Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "БРИЗ" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ "ВДЦ "Смена" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием: "Поставка бакалейной продукции" (извещение N 0318100028517000349) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения конкурсной документации. В своей жалобе ООО "БРИЗ" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) установленный Заказчиком порядок оценки по критерию "Деловая репутация" не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, поскольку содержит противоречащее количество баллов в отношении шкалы оценки; 2) в конкурсной документации установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием документов, не предусмотренных Законом о контрактной системе (заверенная банком копия платежного поручения).
Представителем Заказчика представлена конкурсная документация, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что конкурсная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" проводился конкурс с ограниченным участием: "Поставка бакалейной продукции" (извещение N 0318100028517000349).
Начальная (максимальная) цена контракта - 39 168 538,05 рублей.
В соответствии с ч. 3. ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
На основании п. 9) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Частью 7 статьи 53 Закона о контрактной системе определено, что на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
На основании п. 4 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила N 1085) в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Правил N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил N 1085 установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 20 Раздела 1 "Информационная карта" конкурсной документации определено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе согласно Разделу 10 "Порядок и критерии оценки заявок участников закупки, показатели таких критериев и величины их значимостей".
В Разделе 10 "Порядок и критерии оценки заявок участников закупки, показатели таких критериев и величины их значимостей" определены критерии:
1. "Цена контракта" (значимость критерия 70%)
2. "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании оборудования, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия 30%):
Наименование показателя критерия |
Величина значимости показателя (составляющей показателя) критерия оценки, % |
Значения показателя (составляющей показателя) |
Формула расчета/шкала оценки количества присвоенных баллов по показателю или его составляющей |
Документы, подтверждающие квалификацию участника |
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании оборудования, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" | ||||
Деловая репутация участников закупки |
60 |
1) Количество полученных положительных отзывов (благодарственных писем) от осуществляющих образовательную деятельность, деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления государственных и муниципальных заказчиков, государственных и муниципальных бюджетных учреждений по исполненным контрактам за период с 2015 года до даты подачи заявки на участие в данном конкурсе, предметом закупки которых является поставка бакалейной продукции. При этом цена исполненного контракта должна быть не менее 25%начальной (максимальной) цены контракта данного конкурса (лота). |
Шкала оценки количества присвоенных баллов: Отсутствие или менее 4 копий положительных отзывов (благодарственных писем) - 0 баллов, 3 и более копии положительных отзывов (благодарственных писем) - 100 баллов. |
Отзывы заказчиков по исполненным контрактам (договорам) или их копии. Для оценки заявки участника будет приниматься 1 отзыв в расчете на один контракт (договор). Отзыв должен содержать информацию, позволяющую однозначно идентифицировать контракт (договор) в реестре контрактов, заключенных в соответствии с федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" и размещенном в единой информационной системеwww.zakupki.gov.ru. |
Таким образом, установленная Заказчиком шкала оценки для значения показателя "Количество полученных положительных отзывов_" не позволяет определить количество баллов в случае наличия у участника закупки 3-х отзывов, подтверждающих квалификацию участника.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 5) ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона).
В п. 45 Раздела 11 "Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием" конкурсной документации установлен перечень документов, входящих в состав заявки: документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, оформленное в соответствии с требованиями Положения Центрального банка Российской Федерации от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", с отметкой банка или заверенная банком копия этого платежного поручения, либо включенная в Реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Таким образом, установленные Заказчиком требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием не соответствуют требованиям п. 5) ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, конкурсная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15, 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БРИЗ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п. 5) ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 8
по делу N КОУ-5/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
16 января 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
на основании своего решения от 16.01.2018 г. по делу КОУ-5/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "БРИЗ" на действия ФГБОУ "ВДЦ "Смена" при проведении конкурса с ограниченным участием: "Поставка бакалейной продукции" (извещение N 0318100028517000349) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" (единой комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п. 5) ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения конкурса с ограниченным участием и внесения изменений в извещение и конкурсную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N КОУ-5/2018 от 16.01.2018 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7 рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 09.02.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 января 2018 г. N КОУ-5/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2018