - Реестр контрактов), следует принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами.

Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" (далее - Правила).

В соответствии с подпунктом "к" пункта 2 Правил в Реестр контрактов включается, помимо прочего, информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении и об оплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ.

Согласно части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Расторжение контракта по соглашению сторон может быть осуществлено, в том числе в случае, если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом. При этом заказчик оплачивает в полном объеме поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, которые должны быть подтверждены актом приемки. Аванс возвращается заказчику за вычетом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

В соответствии с функционалом единой информационной системы в сфере закупок в Реестре контрактов контракт может иметь статус "Исполнение", "Исполнение завершено", "Исполнение прекращено", "Аннулированные реестровые записи".

Информация об исполнении контракта, расторгнутого по соглашению сторон, в Реестре контрактов будет соответствовать статусу "Исполнение прекращено".

Между тем по такому контракту неустойка (штраф, пеня) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этим контрактом, не взыскивается, информация о чем отражается в Реестре контрактов.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) допускается использование информации о контракте, имеющем статус "Исполнение прекращено", как об "исполненном", при условии отсутствия в отношении такого контракта неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этим контрактом.

Дополнительно отмечаем, что порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий утвержден приказом Минздрава России от 15.05.2020 N 450н (далее - Порядок).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Порядка начальная цена единицы медицинского изделия, цена единицы медицинского изделия и (или) стоимость расходных материалов, и (или) стоимость услуг по техническому обслуживанию для медицинских изделий, не указанных в пунктах 2, 3 и 5 Порядка, устанавливается как средневзвешенное значение собранных заказчиком цен, в том числе на основе информации, содержащейся в Реестре контрактов, подтверждающей исполнение участником (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

При этом в расчет принимаются только контракты, заключенные по результатам конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, на поставку идентичных товаров, работ, услуг с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами (подпункт "в" пункта 10 Порядка).

Учитывая изложенное, в целях определения начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок медицинских изделий заказчики руководствуются положениями Закона N 44-ФЗ и Порядка.

 

Заместитель директора Департамента

Д.А. Готовцев

 

Минфин разъяснил порядок определения начальной (максимальной) цены контракта при закупках медицинских изделий и особенности использования общедоступной информации при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

В частности, указано, что начальная цена, цена единицы медицинского изделия, стоимость расходных материалов и (или) стоимость услуг по техобслуживанию (за исключением отдельных видов товаров) устанавливается как средневзвешенное значение собранных заказчиком цен. Принимаются данные из реестра контрактов, подтверждающие исполнение участником (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Для применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) допускается использование информации о контракте, имеющем статус "Исполнение прекращено", при отсутствии неустойки (штрафа, пени).


Письмо Минфина России от 24 сентября 2020 г. N 24-01-08/83790 "О рассмотрении обращения"


Текст письма опубликован не был