Распоряжение Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 30 ноября 2020 г. N 229-мр
"Об утверждении методических рекомендаций по ведению заказчиками Иркутской области претензионной и исковой работы в рамках исполнения контрактов"
Информация о внесении изменений в настоящий документ содержится в документе:
- Распоряжение Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 17 сентября 2021 г. N 68-мр
Руководствуясь Положением о министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 12 августа 2013 года N 301-пп:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по ведению заказчиками Иркутской области претензионной и исковой работы в рамках исполнения контрактов.
2. Начальнику отдела программно-аналитического сопровождения и мониторинга (Винокурова Е.А.) разместить настоящее распоряжение в региональной информационной системе Иркутской области в сфере закупок в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Министр по регулированию контрактной системы |
О.В.Недорубкова |
Утверждены
распоряжением министерства
по регулированию контрактной системы
в сфере закупок Иркутской области
от 30.11.2020 N 229-мр
Методические рекомендации
по ведению заказчиками Иркутской области претензионной и исковой работы в рамках исполнения контрактов
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по ведению заказчиками Иркутской области претензионной и исковой работы в рамках исполнения контрактов (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в целях повышения качества проведения претензионной и исковой работы, определения сроков и последовательности действий, приведения к единообразию претензионной и исковой работы, проводимой заказчиками Иркутской области в рамках исполнения обязательств по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
1.2. Нормативной правовой базой претензионной и исковой работы являются: Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), Закон о контрактной системе, иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с исполнением обязательств по контракту.
1.3. В Методических рекомендациях используются следующие понятия и термины:
заказчик - государственный орган или государственное казенное учреждение, муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования и осуществляющие закупки;
контракт - государственный контракт или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор), предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;
контрагент - поставщик (подрядчик, исполнитель), а именно юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц) или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, заключившее контракт;
претензия - письменное требование, направляемое одной из сторон контракта в адрес другой стороны в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе, просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
исковое заявление - письменное заявление, направленное в суд (арбитражный суд) в соответствии с подведомственностью и подсудностью, содержащее требование о защите прав и охраняемых законом интересов истца;
претензионная и исковая работа - комплекс мер, принимаемых заказчиком для обеспечения исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом соответственно в досудебном и судебном порядке;
АИС "АЦК-Госзаказ" - автоматизированная информационная система "Автоматизированный центр контроля - Государственный заказ", на базе которой основана региональная информационная система Иркутской области в сфере закупок.
2. Задачи и функции претензионной и исковой работы
2.1. Основными задачами претензионной и исковой работы являются: - понуждение контрагента к надлежащему исполнению обязательств, предусмотренных контрактом;
- взыскание с контрагентов неустойки (пеней, штрафов) и иных платежей по контрактам в претензионном и (или) судебном порядке;
- расторжение контракта при наличии предусмотренных законом или контрактом оснований.
2.2. Основными функциями претензионной и исковой работы являются:
- осуществление контроля за надлежащим исполнением контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом;
- досудебное урегулирование споров, возникших по вине контрагента в ходе исполнения контракта, связанное с понуждением контрагента к надлежащему исполнению обязательств, возникших из положений контракта, в том числе, путем направления претензии;
- подготовка искового заявления к контрагенту в целях понуждения к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом, в случае отказа контрагента от урегулирования возникшего спора в добровольном (претензионном) порядке;
- осуществление представительства в суде (арбитражном суде) по рассмотрению исковых заявлений;
- анализ претензионной и исковой работы заказчика.
3. Организация претензионной и исковой работы
3.1 Правовым актом заказчика определяется конкретное должностное лицо (группа лиц), ответственное за ведение претензионной и исковой работы, а также должностное лицо, осуществляющее контроль за проведением претензионной и исковой работы заказчика, не ниже уровня заместителя руководителя заказчика при этом соответствующие обязанности отражаются в должностных регламентах (должностных инструкциях) данных лиц.
3.2. Заказчику целесообразно утвердить порядок осуществления претензионной и исковой работы, определяющий действия заказчика в случаях нарушения положений заключенных контрактов.
Структура порядка осуществления претензионной и исковой работы законодательством не определена, рекомендуется включать в документ разделы, регулирующие порядок:
- ведения работы по предъявлению претензий;
- хранения документации, связанной с ведением претензионной и исковой работы;
- реагирования на поступающие претензии;
- ведения исковой работы и действий, которые должны проводиться в ходе исполнительного производства;
- взаимодействия сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего), юридической службы с сотрудниками иных отделов в ходе претензионной и исковой работы;
- определения ответственности за нарушение порядка ведения претензионной и исковой работы.
3.3. В целях надлежащего контроля заведением претензионной и исковой работой рекомендуется вести журнал учета входящих и исходящих претензий (приложение 1), а также журнал учета исковых заявлений и движения по судебным делам (приложение 2), оформленные в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
Надлежащее ведение указанных журналов позволит в необходимых случаях доказать факт направления претензии в адрес контрагента в судебном процессе, отследить факт направления искового заявления в суд.
3.4. При ведении претензионной и исковой работы осуществляется контроль за:
- ведением журналов учета входящих и исходящих претензий, а также учета исковых заявлений и движения по судебным делам;
- соблюдением сроков отправки претензий в адрес недобросовестных контрагентов;
- соблюдением сроков подачи исковых заявлений и движения судебных дел, установленных законодательством;
- надлежащим и своевременным исполнением контрагентами требований, изложенных в претензиях, а также вступивших в силу судебных актов по исковым заявлениям;
- надлежащей и своевременной публикацией информации в модуле "Иски и претензии" АИС "АЦК-Госзаказ" о подготавливаемых заказчиками претензиях, исковых заявлениях, поступивших от контрагентов претензиях, ответах на претензии, исковых заявлениях;
- надлежащей и своевременной публикацией информации о начислении неустоек (штрафов, пеней) в единой информационной системе в сфере закупок.
3.5. Для обеспечения своевременной подачи исковых заявлений по полностью или частично не удовлетворенным претензиям рекомендуется периодически, но не реже одного раза в квартал года, сверять данные учета входящих и исходящих претензий с данными учета исковых заявлений и движения по судебным делам.
3.6. В целях надлежащего ведения претензионной и исковой работы непосредственно в процессе исполнения контрактов заказчику необходимо организовать непрерывный контроль за исполнением контрагентами условий контрактов (ст.101 Закона о контрактной системе) с момента подписания контракта, в частности, контроль за соблюдением:
- сроков исполнения условий контрактов (срока начала и окончания исполнения обязательств по контрактам, этапов их исполнения (при наличии);
- условий об объеме (количество, комплектность) и качестве поставляемых по контракту товаров, точном соблюдении контрагентом требований заявки на поставку, спецификации, технического задания, иных документов по конкретному контракту;
- условий об объеме, составе и качестве выполняемых работ (оказываемых услуг), количестве и качестве используемых при выполнении работ (оказании услуг) товаров, материалов, оборудования согласно техническому заданию по контракту;
- гарантийных обязательств;
- иных условий контракта.
Система контроля за исполнением условий контрактов обеспечивает возможность оперативного и надлежащего реагирования заказчика на нарушения условий контрактов контрагентами, в том числе, своевременное документирование фактов выявленных нарушений.
3.7. Фактами нарушения условий контракта и, соответственно, юридическим основанием для направления претензии заказчиком является любое нарушение условий контракта контрагентами, ставящее под угрозу достижение конечного результата исполнения контракта:
- нарушение сроков исполнения контракта (срока начала исполнения контракта, в том числе условий о начале и окончании сроков исполнения этапов поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по контракту (при их наличии), срока окончания исполнения условий контракта;
- нарушение объема (количества и комплектности), качества поставляемых по контракту товаров;
- нарушение объема, состава и качества выполняемых работ (оказываемых услуг) по контракту, а также количества и качества используемых при выполнении работ (оказании услуг) товаров, материалов, оборудования и т.п.;
- нарушение установленных заказчиком сроков устранения недостатков поставленного товара (результатов выполненных работ, оказанных услуг), выявленных заказчиком;
- иные нарушения условий контракта со стороны контрагента, ставящие под угрозу достижение целей исполнения контракта.
3.8. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту может быть задокументирован в одном из следующих документов:
- акт выявленных недостатков товаров, работ, услуг, который подписывается уполномоченными представителями сторон контракта;
- заключение экспертизы результатов исполнения контракта (поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги), проведенной заказчиком самостоятельно;
- заключение экспертизы результатов исполнения контракта (поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги), проведенной с привлечением экспертов, экспертных организаций.
3.9. Перед составлением акта представитель заказчика в обязательном порядке извещает контрагента способом, указанным в контракте или иным способом, позволяющим доказать факт уведомления контрагента о необходимости прибытия для составления акта.
В случае неявки представителя контрагента составляется односторонний (если двусторонний акт не подписан в связи с неявкой контрагента для подписания) акт с указанием о неявке представителя контрагента и приложением к акту копии уведомления контрагента о необходимости прибытия для составления акта.
Составление акта выявленных недостатков товаров, работ, услуг, не является основанием для не проведения экспертизы, предусмотренной ч.3 ст.94 Закона о контрактной системе.
3.10. Заключение экспертизы может быть составлено заказчиком как в произвольной форме в виде отдельного документа, так и в виде замечаний на акт сдачи-приемки товара (акт выполненных работ, акт оказанных услуг).
3.11. Заключение экспертизы результатов исполнения контракта (поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги) оформляется в виде заключения, подписанного экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации.
4. Основные этапы осуществления претензионной и исковой работы
4.1. Основными этапами осуществления претензионной и исковой работы являются:
- претензионная работа;
- исковое производство (судебный порядок рассмотрения спора).
4.2. Претензионная работа.
Претензионное (досудебное) урегулирование спора ведет к сохранению контракта, получению товаров, работ и услуг, согласно условиям контракта.
Несоблюдение претензионного порядка урегулирования спора, когда такой порядок предусмотрен законом либо контрактом, является основанием для возвращения судом искового заявления или для оставления искового заявления без рассмотрения (если такой иск был принят).
Ведение претензионной работы является обязательным условие# в случае, установленном законом или договором для судебного урегулирования спора о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из контрактов, который будет рассматривать судебный орган.
В иных случаях ведение претензионной# рекомендуется.
4.2.1. Претензионную работу условно можно разделить на подготовительный этап (до претензионный) и непосредственно претензионный.
4.2.2. Подготовительный этап - сбор доказательств по имеющимся фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту для обоснования правомерности выставления заказчиком претензии, урегулирование спорных вопросов в добровольном оперативном порядке.
С момента выявления и документирования факта неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств по контракту заказчик вправе:
- направить контрагенту претензию;
- до направления претензии заказчик вправе направить контрагенту уведомление (приложение 3), в котором указывается суть нарушения, разумно допустимый срок устранения выявленного нарушения;
- до направления уведомления заказчик вправе вступить в переговоры с контрагентом в рабочем порядке, по результатам которых может быть составлен протокол урегулирования спора в свободной форме.
Договоренности, отраженные в протоколе урегулирования спора оформляются в виде дополнительного соглашения к контракту в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В целях настоящих Методических рекомендаций под уведомлением понимается информирование контрагента о необходимости оперативно и в добровольном порядке устранить нарушения, связанные с исполнением контракта, без оплаты контрагентом неустойки (пеней, штрафов).
Уведомление направляется заказчиком по собственному усмотрению в соответствии с правилами делового оборота, а обязанность направления уведомления законодательством не предусмотрена.
Уведомление направляется контрагенту путем факсимильной связи, по электронной почте с последующим досылом оригинала заказным письмом с уведомлением о вручении по почте или с курьером, либо передается нарочно под роспись уполномоченному представителю контрагента с обязательной отметкой на втором экземпляре информации о вручении, или посредством электронного документооборота, в случае если это предусмотрено контрактом.
В случае, если контрагентом добровольно и оперативно нарушения не устранены изложенные в уведомлении замечания, заказчик переходит к претензионной работе.
4.2.2.1. В случае нарушения сроков поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) рекомендуется организовать работу таким образом, чтобы обеспечить направление претензии не позднее следующего рабочего дня со дня нарушения сроков поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
4.2.3. Претензионный этап заключается в предъявлении заказчиком контрагенту претензии (приложение 4).
4.2.4. При подготовке претензии необходимо проверить:
- наличие правовых оснований на предъявление претензии;
- полноту полученных материалов по факту нарушения условий контракта и их надлежащее документальное оформление (наличие доказательств), при необходимости следует получить дополнительные материалы.
4.2.5. В случае просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ст.34 Закона о контрактной системе).
4.2.6. Под неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или контрактом денежная сумма, которую должник (контрагент) обязан уплатить кредитору (заказчику) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ст.330 ГК РФ).
4.2.7. В контрактах, как правило, используются две формы ответственности недобросовестного контрагента:
Пеня - определенная контрактом денежная сумма, которую контрагент обязан уплатить заказчику в случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, за каждый день просрочки.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (ст.34 Закона о контрактной системе).
Штраф - определенная контрактом денежная сумма, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов, которую контрагент обязан уплатить заказчику в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств контрагентом.
Размер штрафа зависит от цены контракта и устанавливается в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
4.2.8. Необходимо учесть, что нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустойки (пени, штрафа) в пользу другой стороны, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:
- действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
- по вине другой стороны (ч.9 ст.34 Закона о контрактной системе).
4.2.9. Заказчик в течение 5 рабочих дней с даты исполнения контракта, направляет информацию о начислении неустоек (штрафов, пеней) в реестр контрактов (п.10 ч.2 ст.103 Закона о контрактной системе).
4.2.10. Срок направления претензии в адрес контрагента Законом о контрактной системе не установлен.
По общему правилу необходимо действовать добросовестно (п.3 ст.1 ГК РФ), предъявлять претензии в разумный срок, чтобы оперативно разрешить возникшие разногласия. Иное может быть расценено как злоупотребление правом (ст.10 ГК РФ). Целесообразно руководствоваться существующей практикой и устанавливать такой срок в интервале от 10 до 30 дней с момента необходимости направления претензии.
Претензия направляется путем факсимильной связи, по электронной почте с последующим досылом оригинала заказным письмом с уведомлением о вручении по почте или с курьером, либо передается нарочно под роспись уполномоченному представителю контрагента с обязательной отметкой на втором экземпляре информации о вручении, или посредством электронного документооборота, в случае если это предусмотрено контрактом.
4.2.11. Законом о контрактной системе не установлены конкретные сроки, в течение которых контрагент должен рассмотреть поступившую претензию.
Целесообразно руководствоваться действующей практикой и устанавливать такой срок в интервале от 10 до 30 дней.
Оставление претензии без ответа со стороны контрагента является основанием для обращения заказчика в суд.
4.2.12. Требования, заявленные в претензии, должны быть основаны на конкретных обстоятельствах и доказательствах, подтверждающих их, со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Заявленные требования в обязательном порядке подтверждаются документально, копии документов прилагаются к претензии.
4.2.13. Доказательства отправки претензии должны храниться у заказчика до предъявления искового заявления и прикладываться к исковому заявлению, направляемому в судебный орган в качестве доказательства принятия мер к непосредственному урегулированию спора, если не будет получен ответ на претензию.
4.3. Заказчик при неисполнении или ненадлежащем исполнении контрагентом обязательств по контракту (полностью или частично) имеет право самостоятельно:
- удержать неустойку при оплате по контракту;
- удержать неустойку из обеспечения обязательств по контракту, представленного в виде внесения денежных средств либо банковской гарантии.
4.3.1. В случае ненадлежащего исполнения, неисполнения обязательств по контракту заказчик вправе производить оплату по контракту за вычетом соответствующей суммы неустойки, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе (письмо ФАС России от 10.12.2015 N АЦ/70978/15, письма Минфина России от 11.03.2020 N 24-03-07/18298, от 20.12.2019 N 24-03-07/1000017, письма Минэкономразвития России от 06.05.2016 N ОГ-Д28-6327, от 10.03.2016 N ОГ-Д28-3630).
Предусмотренное контрактом право заказчика уменьшать стоимость поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму неустойки за нарушение контракта контрагентом в судебной практике также признается не противоречащим законодательству способом прекращения обязательств (постановление Президиума ВАС РФ от 19.06.2012 N 1394/12 по делу N А53-26030/2010, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.04.2019 N Ф10-999/2019 по делу N А83-15893/2017).
В проекте контракта целесообразно указать условие о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе произвести оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени).
Нарушение контракта фиксируется заказчиком в виде отдельного акта, или возможна фиксация в виде дополнительной пометки в акте приема-передачи, товарной накладной или ином документе, который составляют стороны контракта в ходе его исполнения.
После того, как нарушение зафиксировано, необходимо направить претензию контрагенту (ч.6 ст.34 Закона о контрактной системе), в которую рекомендуется включить следующие сведения:
- реквизиты контракта;
- нарушенные обязательства, в том числе в отношении сроков со ссылкой на подтверждающие документы;
- основания для начисления неустойки (пункт контракта);
- сумму неустойки;
- расчет суммы неустойки;
- срок для оплаты в добровольном порядке:
- информацию о том, что в случае неоплаты в установленный срок, оплата по контракту будет произведена за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени).
Законом о контрактной системе не установлены конкретные сроки, в течение которых заказчик должен направить претензию, целесообразно руководствоваться действующей практикой и устанавливать такой срок в интервале от 10 до 30 дней.
Направление претензии осуществляется в порядке, указанном в пункте 4.2.10 настоящих Методических рекомендаций.
Оставление претензии без ответа со стороны контрагента является основанием вычета соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) при оплате обязательств по контракту.
4.3.2. В случае ненадлежащего исполнения, неисполнения контрагентом обязательств по контракту заказчик вправе обратить взыскание на обеспечение исполнения контракта, предоставленного в виде внесения денежных средств.
Для этого рекомендуется предусмотреть в контракте условия о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту и неуплаты или отказа от уплаты в срок, установленной заказчиком суммы пеней (штрафа), заказчик имеет право самостоятельно во внесудебном порядке взыскать сумму неустойки из обеспечения, представляемого поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Судебные органы признают правомерным удержание заказчиком суммы неустойки из средств обеспечения исполнения контракта даже при отсутствии в контракте условия о такой возможности (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10 июля 2015 г. по делу N А32-24092/2014).
Правомерность обращения взыскания на обеспечение исполнения контракта в размере суммы неустойки обусловлена природой такого обеспечения: обязанность стороны контракта, которая его предоставила, возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения контракта (ст. 381.1, 381.2 ГК РФ, Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Порядок взыскания денежных средств из обеспечения исполнения обязательств по контракту аналогичен порядку удержания неустойки 9штрафа#, пени) при оплате исполненных обязательств по контракту.
4.3.3. Обеспечительные меры помимо денежных средств, могут быть предоставлены также в виде банковской гарантии (ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе).
В случае, если контрагент не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, заказчик вправе удержать денежные средства путем предъявления требования об уплате по банковской гарантии.
Заказчику необходимо заполнить требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в соответствии с формой, установленной постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005). Перечень документов, прилагаемых к требованию содержится в Постановлении N 1005 и в самой банковской гарантии.
Расчет суммы, включаемой в требование о выплате по банковской гарантии, если контрагент не поставил товар, не выполнил работу, не оказал услугу или сделал это ненадлежащим образом (не в полном объеме), производится исходя из цены контракта, уменьшенной пропорционально объему выполненных обязательств (абз.2 п."а" Дополнительных требований к банковской гарантии Постановления N 1005).
Банк-гарант считается выполнившим свои обязательства с момента поступления денежных средств на счет, который указан в требовании (п.4 ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе).
Если денежные средства на счет заказчика не поступили, а срок их выплаты, указанный в требовании истек, необходимо потребовать от банка уплату неустойки, размер которой составляет 0,1% подлежащей уплате Суммы за каждый день просрочки (п.3 ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе).
В случае отказа банка-гаранта выплачивать денежные средства, заказчик вправе обратиться в суд с исковым заявлением к банку.
4.4. Претензионная работа при расторжении контракта.
4.4.1. Контракт может быть расторгнут (ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе):
- по соглашению сторон;
- в одностороннем порядке;
- в судебном порядке.
4.4.2. При наличии оснований для расторжения контракта по соглашению сторон заказчик подготавливает в двух экземплярах:
- проект соглашения о расторжении контракта в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом условий контракта (далее - Соглашение) (приложение 5);
- претензию с предложением подписать Соглашение (приложение 6), представителю контрагента с обязательной отметкой на втором экземпляре информации о вручении или посредством электронного документооборота, в случае если это предусмотрено контрактом.
В претензии с предложением подписать Соглашение в обязательном порядке должен быть указан срок рассмотрения претензии, в том числе срок подписания Соглашения.
4.4.4. В случае неудовлетворения претензии с предложением подписать Соглашение или оставления такой претензии без ответа контрагентом в течение указанного в контракте срока (при его отсутствии - в течение срока, указанного в претензии с предложением подписать Соглашение), подготавливаются необходимые документы и материалы для обращения в судебные органы с исковым заявлением о расторжении контракта и взыскании неустойки (пеней, штрафов).
4.5. Исковое производство (судебный порядок рассмотрения спора).
4.5.1. Цель искового производства - принудительное удовлетворение требований кредитора к должнику об уплате долга, о возмещении убытков, уплате штрафных санкций и иных требований, возникающих при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту.
4.5.2. Заказчику в целях защиты своих прав и законных интересов необходимо в обязательном порядке обращаться в судебные органы, в случае если в досудебном порядке спорные вопросы по исполнению контрагентом обязательств по контракту не были урегулированы. Споры между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями рассматриваются в Арбитражном суде, а споры с физическими лицами подведомственны судам общей юрисдикции.
4.5.3. Обращение в судебные органы оформляется в виде искового заявления и содержит обращенное к суду требование вынести решение о признании судом субъективного права истца (заказчика).
4.5.4. Исковое заявление подается в течение срока исковой давности, то есть срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст.195 ГК РФ).
Общий срок исковой давности для подачи иска в суд составляет три года (п.1 ст.196 ГК РФ).
Срок исковой давности исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, даже если заявление в интересах этого лица подано другим лицом, в силу закона наделенным правом обратиться в суд (п.1 ст.200 ГК РФ, ст.ст. 45, 46 ГПК РФ, ст.ст. 52, 53 АПК РФ, Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43).
Заказчику необходимо учитывать, что бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск (ст.203 ГК РФ, ст.65 АПК РФ, ст.56 ГПК РФ, пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43).
Пропущенный срок исковой давности может быть восстановлен по ходатайству (заявлению) истца (ст.205 ГК РФ).
ГК РФ, ГПК РФ и АПК РФ не устанавливают порядок заявления ходатайства о восстановлении пропущенного срока исковой давности, так же как и не установлен порядок заявления о применении срока исковой давности. Они могут быть заявлены участниками дела как устно, так и в письменной форме с указанием уважительности причин пропущенного срока, уважительность причин оценивается на усмотрение суда.
4.5.4. Исковое заявление подается в суд в письменной форме (приложения 7, 8), подписывается истцом или его представителем и должно содержать сведения, предусмотренные статьей 125 АПК РФ, статьей 131 ГПК РФ.
К исковому заявлению прилагаются документы в соответствии со статьей 126 АПК РФ, статьей 132 ГПК РФ.
4.5.5. Текст искового заявления должен содержать конкретные обстоятельства, на которые ссылается истец, изложенные четко, логично, последовательно, с указанием правовых оснований и выводов.
4.5.7. При определении размера государственной пошлины необходимо руководствоваться статей 333.21 и статьей 333.22 НК РФ.
4.5.8. Исковое заявление подписывает законный представитель Заказчика или представитель по доверенности с приложением надлежащим образом заверенной копии доверенности.
Подписанная копия искового заявления направляется заказным письмом с уведомлением о вручении ответчику (контрагенту) и иным лица, участвующим в деле.
4.5.9. Оформление и подтверждение полномочий представителя заказчика для участия в судебном процессе осуществляется в соответствии со статьей 61 АПК РФ, статьей 49 ГПК РФ.
Начальник юридического отдела |
Ю.М.Бобрышева |
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 1
по ведению заказчиками Иркутской области
претензионной и исковой работы
в рамках исполнения контрактов
от 30.11.2020 N 229-мр
Примерная форма журнала
учета входящих и исходящих претензий
N |
Входящий/исходящий N |
Дата поступления /направления |
N контракта, предмет |
Наименование контрагента |
Дата поступления ответа на претензию |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 2
по ведению заказчиками Иркутской области
претензионной и исковой работы
в рамках исполнения контрактов
от 30.11.2020 N 229-мр
Примерная форма журнала
учета исковых заявлений и движения по судебным делам
N |
Исходящий номер |
Дага# направления искового заявления в суд |
Предмет исковых требований |
Наименование суда |
Дата принятия исковою заявления |
Дата назначения судебного заседания |
Дата вынесения судебного акта, резолютивная часть |
Примечание* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Целесообразно включить сведения о прохождении всех судебных
инстанций
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 3
по ведению заказчиками Иркутской области
претензионной и исковой работы
в рамках исполнения контрактов
от 30.11.2020 N 229-мр
Примерная форма уведомления
о нарушении обязательств по контракту
от ________________ (дата) N __________
"__"________ 20___ между _____________ (наименование Заказчика) (далее -
Заказчик) и ______________ (полное наименование контрагента по контракту)
был заключен контракт на _________________ (предмет контракта).
"___"_________ 20___ Заказчиком установлен факт ненадлежащего исполнения
обязательств по контракту, а именно:
________________________________________________________________________.
(указать нарушение: сроков, объемов поставленного товара (оказываемой
услуги, выполняемой работы), нарушение качества и т.д.).
Просим Вас в течение _______ дней (календарных/рабочих, указать
кратчайший срок) устранить выявленные недостатки:
__________________________________________ (указать каким образом:
заменить товар, устранить отставание от графика и т.д.).
В случае непринятия мер по устранению выявленных недостатков к
Вашей организации будут применены санкции, предусмотренные условиями
заключенного контракта.
Приложение: копия документа, подтверждающего неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательств по договору на ____ л. в _____ экз.
____________________________________________________
(Должность официального представителя Заказчика)
(подпись) (ФИО)
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 4
по ведению заказчиками Иркутской области
претензионной и исковой работы
в рамках исполнения контрактов
от 30.11.2020 N 229-мр
Примерная форма претензии
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств
по контракту и взыскании штрафных санкций
от ___________________ (дата) N _______
"___"__________ 20___ между ____________________ (наименование Заказчика)
(далее - Заказчик) и ___________________ (полное наименование контрагента
по контракту) был заключен контракт на _____________ (предмет контракта).
По состоянию на "___"__________ 20___ Вашей организацией обязательства по
контракту/договору не выполнены (выполнены ненадлежащим образом),
а именно: ______________________ (перечислить невыполненные обязательства
с указанием сроков).
"___"__________ 20___ Заказчиком в адрес Вашей организации
направлено уведомление о нарушении обязательств с предложением выполнить
обязательства надлежащим образом и в установленные сроки.
В соответствии с п._______ контракта за нарушение ________________
(указать суть нарушения) поставщик (подрядчик, исполнитель) уплачивает
Заказчику неустойку (штраф, пени) в размере __________.
Стоимость не поставленных товаров (не выполненных работ, не
оказанных услуг) по контракту составляет _______________ рублей
___________ копеек (цифрой и прописью) (в том числе НДС ______ %,
составляет ______________ рублей ______________ копеек (цифрой и
прописью).
Сумма неустойки, подлежащая оплате, составляет __________ рублей
__________ копеек (прописью).
Расчет неустойки: ______________________________________________________.
На основании изложенного и в соответствии с п.____ контракта
Заказчик просит Вас в течение _________ дней (указать количество дней
календарных/рабочих цифрой и прописью) с момента получения настоящей
претензии оплатить сумму неустойки в размере ____________ (цифрой и
прописью).
В случае неуплаты в установленный срок суммы неустойки,
предусмотренной контрактом, Заказчик будет вынужден обратиться в
_____________ суд с исковыми требованиями о взыскании денежных средств.
Банковские реквизиты для оплаты: _______________________________________.
___________________________________________________
(Должность официального представителя Заказчика)
(подпись) (ФИО)
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 5
по ведению заказчиками Иркутской области
претензионной и исковой работы
в рамках исполнения контрактов
от 30.11.2020 N 229-мр
Примерная форма соглашения
о расторжении контракта
от _______________ (дата) N __________
_____________________ (наименование Заказника), именуемое в
дальнейшем "Заказчик", в лице _________________, действующего на
основании __________________, с одной стороны, и ______________,
именуемый в дальнейшем "Поставщик" (Подрядчик, Исполнитель), в лице
______________, действующего на основании ___________________, с другой
стороны, именуемые в дальнейшем "Стороны", в связи с неисполнением
(ненадлежащим исполнением) Поставщиком (Подрядчиком, Исполнителем) своих
обязательств, предусмотренных контрактом от ____________ N _______ на
____________________ (указать предмет контракта) и в соответствии с
п._____ контракта/договора заключили настоящее Соглашение о
нижеследующем:
1. Стороны договорились расторгнуть контракт от ____________ N ____
на ___________ (указать предмет контракта) с момента регистрации
настоящего Соглашения в реестре контрактов в порядке, предусмотренном
действующим законодательством о контрактной системе.
2. Стороны признают, что основанием к расторжению контракта
послужило неисполнение (ненадлежащие исполнение) _____________________
(Поставщиком, Подрядчиком, Исполнителем) своих обязательств по контракту
(иные основания), а именно: ____________________________________________.
3. ___________________ (Поставщик, Подрядчик, Исполнитель) в
соответствии с п.____ контракта в течение __________________ (цифрой и
прописью) банковских дней с момента подписания настоящего Соглашения
перечисляет Заказчику неустойку (штраф) за неисполнение (ненадлежащее
исполнение) своих обязательств. Размер неустойки, подлежащей уплате в
соответствии с настоящим пунктом Соглашения, составляет ____________
копеек (цифрой и прописью) и подтверждается подписанным Сторонами
расчетом неустойки, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
4. Стороны признают, что на дату расторжения контракта ____________
(Поставщиком, Подрядчиком, Исполнителем) поставлены товары (выполнены
работы, оказаны услуги) по контракту на сумму _____________ (цифрой и
прописью), в том числе НДС _____% (цифрой и прописью), а заказчиком
перечислены ____________ (Поставщику Подрядчику, Исполнителю) в качестве
оплаты по договору денежные средства в сумме ______________________
(цифрой и прописью), в том числе НДС ____ % (цифрой и прописью), что
подтверждается Актом сверки взаиморасчетов, являющимся неотъемлемой
частью настоящего Соглашения.
5. ___________________ (Поставщиком, Подрядчиком, Исполнителем)
осуществлен возврат Заказчику сумм денежных средств, выплаченных по
контракту, но превышающих стоимость фактически ______________________
(поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг), в размере
_____________________ (цифрой и прописью).
6. С момента подписания настоящего Соглашения _________________
(Поставщик, (Подрядчик, Исполнитель) несет гарантийные обязательства в
объеме, предусмотренном п.___ контракта.
7. Денежные средства, подлежащие уплате Заказчику в соответствии с
п.2 настоящего Соглашения, перечисляются __________________
(Поставщиком, Подрядчиком, Исполнителем) по следующим банковским
реквизитам: ____________________________________________________________.
8. __________________ (Поставщик, Подрядчик, Исполнитель) за
просрочку принятых на себя обязательств по настоящему Соглашению
выплачивает неустойку в размере, установленном в контракте.
9. Иных претензий относительно исполнения обязательств по контракту
от _________ N ____ на _______________________ (указать предмет
контракта) Стороны друг к другу не имеют.
10. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих
равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон, и
вступает в силу с момента его внесения в реестр контрактов в порядке,
предусмотренном действующим законодательством о контрактной системе.
11. Подписи Сторон:
Заказчик поставщик (Подрядчик, Исполнитель)
_____________________ __________________________________
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 6
по ведению заказчиками Иркутской области
претензионной и исковой работы
в рамках исполнения контрактов
от 30.11.2020 N 229-мр
Примерная форма
претензии о расторжении контракта
от ___________ (дата) N _________
"___"___________ 20___ между _________________ (наименование
Заказчика) (далее - Заказчик) и __________________ (полное наименование
контрагента по контракту) был заключен контракт на ______________
(предмет контракта) от ___________ N ______.
Вашей организацией обязательства по контракту не выполнены
(выполнены ненадлежащим образом), а именно _____________________
(перечислить невыполненные обязательства или иные основания расторжения
контракта), в связи с чем, Заказчиком принято решение о расторжении
контракта.
В соответствии с п._____ контракта просим Вас в течение ___________
(цифрой и прописью) календарных дней с момента получения настоящей
претензии подписать прилагаемое Соглашение о расторжении контракта. В
случае отказа от подписания Соглашения, изложить причины отказа в
письменном виде.
В случае отказа от подписания Соглашения о расторжении контракта
или неполучения ответа в установленный срок, Заказчик будет вынужден
обратиться ________________ суд с исковым требованием о расторжении
контракта.
Приложение: Соглашение о расторжении контракта на ____ л. в ____
экз.
___________________________________________________
(Должность официального представителя Заказчика)
(подпись) (ФИО)
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 7
по ведению заказчиками Иркутской области
претензионной и исковой работы
в рамках исполнения контрактов
от 30.11.2020 N 229-мр
Примерная форма
искового заявления о взыскании неустойки (пени, штрафа)
____________________________ суд
Истец: _____________ (наименование Заказчика)
(индекс, адрес, телефон, факс, адрес электронной почты)
Ответчик: __________ (наименование)
(индекс, адрес, телефон, факс, адрес электронной почты)
Цена иска: ________ (цифрой и прописью)
Государственная пошлина: ___________
________________ (цифрой и прописью)
"___"____________ 20__ между _____________ (наименование Заказчика)
(далее - Истец) и _______________ (полное наименование контрагента по
контракту) был заключен контракт на ___________________ (предмет
контракта).
В соответствии с условиями заключенного контракта Ответчик обязался
_________________ (перечислить обязательства Ответчика с указанием
сроков).
Однако Ответчик свои обязательства по контракту не выполнил
(выполнил ненадлежащим образом: с нарушением сроков или других
оснований) _____________________________________________.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение
договорных обязательств предусмотрена п.____ контракта.
Факт ____________ (указать неисполнение, ненадлежащее исполнение
обязательства) подтверждается ________________ актом _____________ (или
иным документом).
(необходимо перечислить все факты неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязательств, и чем они подтверждены).
"___"___________ 20___ Истец направил ответчику претензию с
требованием уплатить неустойку (штраф, пени) в размере _____________
(цифрой и прописью) (копия претензии прилагается).
В установленный претензией срок от Ответчика получен отказ в уплате
неустойки (штрафа, пени) (от Ответчика не получен ответ на претензию).
На день обращения в суд размер неустойки (штрафа, пени) составляет
_______ (цифрой и прописью) (расчет неустойки прилагается).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 125, 126 АПК РФ
(статьями 98, 131, 132, ГПК РФ)
прошу:
1. Взыскать с Ответчика неустойку (штраф, пени) в размере ______________.
2. Взыскать с Ответчика государственную пошлину в размере ______________.
Приложение:
- надлежащим образом заверенные копии документов на ___ л. в _____
экз.;
- надлежащим образом заверенные копии иных документов, используемых
в качестве доказательства по делу на ____ л. в ___ экз.
__________________________________________________
(Должность официального представителя Заказчика)
(подпись) (ФИО)
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 8
по ведению заказчиками Иркутской области
претензионной и исковой работы
в рамках исполнения контрактов
от 30.11.2020 N 229-мр
Примерная форма
искового заявления о расторжении контракта
_________________________________ суд
Истец: __________ (наименование Заказчика)
(индекс, адрес, телефон, факс, адрес электронной почты)
Ответчик: ________________ (наименование)
(индекс, адрес, телефон, факс, адрес электронной почты)
Цена иска: ___________ (цифрой и прописью)
Государственная пошлина: _______ (цифрой и прописью)
"___"_________ 20___ между _____________ (наименование Заказчика)
(далее - Истец) и __________ (полное наименование контрагента по
контракту) был заключен контракт на _______________ (предмет
контракта/договора).
В соответствии с условиями заключенного контракта Ответчик обязался
_________ (перечислить обязательства Ответчика с указанием сроков).
Однако, по состоянию на "___"__________ 20____ Ответчик свои
обязательства по контракту не выполнил (выполнил ненадлежащим образом: с
нарушением сроков или других оснований) _____________.
Факты неисполнения (ненадлежащего исполнения) подтверждаются
____________________ (указать какими документами).
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение
договорных обязательств предусмотрена п.___ контракта.
В соответствии с п.____ контракта Истец вправе обратится в суд в
случае _______________ (указать основание).
"___"________ 20___ Истец направил Ответчику претензию с
предложением расторгнуть контракт от _________ N _____ по соглашению
сторон, но Ответчик отказался (оставил претензию без рассмотрения и
удовлетворения) от расторжения контракта по соглашению сторон (копии
документов прилагаются).
Кроме того, Ответчик отказался удовлетворить требование по уплате
штрафных санкций в размере _____________ (цифрами и прописью) (расчет
прилагается).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 450 ГК РФ,
части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд", статьями 110, 125, 126 АПК РФ
(статьями 98, 131, 132 ГПК РФ), прошу:
1. Расторгнуть контракт от ____________ N _________;
2. Взыскать с Ответчика неустойку (штраф, пени) в размере ______________.
3. Взыскать с Ответчика государственную пошлину в размере ______________.
Приложение:
- надлежащим образом заверенные копии документов на ____ л. в ____
экз.;
- надлежащим образом заверенные копии иных документов, используемых
в качестве доказательства по делу на ____ л. в ______ экз.
__________________________________________________
(Должность официального представителя Заказчика)
(подпись) (ФИО)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 30 ноября 2020 г. N 229-мр "Об утверждении методических рекомендаций по ведению заказчиками Иркутской области претензионной и исковой работы в рамках исполнения контрактов"
Вступает в силу с 30 ноября 2020 г.
Текст распоряжения опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 17 сентября 2021 г. N 68-мр
Изменения вступают в силу с 17 сентября 2021 г.
Подпункты 3, 4 пункта 1 изменений вступают в силу с 1 января 2022 г.