Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 18 мая 2018 г. N КС-152/2018

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

 

ведущей заседание Комиссии:

И.С. Шестаковой

заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

 

членов Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

с участием представителей:

 

А.Г. Киселёвой

 

 

 

 

Л.В. Шевченко

 

старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;

 

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,

 

заказчика - ГУ КРО Фонда социального страхования Российской Федерации

 

И.В. Ивлиевой

К.А. Ляпустиной

О.В. Полухиной

 

представителя по доверенности;

представителя по доверенности;

представителя по доверенности,

в отсутствие представителей ООО "Рекстон Слуховые Аппараты", о времени и месте проведения заседания уведомленных надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" (далее - Заявитель) (вх. N 3023 от 11.05.2018) на действия заказчика - ГУ КРО Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0235100000918000073) на выполнение работ по изготовлению для инвалидов индивидуальных ушных вкладышей (для слуховых аппаратов) в 2018 году (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 11.05.2018 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.

 

В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы

Объектом закупки является выполнение работ по изготовлению для инвалидов индивидуальных ушных вкладышей в слуховые аппараты.

По мнению Заявителя, указанные работы относятся к медицинской деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи по перечню: сурдология-оториноларингология и подлежат лицензированию.

По условиям документации об Аукционе необходимо произвести снятие замера или слепка. Деятельность по подбору и настройке слухового аппарата, изготовлению индивидуального ушного вкладыша необходима для инвалида в целях достижения наилучшего результата по восстановлению слуха и обеспечения безопасности использования слухового аппарата. Использование инвалидом неправильно подобранного или ненастроенного слухового аппарата является небезопасным и может привести к необратимым последствиям. Без предварительной настройки цифрового слухового аппарата его использование инвалидом невозможно.

Услуги по снятию замера и слепка представляют собой комплекс мер, включающих комплекс медицинских вмешательств и могут оказываться только врачом-сурдологом. Таким образом, фактически объектом закупки является поставка индивидуальных ушных вкладышей с оказанием медицинской услуги.

Описание объекта закупки, по мнению Заявителя, должно включать также оказание услуг по подготовке индивидуальных ушных вкладышей к работе со слуховым аппаратом, проведение настройки слухового аппарата, а также включать к участникам закупки требование о наличии соответствующего вида лицензии на оказание медицинских услуг по виду работ (услуг) сурдология-отолорингалогия.

Не устанавливая вышеуказанное требование Заказчик, по мнению Заявителя, нарушил п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 2 ч.ч. 1, 3 ст. 64, ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в нарушение частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Заказчик установил требование о выполнении работ на территории Калининградской области, по месту нахождения исполнителя, что ограничивает возможность участия в Аукционе иных лиц, находящихся за пределами Калининградской области.

Заявитель просит устранить допущенные нарушения.

 

Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями действующего законодательства. Документация об Аукционе сформирована Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе ст. ст. 31, 33, 64 Закона о контрактной системе.

Изготовление индивидуальных ушных вкладышей не является видом деятельности, подлежащим лицензированию, так как не относится к производству и техническому обслуживанию медицинской техники, поскольку индивидуальные ушные вкладыши являются медицинским изделием согласно Номенклатурной классификации медицинских изделий Росздравнадзора.

Кроме того, изготовление индивидуальных ушных вкладышей не входит в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный Постановлением Правительства РФ т 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково")".

Как указывает Заказчик, медицинской услугой, подлежащей лицензированию, является подбор слуховых аппаратов, при этом изготовление индивидуальных ушных вкладышей лицензированию не подлежит.

Требование, установленное документацией об Аукционе, о выполнении работ на территории Калининградской области обусловлено необходимостью обеспечения изделиями инвалидов, проживающих на территории Калининградской области и параллельной поставке данным инвалидам слуховых аппаратов. Оперативность изготовления ушных вкладышей для полученных слуховых аппаратов необходима для своевременной реабилитации. Одновременно участник может иметь на территории Калининградской области обособленные представительства и/или филиалы.

Данные требования, по мнению Заказчика, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, Заказчик считает свои действия законными, а жалобу Заявителя необоснованной.

 

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее

28.04.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта - 318 000,00 рублей.

Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона, в том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Кроме этого, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

В пункте "Требования к содержанию и составу заявки" раздела 2 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА" указано, что предоставление документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, не требуются.

Согласно пункту 6 раздела 3 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации об Аукционе (далее - ТЗ) индивидуальные ушные вкладыши должны изготавливаться со слепка слухового прохода.

Пунктом 5 ТЗ установлено следующее: "О предстоящем выполнении работ по изготовлению для инвалидов индивидуальных ушных вкладышей инвалид должен быть уведомлен Исполнителем не позднее, чем за два рабочих дня до предполагаемой даты начала выполнения работ (снятия замера или слепка)".

Таким образом, в состав работ по изготовлению индивидуальных ушных вкладышей входит снятие замера или изготовление слепка (по индивидуальным показаниям).

В силу требований статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензируемым видом деятельности являются:

- производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (п. 17 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ);

- медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469 "медицинская техника" - медицинские изделия, представляющие собой инструменты, аппараты, приборы, оборудование, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека; проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 N 214н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347р, техническими средствами реабилитации являются слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.

В соответствии с Законом N 99-ФЗ поставка технических средств реабилитации лицензированию не подлежит.

Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям.

В соответствии с Приказом Минсоцтруда РФ от 18.02.2013 года N 65-н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" конкретный вид ТСР подбирают инвалиду индивидуально с учетом его физиологических особенностей и условий использования ТСР.

Таким образом, техническое средство реабилитации выдается инвалидам по медицинским показаниям.

В данном случае закупка технического средства реабилитации осуществляется Заказчиком по уже сформированным медицинским показаниям и направлениям.

Предметом закупки является изготовление ушных вкладышей для слуховых аппаратов. Закупка слуховых аппаратов, их изготовление и настройка в рамках данного аукциона не осуществляется.

Порядок лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), установлен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

В силу пункта 3 положения о лицензировании медицинской деятельности медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санитарно - курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитароно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Работы по изготовлению ушных вкладышей не включены в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, соответственно не подлежат лицензированию.

В номенклатуру медицинских услуг, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" изготовление индивидуальных ушных вкладышей также не включено.

В соответствии с положениями Приказа Минздрава России от 09.04.2015 N 178н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология"" медицинская помощь по профилю "сурдология-оториноларингология" включает в себя профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, в том числе при проведении аудиологического скрининга среди детей первого года жизни, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение и включающую в том числе замену речевого процессора по истечении 5 лет со дня предшествующей установки пациенту речевого процессора системы кохлеарной имплантации. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь пациентам с нарушением слуха, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 - 6 к настоящему Порядку, согласно которым к функциям сурдологических центров не отнесено изготовление ушных вкладышей, снятие для них замеров и слепков.

Согласно профессиональному стандарту врача-оториноларинголога N 1075, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2017 N 612н, в трудовые функции данного специалиста снятие замеров и слепков для изготовления индивидуальных ушных вкладышей, а также само изготовление индивидуальных ушных вкладышей также не входит.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что изготовление индивидуальных ушных вкладышей, снятие замеров и слепков для изготовления индивидуальных ушных вкладышей не является медицинской деятельностью и в соответствии с Законом N 99-ФЗ не подлежит лицензированию.

Таким образом, Заказчик, не установив при проведении Аукциона требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, на производство и техническое обслуживание медицинской техники не нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.

Заказчиком в извещении, в пункте 5 ТЗ документации об Аукционе установлены требования о месте выполнения работ на территории Калининградской области.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Таким образом, установление в документации закупки требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам объектам закупки прямо предусмотрено положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не ограничивает заказчика по включению в документацию закупки требований к товару, работам, услугам, являющихся значимым для заказчика.

Доказательства, указывающие на факт ограничения количества участников закупки, Заявителем не представлены.

Таким образом, с учетом изложенного, в положениях документации рассматриваемого электронного аукциона в части указания места выполнения работ на территории Калининградской области Комиссия не усматривает нарушений законодательства в сфере закупок.

Доводы Заявителя о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.

 

В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" необоснованной.

 

 

Ведущий заседание Комиссии:

 

 

И.С. Шестакова

 

 

Члены Комиссии:

 

 

А.Г. Киселёва

 

Л.В. Шевченко

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 18 мая 2018 г. N КС-152/2018


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2018