Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2020 г. N 03-11-11/7936
Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение по вопросам применения налога на доходы физических лиц и упрощенной системы налогообложения, сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 17 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217 1 Кодекса.
При этом абзацем четвертым пункта 17 1 статьи 217 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 425 ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено, что положения пункта 17 1 статьи 217 Кодекса не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от продажи, в частности, имущества (за исключением жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или доли (долей) в них, а также транспортных средств), непосредственно используемого в предпринимательской деятельности.
Таким образом, доходы, полученные от продажи имущества (за исключением жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или доли (долей) в них, а также транспортных средств), использовавшегося в предпринимательской деятельности, не освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц независимо от срока владения указанными объектами.
На основании пункта 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Доходы налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, от продажи имущества облагаются с применением налоговой ставки 13 процентов, установленной пунктом 1 статьи 224 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 210 Кодекса установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества.
В то же время, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 220 Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 2 1 или 2 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса, положения подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса не применяются в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые использовались в предпринимательской деятельности.
Таким образом, доход от продажи недвижимого имущества, использовавшегося в предпринимательской деятельности, в полном объеме подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке 13 процентов.
В связи с этим, выводы, изложенные в письме о высокой налоговой нагрузке при применении упрощенной системы налогообложения в отношении налогообложения доходов от продажи недвижимого имущества, использовавшегося в предпринимательской деятельности (по ставке 6 процентов), по сравнению с обложением указанных доходов налогом на доходы физических лиц (13 процентов), являются необоснованными.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2020 г. N 03-11-11/7936
Текст письма опубликован не был