Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 21 мая 2018 г. N 04-07/87-2018

 

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

 

 

 

 

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Иоввы Сергея Радионовича (далее - ИП Иовва С.Р., Заявитель) (вх. N 2029 от 14.05.2018) на действия администрации муниципального образования город Новомосковск (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - ГКУ ТО "ЦОЗ", Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству придомовых территорий на территории муниципального образования город Новомосковск (закупка N 0366200035618001335) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии:

(ИП Иовва С.Р., надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, не явился, представителей на рассмотрение указанного дела не направил),

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России, с соблюдением сроков, установленных частью 4 статьи 105 Закона, поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Электронного аукциона.

Заявитель указывает, что документация Электронного аукциона содержит ряд показателей требуемого к поставке товара "Битумы нефтяные дорожные вязкие" (подпункты 1.2, 1.7 пункта 6 части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на выполнение работ по благоустройству придомовых территорий на территории муниципального образования город Новомосковск" документации Электронного аукциона), значения которых необходимы к указанию при подаче заявки. Однако Закон не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, необходимый для выполнения работ, являющихся предметом закупки, до подачи заявки на участие в аукционе.

Ввиду чего, по мнению Заявителя, Заказчик вводит участников закупки в заблуждение относительно порядка подачи заявки и ее содержания.

В жалобе Заявитель просит Тульское УФАС России обязать Заказчика внести изменения в документацию Электронного аукциона, привести ее положения в соответствие с требованиями Закона.

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству придомовых территорий на территории муниципального образования город Новомосковск (далее - документация об электронном аукционе) 17.04.2018 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта - 63 109 134,81 рублей.

Относительно доводов, изложенных в жалобе Заявителя, Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукцион.

В силу пункта 3 части 3 статьи 66 Закона при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно части 6 статьи 66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64, подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона в пункте 23 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным пунктом 6 части II "Техническое задание" документации об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Так, в пункте 6 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) используемых материалов (комплектующих и (или) оборудования)" части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на выполнение работ по благоустройству придомовых территорий на территории муниципального образования город Новомосковск" документации об электронном аукционе для товара "Битумы нефтяные дорожные вязкие" установлен, в том числе показатель "Глубина проникновения иглы в битуме при 25°С, 0,1 мм" с требуемым значением "61 130" (подпункт 1.2) и показатель "Индекс пенетрации битума" с требуемым значением "Не менее -1.0 не более +1.0" (подпункт 1.7).

Кроме того, указанный пункт документации об электронном аукционе содержит инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, согласно которой:

"Значения показателей товаров и материалов указываемые участником закупок не должны сопровождаться словами "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должен", "не должен", "должна", "не должна", "должны", "не должны", "не должен быть", "не должна быть", "не должны быть", "будет", "возможно" и т.п.. Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами "не более", "не менее", "более", "менее", "или", "диапазон должен быть не более от_- до_", "диапазон должен быть не менее от_-до_" и т.п., либо содержать математические знаки аналогичного содержания (в т.ч. < или >, или ). В подобном случае значение не признается конкретным.

Если значение показателя ограничено одновременно максимальным и минимальным значениями, при этом, не является диапазонным (не менее 1 и не более 2), (не менее 1, не более 2), (не ниже 1 и не выше 2), ( 1 и 2) участник закупки указывает единое, конкретное значение показателя, которое может включать максимальные и минимальные значения.

Диапазон значений в предложении участника закупки требуется, в случае, если в графе "Наименование показателей" указано "Диапазонное значение"".

Как следует из пункта 6 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) используемых материалов (комплектующих и (или) оборудования)" части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на выполнение работ по благоустройству придомовых территорий на территории муниципального образования город Новомосковск" документации об электронном аукционе, пояснений Заказчика, при установлении указанных требований (показателей) к товару "Битумы нефтяные дорожные вязкие" Заказчик руководствовался положениями ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.

Так, в соответствии с таблицей 1 ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия показатель "Глубина проникновения иглы при 25 °C" определяется методом испытаний, который проводится в соответствии с ГОСТ 11501-78 Межгосударственный стандарт. Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникновения иглы. Следовательно, не представляется возможным указать конкретный показатель по данной позиции, так как он определяется методом испытания.

В соответствии с упомянутой выше таблицей показатель "Индекс пенетрации" определен как диапазон ("от -1,0 до +1,0), что свидетельствует о возможности использования при проведении работ любых материалов, чьи качественные характеристики находятся в соответствующем диапазоне (пределе).

Комиссия считает необходимым отметить, что при установлении заказчиком в документации об электронном аукционе, извещении о проведении закупки требований к описанию участниками закупки товаров заказчику следует учесть, что Закон не содержит норм, которые обязывали бы участников закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.

Необходимо учитывать, что лицо, не являющееся изготовителем указанных товаров, ограничено в возможности получить данные сведения и как следствие сообщить их в своей заявке. При этом не указание в заявке каких-либо сведений о товаре, в отношении которого заказчиком установлены требуемые к заполнению значения, влечет безусловное отклонение такой заявки аукционной комиссией, что лишает участника закупки возможности принять участие в таком аукционе.

Как было отражено выше, Закон не возлагает на участников закупки обязанность приобретать товары, необходимые при выполнении работ, до подачи заявки на участие в аукционе. В то же время, подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник вынужден сформировать свое предложение таким образом, чтобы оно отвечало всем требованиям и условия документации об аукционе.

Таким образом, предлагая характеристики, определяемые в процессе производства, участник берет на себя риск несоблюдения данных характеристик производителем, использующим материалы с иными характеристиками, но также производящего конечный продукт в соответствии с соответствующими стандартами.

Следовательно, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупок функциональных характеристик товара, используемого при выполнении работ, по мнению Комиссии, излишне детализированы и ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее (достоверное) предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего подобные требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в данном определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренной законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации, имеют признаки ограничения доступа к участию в данной закупке и нарушают часть 6 статьи 66 Закона.

Постановлением правительства Тульской области от 23 декабря 2013 г. N 788 на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:

1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;

2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;

3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);

4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Указанным постановлением правительства Тульской области утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Положение).

Согласно пункту 2.2. Положения Уполномоченное учреждение в целях исполнения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в том числе принимает и рассматривает заявки заказчиков на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направленные в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Положения; на основе представленных заказчиками заявок разрабатывает и утверждает необходимые для проведения процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) документы.

Из пункта 3.1. Положения следует, что заказчики, в том числе осуществляют следующие функции:

- в соответствии с планом-графиком направляют в уполномоченное учреждение заявку на осуществление закупки по форме, утвержденной органом исполнительной власти Тульской области по регулированию контрактной системы в сфере закупок, к которой прилагается проект контракта;

- несут ответственность, установленную действующим законодательством, за выбор способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за определение (обоснование) начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов), описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики), требования к участникам закупки.

Установлено, что распоряжением от 26.12.2013 N 375-р (с учетом изменений) создана контрактная служба администрации муниципального образования город Новомосковск (далее - контрактная служба), определен ее состав и регламент работы.

Ведущий инженер комитета дорожно-транспортного хозяйства и связи входит в постоянный состав работников Заказчика, выполняющих функции контрактной службы. Согласно должностной инструкции ведущего инженера комитета дорожно-транспортного хозяйства и связи, утвержденной главой администрации муниципального образования город Новомосковск 14.12.2016, ведущий инженер комитета дорожно-транспортного хозяйства и связи:

-исполняет обязанности работника контрактной службы по подготовке заявок;

-осуществляет подготовку служебных записок на имя главы администрации муниципального образования город Новомосковск на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (включая техническое задание) и иные документы, необходимые для проведения соответствующих процедур закупок товаров, работ, услуг для нужд администрации муниципального образования город Новомосковск по формам и в сроки, установленные правовыми актами администрации муниципального образования город Новомосковск, в соответствии с Законом;

-организовывает подготовку описания объекта закупки в документации о закупке.

По информации, представленной Заказчиком, лицом, осуществлявшим формирование требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) используемых материалов (комплектующих и (или) оборудования), для части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на выполнение работ по благоустройству придомовых территорий на территории муниципального образования город Новомосковск" документации об электронном аукционе является ведущий инженер комитета дорожно-транспортного хозяйства и связи Кабанов Юрий Юрьевич.

Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, установившего требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и сведений (закупка N 0366200035618001335), содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Иоввы Сергея Радионовича (вх. N 2029 от 14.05.2018) на действия администрации муниципального образования город Новомосковск, государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству придомовых территорий на территории муниципального образования город Новомосковск (закупка N 0366200035618001335) обоснованной.

2. В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки электронного аукциона (закупка N 0366200035618001335) признать администрацию муниципального образования город Новомосковск нарушившей часть 6 статьи 66 Закона.

3. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать администрации муниципального образования город Новомосковск, государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения части 6 статьи 66 Закона путем внесения изменений в извещение и документацию о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству придомовых территорий на территории муниципального образования город Новомосковск (закупка N 0366200035618001335) и приведения ее положений в соответствие с требованиями Закона. При этом продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с положениями части 6 статьи 63 и части 6 статьи 65 Закона.

4. В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона выдать аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки N 0366200035618001335.

5. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу N 04-07/87-2018

21.05.2018 г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

 

 

 

 

на основании решения от 21.05.2018 по жалобе индивидуального предпринимателя Иоввы Сергея Радионовича (вх. N 2029 от 14.05.2018) на действия администрации муниципального образования город Новомосковск, государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству придомовых территорий на территории муниципального образования город Новомосковск (закупка N 0366200035618001335) и в соответствии с требованиями части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации муниципального образования город Новомосковск, государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" устранить нарушение части 6 статьи 66 Закона путем внесения изменений в извещение и документацию о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству придомовых территорий на территории муниципального образования город Новомосковск (закупка N 0366200035618001335) и приведения положений документации об электронном аукционе в соответствие с требованиями Закона и с учетом решения по настоящему делу. При этом продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0366200035618001335 в соответствии с положениями части 6 статьи 63 и части 6 статьи 65 Закона.

2. Аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" отменить протоколы, составленные в ходе закупки N 0366200035618001335.

3. Срок исполнения предписания - не позднее 01.06.2018.

4. Администрации муниципального образования город Новомосковск, государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок", аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" уведомить Тульское УФАС России об исполнении пунктов 1 и 2 предписания не позднее 01.06.2018 (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение пунктов 1 и 2 предписания).

В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 21 мая 2018 г. N 04-07/87-2018


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2018