Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - ООО "Олимп"): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", заявитель): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СтройСервис" (далее - ООО "СтройСервис", заявитель): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заказчика муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) (далее - МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я), заказчик): не явились, надлежащим образом уведомлены, представлены письменные пояснения,
рассмотрев жалобы ООО "Олимп", ООО "Перспектива", ООО "СтройСервис" на действия заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта МБОУ "Кангаласская СОШ им Н.И. Кочнева" (изв. N 0816300013218000008), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Олимп", ООО "Перспектива", ООО "СтройСервис" на действия заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта МБОУ "Кангаласская СОШ им Н.И. Кочнева" (изв. N 0816300013218000008).
Из текста жалобы ООО "Олимп" следует, что заявителем обжалуется следующее.
1. Наличие разночтений в плане-графике закупок и информационной карте документации об электронном аукционе в части срока окончания работ, предусмотренных контрактом, на право заключения которого проводится закупка.
2. Наличие разночтений в извещении о проведении электронного аукциона и проекте контракта в части указания идентификационного кода закупки (далее также - ИКЗ).
3. Установление в проекте контракта порядка оплаты выполненных работ, ограничивающего права участников закупки - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
4. Публикация в ЕИС разъяснений положений аукционной документации без указания предмета запроса, поступившего от участника закупки.
5. Указание в позициях 3.4, 3.6 и 4.3 технического задания аукционной документации показателей, не соответствующих действующим государственным стандартам (далее также - ГОСТ).
6. Указание в позиции 3.7 технического задания аукционной документации товарного знака без сопровождения словами "или эквивалент".
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует, что заявителем обжалуется следующее.
1. Неустановление к участникам закупки требований в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99).
2. Установление в проекте контракта некорректных значений штрафов, начисляемых за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Из текста жалобы ООО "СтройСервис" следует, что заявителем обжалуется следующее.
1. Указание в позиции 4.3 технического задания аукционной документации показателей, не соответствующих действующему ГОСТ.
2. Указание в позициях 3.2, 4.3 и 7.4 технического задания аукционной документации неконкретных показателей, вводящих участников закупки в заблуждение.
Просят признать жалобы обоснованными, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
В письменных пояснениях МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) указано следующее.
Заказчик согласен с доводами жалоб о наличии разночтений в части указанного в извещении о проведении закупки и проекте контракта ИКЗ - подчеркивает, что верный ИКЗ указан в извещении; об указании несоответствующих действующим ГОСТам показателей по позициям 3.2, 3.4, 3.6, 4.3 и 7.4 Технического задания аукционной документации, указывает, что в позиции 4.3 Технического задания материал "брусья" ошибочно поименован заказчиком как "бруски"; о неустановлении к участникам закупки требований в соответствии с Постановлением N 99.
С остальными доводами жалобы не согласны, указывают, что в плане-графике закупок указан планируемый срок выполнения работ, а в извещении о проведении закупки и документации об электронном аукционе - фактический; в тексте разъяснений положений документации об электронном аукционе указана тема запроса; установленный в проекте контракта порядок оплаты за выполненные работы не ущемляет прав организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения; размеры штрафов указывается в контракте на стадии его подписания.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение N 0816300013218000008 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 10.04.2018 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 739 084,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе поступило 12 заявок от участников закупки, по итогам рассмотрения первых частей заявок участники закупки с номерами заявок 1, 4, 6 и 10 допущены к участию в электронном аукционе, заявки остальных участников закупки отклонены от участия в электронном аукционе;
5) на момент рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки закупки электронный аукцион не проведен, вторые части заявок на участие в электронном аукционе не рассмотрены;
6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобы ООО "Олимп" и ООО "СтройСервис" обоснованными частично, жалобу ООО "Перспектива" обоснованной в полном объеме исходя из следующего.
Из текста жалобы ООО "Олимп" следует, что заявителем обжалуется следующее.
1. Наличие разночтений в плане-графике закупок и информационной карте документации об электронном аукционе в части срока окончания работ, предусмотренных контрактом, на право заключения которого проводится закупка.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, определяющей принципы открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок, информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график закупок включается наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона, среди прочего, указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Также частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Следовательно и план-график закупок, и извещение о проведении закупки, и документация об электронном аукционе, в том числе проект контракта, должны содержать информацию о сроках выполнения работ, предусмотренных контрактом на право заключения которого проводится закупка, при этом данная информация должна быть достоверной и не должна содержать разночтений.
В силу части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 названной статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
При этом частью 12 статьи 21 Закона о контрактной системе установлен запрет на размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Материалами дела установлено, что в столбце "Планируемый срок (периодичность) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг" плана-графика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) по закупке работ по выполнению ремонта МБОУ "Кангаласская СОШ им Н.И. Кочнева указано следующее: "Планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): в срок до 31.10.2018".
Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона на выполнение ремонта МБОУ "Кангаласская СОШ им Н.И. Кочнева" N 0816300013218000008 среди прочего указано следующее: "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг: в срок до 15 августа 2018 г.", в пункте 5 части II аукционной документации "Наименование и описание объекта закупки и условия контракта. Проект контракта" указано следующее: "Срок поставки/завершения работ/график оказания услуг: Начало с подписания контракта, окончание в срок до 15 августа 2018 года, с правом досрочного выполнения работ". Аналогичное условие указано в пункте 2.2 проекта контракта.
Из пояснений заказчика следует, что верный срок выполнения работ указан извещении о проведении закупки, а также в документации об электронном аукционе.
При изложенных обстоятельствах, заказчик допустивший наличие разночтений в указании сроков выполнения предусмотренных контрактом работ в плане-графике закупок, извещении о проведении закупки, аукционной документации и проекте контракта, а также указавший некорректную информацию о таком сроке в плане-графике закупок, признается нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 2 части 3, части 11 и 12 статьи 21 Закона о контрактной системе. Первый довод жалобы ООО "Олимп" признается обоснованным.
2. ООО "Олимп" обжалует наличие разночтений в извещении о проведении электронного аукциона и проекте контракта в части указания ИКЗ.
Как указано выше, частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, определяющей принципы открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок установлено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, должен быть указан ИКЗ.
Из вышеизложенного следует что вся информация, указанная в извещении о проведении закупки, документации о закупке, в том числе в проекте контракта, должна быть верной и не должна содержать разночтений.
Между тем, материалами дела установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона на выполнение ремонта МБОУ "Кангаласская СОШ им Н.И. Кочнева" N 0816300013218000008 указан ИКЗ 183141900156514190100100370014120243, при этом в пункте 1.6 проекта контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, указан ИКЗ 183141900156514190100100370004120243.
Таким образом, ИКЗ, указанные в извещении о проведении электронного аукциона и в проекте контракта различаются, при этом из пояснений заказчика следует, что верный ИКЗ указан в извещении о проведении закупки.
В связи с вышеизложенным, заказчик, включивший в проект контракта некорректный ИКЗ, признается нарушившим часть 3 статьи 7, часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе. Второй довод жалобы ООО "Олимп" признается обоснованным.
3. Заявителем обжалуется установление в проекте контракта порядка оплаты выполненных работ, ограничивающего права участников закупки - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Пунктом 3.6 проекта контракта установлено следующее: "Основанием для оплаты выполненных Подрядчиком работ являются Акт о приемке выполненных работ (КС-2) и Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), счет, счет-фактура. Муниципальный заказчик на основании вышеуказанных документов оплачивает выполненные Подрядчиком работы при условии и по мере поступления бюджетных средств. Авансирование не предусмотрено. Расчет производится по счетам, промежуточным актам выполненных работ. Расчет производится не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе. Поэтапная оплата выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта. Объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно статье 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) обязанность по составлению счетов-фактур возложена налоговым законодательством на плательщиков налога на добавленную стоимость (далее также - НДС). При этом организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ (при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ) (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Между тем, в налоговом законодательстве отсутствуют запреты на составление "нулевых" счетов-фактур для организаций, применяющих УСН, с указанием "без налога НДС".
Выставление таких счетов-фактур не приводит ни к декларированию НДС, ни к уплате налога организацией, применяющей УСН. Налоговая ответственность за оформление таких счетов-фактур НК РФ не установлена. Не появится у организации, применяющей УСН, и право на применение налоговых вычетов по НДС.
Частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено право любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации по обжалованию в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Довод жалобы заявителя предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, следовательно, в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить наличие объективные препятствий для оформления и подачи ООО "Олимп" заявки на участие в закупке.
Между тем, из жалобы следует, что ООО "Олимп" обжалует положения муниципального контракта, которые, по мнению заявителя, нарушают права индивидуальных предпринимателей - участников закупки.
При этом само ООО "Олимп" индивидуальным предпринимателем не является, из текста жалобы, а также из данных Единого государственного реестра юридических лиц следует, что податель жалобы по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью.
Таким образом, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Олимп" действиями заказчика по включению спорного положения в проект контракта, а также указывающих на нарушения Закона о контрактной системе.
При изложенных обстоятельствах, третий довод жалобы ООО "Олимп" признается необоснованным.
4. ООО "Олимп" указывает на неправомерные действия заказчика по публикации в ЕИС разъяснений положений аукционной документации без указания предмета запроса, поступившего от участника закупки.
Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений регулируется статьей 65 Закона о контрактной системе.
Так, согласно части 4 указанной нормы в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника закупки о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Материалами дела установлено, что 19 апреля 2018 года заказчиком в ЕИС опубликованы разъяснения положений аукционной документации без указания текста поступившего от участника закупки запроса.
Выше отмечено, что частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, определяющей принципы открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок, установлено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе, и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
При изложенных обстоятельствах, действия заказчика по неуказанию в разъяснениях положений аукционной документации текста запроса, поступившего от участника закупки, на который такие разъяснения даются, могут явиться препятствием для ознакомления участниками закупки с предметом закупки и формирования ими заявки, содержащей предложение по работам, являющимся предметом контракта, материалам, используемым при выполнении таких работ.
Заказчик признается нарушившим часть 3 статьи 7, часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. Четвертый довод жалобы ООО "Олимп" признается обоснованным.
5. Заявитель обжалует действия заказчика по указанию в позициях 3.4, 3.6 и 4.3 технического задания аукционной документации показателей брусков и досок, не соответствующих показателям, установленным в действующих ГОСТам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Материалами дела установлено, что заказчиком в позициях 3.4, 3.6, 4.3 технического задания аукционной документации установлены следующие показатели:
N пп по л/с |
Наименование работ и затрат |
Единица измерения |
Кол-во |
Характеристика применяемых материалов |
3.4. |
Устройство слуховых окон |
1 слуховое окно |
6 |
Доски обрезные хвойных пород длиной 2-3,75 м, шириной не менее 150 мм, толщиной не менее 40 мм, сорт не ниже II; Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, III сорта Створки оконные для жилых зданий площадь 0,3-0,4 м2 |
3.6. |
Устройство фронтонов |
100 м2 стен, фронтонов (за вычетом проемов) и развернутых поверхностей карнизов |
0.56 |
Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, II сорта Обшивка наружная и внутренняя из древесины тип 0-1; 0-2; 0-3 толщиной 13 мм, шириной без гребня от 70 до 90 мм |
4.3. |
Установка элементов каркаса из брусьев |
1 м3 древесины в конструкции |
2.5 |
Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 100, 125 мм, II сорта Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, II сорта Доски необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины, толщиной 32-40 мм, III сорта |
Из информации официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru следует, что термины и определения понятий в области лесопильного производства, обязательные для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности, определяются ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" (далее также - ГОСТ 18288-87)
Пунктом 21 ГОСТа 18288-87 дано определение термину "Доска", согласно которому доска - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Пунктом 20 ГОСТ 18288-87 дано определение термину "Брусок", согласно которому брусок - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Таким образом, из положений ГОСТ 18288-87 прямо следует, что пиломатериал "Брусок" не может иметь толщину более 100 мм, следовательно, установленный заказчиком в описании объекта закупки показатель "толщина" товара/материала "Бруски обрезные хвойных пород", не соответствует требованиям действующего ГОСТ.
Также из положений ГОСТ 18288-87 следует, что ширина пиломатериала "доска" должна быть более его двойной толщины, следовательно, установленные заказчиком показатели ширины товара "Доски обрезные хвойные" (75-150 мм) и толщины (44 мм и более) являются противоречивыми, поскольку минимальный показатель толщины данного товара не соответствует минимальному значению его ширины.
При этом заказчик в письменных пояснениях указывает, что в позиции 4.3 Технического задания материал "брусья" ошибочно поименован "бруски"
При изложенных обстоятельствах, заказчик признается нарушившим пункты 1, 2 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Пятый довод жалобы ООО "Олимп" признается обоснованным.
6. ООО Олимп" обжалует указание в позиции 3.7 технического задания аукционной документации товарного знака "Акватекс" без сопровождения словами "или эквивалент".
Как отмечено выше, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Материалами дела установлено, что заказчиком по позиции 3.7 технического задания аукционной документации установлены следующие показатели:
N пп по л/с |
Наименование работ и затрат |
Единица измерения |
Кол-во |
Характеристика применяемых материалов |
3.7. |
Окраска эмалевыми составами по дереву с подготовкой поверхности стен |
100 м2 окрашиваемой поверхности или покрытия |
0.56 |
Шпатлевка масляно-клеевая. Ветошь. Растворитель марки Р-4. Текстурное покрытие "Акватекс" |
Также материалами дела установлено, что в пункте 23 "Инструкция по заполнению заявки" части I "Общие условия аукциона" документации об электронном аукционе среди прочего указано следующее: "В случае, если в документации присутствуют ссылки на товарные знаки, технические условия конкретных производителей, наименования фирм-производителей товаров участникам закупки следует читать их в сопровождении словами "или эквивалент" и принимать во внимание, что заказчик допускает использование в процессе производства работ товаров иных производителей, удовлетворяющих требованиям, установленным в документации об открытом конкурсе. На требования, установленные заказчиком на рисунках, в полной мере распространяются положения настоящей инструкции".
Также Комиссия Якутского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Статьей 1480 ГК РФ установлено, что государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном статьями 1503 и 1505 ГК РФ.
В соответствии со статьей 1503 ГК РФ в государственный реестр товарных знаков вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.
Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требования к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядок преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечень сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак утверждены Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 г. N 482.
В соответствии с пунктом 4 указанного Перечня в форму свидетельства на товарный знак (знак обслуживания) включается регистрационный номер заявки на государственную регистрацию товарного знака.
Учитывая положения части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность, заявителю в целях доказывания рассматриваемого довода надлежало представить доказательства относительно того, что словесное обозначение "Акватекс" является товарным знаком и зарегистрировано в установленном законодательством порядке в качестве товарного знака - указать номер заявки или номер регистрации товарного знака.
При изложенных обстоятельствах шестой довод жалобы ООО "Олимп" признается необоснованным.
Жалоба ООО "Олимп" подлежит признанию обоснованной частично.
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует, что заявителем обжалуется следующее.
1. Неустановление к участникам закупки требований в соответствии с Постановлением N 99.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 года "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Пунктом 1 Постановления N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Начальная (максимальная) цена контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион на выполнение ремонта МБОУ "Кангаласская СОШ им Н.И. Кочнева" (изв. N 0816300013218000008), составляет 11 739 084,00 руб.
Извещением о проведении электронного аукциона N 0816300013218000008 установлен код ОКПД2 предмета закупки 41.20.40.000.
Материалами дела установлено, что аукционная документация и извещение о проведении электронного аукциона не содержат требований к участникам закупки, установленных в соответствии с Постановлением N 99.
При этом из пояснений заказчика следует, что требования в соответствии с Постановлением N 99 к участникам закупки не установлены ошибочно.
При изложенных обстоятельствах, заказчик признается нарушившим часть 2 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе. Первый довод жалобы ООО "Перспектива" признается обоснованным.
2. ООО "Перспектива" указывает на установление в проекте контракта некорректных значений штрафов, начисляемых за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размеров указанных штрафов и пеней определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее по тексту - Правила N 1042).
Правила N 1042 устанавливают порядок определения в контракте:
- размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
- размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;
- размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно - штраф, пеня).
Так пунктами 3-5 Правил N 1042 установлены размеры штрафов, начисляемых в зависимости от вида неисполненного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту:
Из смысла вышеизложенных положений Правил N 1042 следует, что размер штрафа зависит от размера начальной (максимальной) цены контракта, а также от условий закупки.
В частности, если в закупке установлено ограничение по участию лишь субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, то в контракт должно быть включено условие об оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по контракту штрафа, предусмотренное пунктом 4 Правил N 1042, устанавливающим, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Материалами дела установлено, что в рассматриваемой закупке установлено ограничение/преимущество для участников закупки, являющихся субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями.
При этом пунктом 6.7 проекта контракта установлено следующее условие:
"6.7. Штраф начисляется за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Штраф устанавливается в размере ___________ (_____________) рублей ___ копеек. (Если услуга оказывается поэтапно, то штраф устанавливается индивидуально для каждого этапа Контракта исходя из цены этапа, в этом случае штраф исходя из цены Контракта не устанавливается).
Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой исходя из следующего:
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
В случае, если контракт заключается с участником закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой исходя из следующего:
а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
(обе шкалы определения штрафа подлежат исключению из контракта после определения размера штрафа, исходя из ценового предложения участника закупки, на стадии направления проекта контракта на подпись участнику закупки)".
Таким образом, размеры штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства) не соответствуют размерам штрафа, установленных в Правилах N 1042 для контрактов, заключенных по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
При изложенных обстоятельствах, заказчик признается нарушившим части 3 и 4 статьи 34 Закона о контрактной системе. Второй довод жалобы ООО "Перспектива" признается обоснованным.
Жалоба ООО "Перспектива" признается обоснованной в полном объеме.
В жалобе ООО "СтройСервис" указаны следующие доводы.
1. Указание в позиции 4.3 технического задания аукционной документации показателей, не соответствующих действующему ГОСТ.
Данный довод частично соответствует пятому доводу жалобы ООО "Олимп", признанному обоснованным, оценка которому дана на стр. 6-7 настоящего решения.
Первый довод жалобы ООО "СтройСервис" признается обоснованным, заказчик признается нарушившим пункты 1, 2 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. ООО "СтройСервис" обжалует указание в позициях 3.2, 4.3 и 7.4 технического задания аукционной документации неконкретных показателей, вводящих участников закупки в заблуждение.
Как отмечено выше, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Материалами дела установлено, что заказчиком в позициях 3.2, 4.3 и 7.4 технического задания аукционной документации установлены следующие показатели:
N пп по л/с |
Наименование работ и затрат |
Единица измерения |
Кол-во |
Характеристика применяемых материалов |
3.2. |
Смена обрешетки с прозорами из досок толщиной до 30 мм |
100 м2 сменяемой обрешетки |
7.4061 |
Доски необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины, толщиной 25 мм, II сорта |
4.3. |
Установка элементов каркаса из брусьев |
1 м3 древесины в конструкции |
2.5 |
Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 100, 125 мм, II сорта Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, II сорта Доски необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины, толщиной 32-40 мм, III сорта |
7.4. |
Устройство перекрытий с укладкой балок по стенам рубленым с накатом из щитов |
100 м2 перекрытий |
0.393 |
Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, II сорта Доски необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины, толщиной 32-40 мм, II сорта |
Из информации официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru следует, что термины и определения понятий в области лесопильного производства, обязательные для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности, определяются ГОСТ 18288-87.
Пунктом 21 ГОСТа 18288-87 дано определение термину "Доска", согласно которому доска - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что согласно пункту 2 ГОСТ 24454-80 нормативно-техническая документация регламентирует только толщины необрезных материалов, соответственно ширина необрезного пиломатериала не может быть конкретизирована, так как ширина необрезных досок соответствует естественному рельефу дерева.
Между тем, из системного толкования частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что составляя описание объекта закупки, заказчик исходит из собственных потребностей и включает в такое описание показатели, позволяющие определить соответствие используемых при выполнении работ материалов потребностям заказчика.
При изложенных обстоятельствах Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком показатель "все ширины" материала "доска обрезная" не противоречит положениям действующих ГОСТов и законодательства о контрактной системе.
В связи с вышеизложенным второй довод жалобы ООО "СтройСервис" признается необоснованным.
Жалоба ООО "СтройСервис" признается обоснованной частично.
По результатам внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом об указании в описании объекта закупки функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Выше отмечено, что согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Материалами проверки установлено, что в подпункте 2.1 пункта 23 "Инструкция по заполнению заявки" части I "Общие условия аукциона" документации об электронном аукционе среди прочего указано следующее: "Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 21 настоящего раздела документации.
В соответствии с частью 3 ст. 66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе (предложение участника в отношении объекта закупки) должна содержать в случаях, установленных в позиции 37 раздела 9 документации, конкретные показатели поставляемого (используемого при оказании услуг, выполнении работ) товара.
В отношении порядка подготовки Сведений о конкретных характеристиках отдельных товаров (материалов) (инструкция по подготовке) участнику следует учесть, что при описании заказчиком используемых товаров в Файле "Требования к характеристикам отдельных товаров (материалов)" применяются характеризующие их показатели, имеющие точные или диапазонные значения, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей.
Материалами проверки установлено, что в составе документации об электронном аукционе отсутствует файл "Требования к характеристикам отдельных товаров (материалов)", как на то указывает инструкция по заполнению заявок.
При этом из письменных пояснений заказчика следует, что первая часть заявки на участие в рассматриваемой закупке должна содержать показатели, предусмотренные таблицей "Требования к количеству и качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям Заказчика", приведенной в разделе "Техническое задание на выполнение работ по капитальному ремонту интерната МБОУ "Кангаласская СОШ" Нюрбинского района" документации об электронном аукционе.
При изложенных обстоятельствах, заказчик признается нарушившим пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Олимп" на действия заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта МБОУ "Кангаласская СОШ им Н.И. Кочнева" (изв. N 0816300013218000008) частично обоснованной, обоснованными признаны доводы о наличии разночтений в плане-графике закупок и информационной карте документации об электронном аукционе в части срока окончания работ, предусмотренных контрактом; о наличии разночтений в извещении о проведении электронного аукциона и проекте контракта в части указания ИКЗ; о публикации в ЕИС разъяснений положений аукционной документации без указания предмета запроса, поступившего от участника закупки; об указании в позициях 3.4, 3.6 и 4.3 технического задания аукционной документации показателей брусков и досок, не соответствующих показателям, установленным в действующих ГОСТам.
2. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта МБОУ "Кангаласская СОШ им Н.И. Кочнева" (изв. N 0816300013218000008) обоснованной.
3. Признать жалобу ООО "СтройСервис" на действия заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта МБОУ "Кангаласская СОШ им Н.И. Кочнева" (изв. N 0816300013218000008) обоснованной частично, обоснованным признан довод заявителя об указание в позиции 4.3 технического задания аукционной документации показателей, не соответствующих действующему ГОСТ.
4. Признать заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 2 части 3, части 11 и 12 статьи 21, часть 1 статьи 23, часть 2 статьи 31, пункты 1 и 2 части 1, часть 2 статьи 33, части 3 и 4 статьи 34, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 1 части 1, часть 3 статьи 64, часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Выдать заказчику МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я), аукционной комиссии заказчика предписание об устранении допущенного нарушения.
6. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 мая 2018 г. N 06-364/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2018