Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 18 мая 2018 г. N 171/18

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии:

Солонина К.В.. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

Членов комиссии:

Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

в присутствии представителей:

от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;

от заказчика- Калион И.Н., доверенность от 15.05.2018, Павлова А.А., доверенность от 17.05.2018

от уполномоченного органа - Булатова Н.Ю., доверенность от 01.02.2018,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - Заявитель, общество) на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Служба единого заказчика" муниципального образования "Холмский городской округ" (далее - Заказчик)при проведении электронного аукциона по объекту: "Сбор и вывоз на специализированный полигон (предприятие) для утилизации или обезвреживания химических веществ с территории Холмского района" (извещение N 0361300009118000127) (далее - аукцион),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации, по мнению которого при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы.

1. Заказчиком в аукционной документации указано исключительное требование к размещению (захоронению) отходов на полигоне, без предоставления иных способов взаимодействия с отходами, что является нарушением принципа обеспечения конкуренции предусмотренного частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.

2. В документации об электронном аукционе в пунктах 5.2 и 5.3 указано требование к наличию сертифицированной упаковки, соответствующей ГОСТ Р 53210-2008, однако указанная упаковка (контейнер) не подлежит обязательной сертификации, таким образом установление данного условия влечет ограничение конкуренции.

3. В аукционной документации к закупке не учтены требования к рекультивации земель, в частности - "Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" утвержденные Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67.

4. В пункте 3.1 аукционной документации установлено срок выполнения работ со дня заключения государственного контракта - до 01.10.2018. Считаем, что данный срок указан необъективно.

Уведомлением-требованием от 16.05.2018 N 05-2059 рассмотрение жалобы по существу назначено на 18.05.2018 14 часов 15 минут.

Комиссия, заслушав представителей Заказчика и уполномоченного органа,проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.

27.04.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Сбор и вывоз на специализированный полигон (предприятие) для утилизации или обезвреживания химических веществ с территории Холмского района" (извещение N 0361300009118000127).

Начальная (максимальная) цена контракта - 45 794 872 рублей 80 копеек.

Рассмотрев доводы Заявителя, Комиссия установила следующее.

1. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В пункте 2.1. Технического задания заказчиком установлена основная задача, а именно полное обследование объекта, указанного в п. 6. Технического задания, на котором накоплены отходы; организация сбора и вывоза отходов за пределы Сахалинской области; размещение (захоронение) отходов на специализированном полигоне, включенном в государственный реестр объектов размещения отходов.

Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей Заказчика и уполномоченного органа, а так же проанализировав материалы дела, установила следующее.

Федеральным законом от 22.05.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - 89-ФЗ) определяются правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Частью 8 статьи 12 89-ФЗ установлено, что захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от 25 июля 2017 г. N 1589-р утвержден, Переченьвидов отходов производства и потребления, в состав которыхвходят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.

В указанном перечне отсутствуют отходы, являющиеся предметом данной закупки, а именно:

- Грунт, загрязненный серой при ремонте ямы хранения серы, серных карт, серопроводов (Код по ФККО 3 12 113 95 20 4 утвержден Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242);

- Синтетические смолы затвердевшие некондиционные в смеси при производстве смол синтетических (Код по ФККО 3 15 991 31 21 3 утвержден Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242)

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действующее законодательство не запрещает размещение (захоронение) указанных выше отходов, следовательноЗаказчик при описании объекта закупки не ограничил число участников данного аукциона, в связи с чем первый довод Заявителя признается необоснованным.

2. Относительно второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.

В пункте 5.2 Технического задания Заказчиком установлено требование к наличию сертифицированной упаковки, соответствующей ГОСТ Р 53210-2008.

Пунктом 5.3 Технического задания установлено, что для подтверждения наличия у Исполнителя позиций, перечисленных в п. 5.2. Технического задания, Исполнитель должен до начала работ предоставить Заказчикукопии сертификатов соответствия упаковки, соответствующей ГОСТ Р 53210-2008.

Заявитель полагает, что указанная упаковка (контейнер) не подлежит обязательной сертификации, а установление данного требования является не правомерным и влечет ограничение количества участников аукциона.

Представители Заказчика с данным доводом не согласились и представили пояснения, из которых следует, что согласно Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 21.04. 2003 г. N ВР-1/п "Об утверждении правил безопасности морскойперевозки грузов" и Постановления ПравительстваРоссийской Федерации от 15.04. 2011 г. N 272 "Об утверждении правилперевозок грузов автомобильным транспортом" установлены требования, что упаковка должна соответствовать государственным стандартам. Следовательно, тара, которая используется для перевозки опасных отходов подлежит сертификации.

Комиссия, проанализировав материалы дела и документацию об аукционе приходит к выводу, что Заказчиком в аукционной документации не установлено требование к какому либо определенному виду упаковки, вместе с тем указана ссылка на действующий ГОСТ Р 53210-2008 "Контейнеры комбинированные. Общие технические условия".

Указанный выше ГОСТ содержит общие технические характеристики, а так же соответствие их между собой, применительно к тому или иному виду упаковки. Установление данного требования в документации об электронном аукционе не противоречит положениям норм Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика (аукционной комиссии) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В части 9 той же нормы указаны, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Вышеуказанное предполагает наличие у лица, обращающегося в контрольный орган, обязанности доказать то, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены действиями (бездействиями) заказчика или аукционной комиссией.

Несмотря на это заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушение заказчиком его прав и или охраняемых законом интересов, в связи с чем, данный довод заявителя признается необоснованным, поскольку Комиссией не установлено нарушений действующего законодательства в сфере закупок, влекущее ограничение количества участников.

3. Рассмотрев третий довод Заявителя, Комиссия приходит к следующему выводу.

В пункте 4.4 Технического задания заказчиком установлено, что по окончанию этапа сбора ОТХОДОВ, в объеме согласно п. 6.2. произвести восстановление территории, организовать вывоз отходов образованных в результате деятельности исполнителя, произвести землевание с целью удаления выемок образованных при сборе отхода, общая площадь территории - рекультивация земель, нарушенных при размещении отходов - 1 Га.

Работы, указанные в Техническом задании, выполняются в рамках исполнения требований статей 80.1 и 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в части ликвидации накопленного вреда. Требованиями данных статей установлено, что органы местного самоуправления выявляют и проводят оценку объектов накопленного вреда, а так же организуют работы по ликвидации.

Вместе с этим, организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ. При этом требование о прохождении государственной экологической экспертизы к данным видам работ законодательством не предъявляется.

Учитывая вышеизложенное Комиссия Сахалинского УФАС России признает третий довод заявителя необоснованным.

4. Относительно четвёртого довода Заявителя Комиссией установлено следующее.

В пункте 3.1. Технического задания Заказчиком установлен срок выполнения работ со дня заключения государственного контракта - до "01" октября 2018 года.

Заявитель полагает, что данный срок установлен необъективно, однако каких либо доказательств нарушения его прав или охраняемых законом интересов представлено не было.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик указывает, в том числе информацию об условиях контракта, содержащих наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования.

Таким образом, положения Закона о контрактной системе не регулируют порядок расчета срока действия государственного контракта, заказчик вправе самостоятельно устанавливать в документации о закупке, проекте контракта срок действия контракта при условии, что такой срок не будет противоречить положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия не установила в действиях Заказчика нарушений положений Закона о контрактной системе, в связи с чем четвертый довод Заявителя признается необоснованным.

На основании изложенного Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Служба единого заказчика" муниципального образования "Холмский городской округ"при проведении электронного аукциона по объекту: "Сбор и вывоз на специализированный полигон (предприятие) для утилизации или обезвреживания химических веществ с территории Холмского района" (извещение N 0361300009118000127) -необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии К.В. Солонин

 

Члены комиссии Н.А. Казанов

 

Е.А. Осипова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 18 мая 2018 г. N 171/18


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2018