Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии Мурманского УФАС России - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Калитина Н.А.,
Члены Комиссии Мурманского УФАС России:
Воронина К.Ф. - начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсова Н. М. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей:
Муниципального казенного учреждения города Апатиты "Управление городского хозяйства" - Бабушкиной Н.Е. (доверенность от 21.05.2018 N03-2229),
Управления муниципальных закупок Администрации города Апатиты - Хаустовой И.И. (доверенность от 18.05.2018 N1553-01/18),
без участия общества с ограниченной ответственностью Проектно-сметное бюро "Агропромдорстрой", уведомленного должным образом о времени и месте рассмотрения дела;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проектно-сметное бюро "Агропромдорстрой" (далее по тексту решения - ООО "ПСБ "Агропромдорстрой", Общество, Заявитель) на действия единой комиссии управления муниципальных закупок Администрации города Апатиты (далее по тексту решения - Единая комиссия) и заказчика - Муниципальное казенное учреждение города Апатиты "Управление городского хозяйства" (далее по тексту решения - Заказчик, МКУ г. Апатиты "УГХ") при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации "Капитальный ремонт сетей наружного уличного освещения"", номер закупки: 0349300001718000078 (далее - Электронный аукцион, закупка), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 15 мая 2018 года обратился участник закупки - ООО "ПСБ "Агропромдорстрой" с жалобой на действия Единой комиссии и Заказчика при проведении Электронного аукциона.
По мнению Заявителя, заявка Общества, поданная для участия в Электронном аукционе, неправомерно признана Единой комиссией несоответствующей требованиям аукционной документации.
ООО "ПСБ "Агропромдорстрой" считает, что в составе заявки представлены все необходимые документы, поэтому действия Единой комиссии незаконны.
Также Общество указывает, что Заказчик незаконно установил требование к участнику закупки о том, что участник Электронного аукциона помимо того, что обязан являться членом саморегулируемой организацией в области архитектурно-строительного проектирования, также должен являться и членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
Заявитель указывает, что лицо, имеющее допуск СРО на выполнение работ в области архитектурно-строительного проектирования в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ вправе привлечь для выполнения изыскательских работ субподрядчиков, имеющих соответствующие допуски СРО к работам по инженерным изысканиям.
ООО "ПСБ "Агропромдорстрой" просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 14 часов 30 минут 21 мая 2018 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика и Уполномоченного органа, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 25.04.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении Электронного аукциона, а также аукционная документация.
Организация, осуществляющая размещение: Управление муниципальных закупок Администрации города Апатиты.
Заказчик: Муниципальное казенное учреждение города Апатиты "Управление городского хозяйства".
Наименование объекта закупки: Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации "Капитальный ремонт сетей наружного уличного освещения".
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 860 380.00 руб.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Подпунктами 12.1.1 и 12.1.2 пункта 12.1 части I аукционной документации установлено следующее требование к участникам закупки:
- участник закупки обязан являться членом саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий,
- участник закупки обязан являться членом саморегулируемой организацией в области архитектурно-строительного проектирования.
Также данное требование к участникам закупки установлено в подпункте 1 пункта 13 части II аукционной документации.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок регламентирован статьей 69 Закона о контрактной системе, согласно которой аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в Электронном аукционе осуществлялась Единой комиссией 11 мая 2018 года.
Из протокола подведения итогов Электронного аукциона N 2 от 11.05.2018 (далее по тексту решения - Протокол) следует, что Единая комиссия приняла решение о несоответствии заявки Общества. В качестве обоснования принятого решения в Протоколе указано: "Комиссией установлено, что в нарушение пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона и подпункта 1) пункта 13 части II документации об электронном аукционе ООО "ПСБ "Агропромдорстрой" не состоит в членстве саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в соответствии с требованиями статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации) с наличием права выполнять инженерные изыскания по договору подряда на выполнение инженерных изысканий с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Учитывая изложенное, на основании пункта 2 части 6 статьи 69 Федерального закона, было предложено считать заявку на участие в электронном аукционе, поданную ООО "ПСБ "Агропромдорстрой", не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе".
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив заявку ООО "ПСБ "Агропромдорстрой", установила следующее.
В составе заявки Общество представило выписку из реестра членов саморегулируемой организации от 24.04.2018 N0281/24-04-2018/3, в которой отсутствуют сведения о том, что ООО "ПСБ "Агропромдорстрой" состоит в членстве саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
Таким образом, изучив фактические обстоятельства дела, учитывая положения частей 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу, что Единая комиссия правомерно приняла решение о несоответствии второй части заявки Заявителя требованиям, установленным документацией об Электронном аукционе и Законом о контрактной системе.
Жалоба Общества не действия Единой комиссии признается необоснованной.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Мурманского УФАС России проведена внеплановая проверка размещенной закупки, в ходе которой установлено нижеследующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как было указано ранее, в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 49 Гражданского Кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Объектом закупки является выполнение работ по разработке проектно сметной документации "Капитальный ремонт сетей наружного уличного освещения.
Подпунктами 12.1.1 и 12.1.2 пункта 12.1 части I аукционной документации установлено следующее требование к участникам закупки:
- участник закупки обязан являться членом саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий,
- участник закупки обязан являться членом саморегулируемой организацией в области архитектурно-строительного проектирования.
Также данное требование к участникам закупки установлено в подпункте 1 пункта 13 части II аукционной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 47 ГрК РФ установлено, что инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций (часть 2 статьи 47 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
При этом, в силу части 5.2 статьи 48 ГрК РФ, договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Таким образом, исходя из положений части 5.2 статьи 48 ГрК РФ, лицо, имеющее допуск СРО на выполнение работ в области архитектурно-строительного проектирования вправе привлечь для выполнения изыскательских работ субподрядчиков, имеющих соответствующие допуски СРО к работам по инженерным изысканиям.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Учитывая положения пункта 8.13 проекта контракта, который является неотъемлемой частью аукционной документации, подрядчик вправе привлекать субподрядные организации для выполнения части работ.
Указанное условие контракта предполагает выполнение работ, как собственными силами, так и субподрядными организациями.
Таким образом, часть работ по контракту может выполняться подрядчиком самостоятельно, в случае наличия у него допуска СРО на выполнение работ в области архитектурно-строительного проектирования, а в части изыскательских работ такой подрядчик вправе привлечь субподрядчика.
В связи с изложенным, по мнению Комиссии Мурманского УФАС России, требование, установленное в документации об Электронном аукционе к участнику закупки быть членом двух СРО, является требованием, влекущим осуществленное ограничение количества участников закупки и является требованием необоснованным.
Заказчик, установив в аукционной документации к участникам Электронного аукциона требование о том, что участник закупки обязан являться членом саморегулируемой организацией в области архитектурно-строительного проектирования и членом саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Жалоба Общества не действия МКУ г. Апатиты "УГХ" признается обоснованной.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьёй 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проектно-сметное бюро "Агропромдорстрой" на действия единой комиссии управления муниципальных закупок Администрации города Апатиты и заказчика - Муниципальное казенное учреждение города Апатиты "Управление городского хозяйства" при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации "Капитальный ремонт сетей наружного уличного освещения"", номер закупки: 0349300001718000078 частично обоснованной.
2. Признать Муниципальное казенное учреждение города Апатиты "Управление городского хозяйства" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать единой комиссии управления муниципальных закупок Администрации города Апатиты, Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Н.М. Фирсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 21 мая 2018 г. N 06-10/18-117
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2018