Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 1 ноября 2019 г. N 02-10/167-19

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в составе:

 

председателя

 

- ......., заместителя руководителя управления;

 

членов комиссии:

 

- ............., специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

- ............, специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;

рассмотрев дело N 02-10/167-19, возбужденное по жалобе ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" (вх. N 8838 от 25.10.2019 г.) на действия заказчика, конкурсной комиссии - АО "Российский Сельскохозяйственный банк" Томский региональный филиал при проведении запроса котировок в электронной форме NЗКЭФ1015/19-РФ на право заключения договора на оказание комплекса услуг по оценке рыночной стоимости залогового движимого и недвижимого имущества, стоимости аренды и права аренды на недвижимость, дебиторской задолженности и прав требований для нужд Томского РФ АО "Россельхозбанк", с участием представителя Заявителя ... по доверенности б/н от .....; с участием представителя Заказчика ..... по доверенности N ...от ....г.,

УСТАНОВИЛА:

Общество с ограниченной ответственностью "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" (далее - ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности", Заявитель) подало жалобу на действия Акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" (далее - АО "Россельхозбанк", Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме NЗКЭФ1015/19-РФ на право заключения договора на оказание комплекса услуг по оценке рыночной стоимости залогового движимого и недвижимого имущества, стоимости аренды и права аренды на недвижимость, дебиторской задолженности и прав требований для нужд Томского РФ АО "Россельхозбанк" (извещение N 31908374674).

По сообщению Заявителя, конкурсной комиссией Заказчика была неправомерно отклонена заявка ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности". Согласно выписке из протокола о рассмотрении и оценки заявок на участие в запросе котировок заявка ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" отклонена по причине того, что участник N1 запроса котировок имеет договор (полис) страхования, однако в договоре (полисе) страхования предусмотрен лимит выплаты возмещения по одному страховому случаю. ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" имеет договор (полис) страхования на общую сумму покрытия по страховым случаям 1 000 000 000 (один миллиард) рублей, и в договоре это указано как лимит ответственности Страховщика. В договоре также имеется страховая сумма по каждому страховому случаю и эта сумма превышает сумму договора страхования, предъявляемую Заказчиком в требованиях к участию в котировке. Общая сумма договора (полиса) страхования, как обязательное требование Заказчика должна быть не менее 100 000 000 (сто миллионов) рублей, у ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" только по одному страховому случаю сумма покрытия не менее 200 000 000 (двести миллионов) рублей. То есть по одному страховому случаю, сумма выплаты превышает в два раза требуемую сумму всего договора. Таким образом, в случае наступления страхового случая в рамках вышеуказанного договора ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" смогло бы оплатить ущерб на сумму 200 000 000 (двести миллионов) рублей. Следовательно, исключает риск неоплаты по страховому случаю. Установление данных требований в документации является нарушением статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Заявитель просил признать жалобу обоснованной.

На заседание Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, указанные в жалобе, дополнительно указав, что в Федеральном законе от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не содержится требование об отсутствии в договоре страхования ответственности оценочной компании/ частнопрактикующего оценщика условий по лимиту выплаты возмещения по одному страховому случаю.

Представитель Заказчика с доводами указанными в жалобе не согласился, предоставил письменные возражения, в заседании комиссии указав, что по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, было установлено, что участник процедуры закупки - ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам процедуры закупки и закупаемой продукции в соответствии с Положением о закупках и Извещением о запросе котировок, поскольку в договоре (полисе) страхования ответственности оценочной компании (Заявителя) имеются условия по лимиту выплаты возмещения по одному страховому случаю. Данные обстоятельства подтверждаются заявкой ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" и приложенными к ней документами, выпиской из протокола N73 заседания конкурсной комиссии Томского РФ АО "Россельхозбанк" от 18.10.2019 г. На основании изложенного, представитель Заказчика просил признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, изучив доводы жалобы, предоставленные документы, установила следующее.

Требования Заказчика к Исполнителю услуг по оценке рыночной стоимости имущества Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) не регулируются. Закон об оценочной деятельности) определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Согласно ст.24.7 Закона об оценочной деятельности объектом страхования по договору обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности (далее - договор обязательного страхования ответственности) являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности оценщика (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба заказчику, заключившему договор на проведение оценки, и (или) третьим лицам.

Также в перечне требований к договору страхования ответственности оценщика юридического лица отсутствуют требование о наличии либо об отсутствии в договоре (полисе) страхования ответственности оценочной компании/ частнопрактикующего оценщика условий по лимиту выплаты возмещения по одному страховому случаю.

Федеральный закон от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В своей деятельности АО "Российский Сельскохозяйственный банк" Томский региональный филиал руководствуется Законом 223-ФЗ, Положением об организации закупочной деятельности в АО "Россельхозбанк" N 409-П, утвержденным решением Наблюдательного совета АО "Россельхозбанк" (протокол от 21.11.2018 N22, в редакции протокола от 24.06.2019 N15) (далее - Положение о закупке).

07 октября 2019 года АО "Российский Сельскохозяйственный банк" Томский региональный филиал разместило на официальном сайте Единой информационной системы извещение проведении запроса котировок в электронной форме NЗКЭФ1015/19-РФ на право заключения договора на оказание комплекса услуг по оценке рыночной стоимости залогового движимого и недвижимого имущества, стоимости аренды и права аренды на недвижимость, дебиторской задолженности и прав требований для нужд Томского РФ АО "Россельхозбанк" (извещение N 31908374674). Максимальное значение цены договора: 781 125,00 рублей. Общая начальная (максимальная) цена единиц услуги: 130 550,00 рублей, включая НДС.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Исходя из п.3.2 Положения о закупках, при проведении конкурентных способов закупки Банк устанавливает в документации процедуры закупки требования к участникам процедур закупки.

В соответствии с п.3.8 Положения о закупках, участники процедуры закупки не допускаются к участию в конкурентной процедуре закупки в случае: несоответствия требованиям, предъявляемым к участникам процедуры закупки и закупаемой продукции в соответствии с настоящим Положением и документацией процедуры закупки; несоответствия заявки (окончательного предложения) требованиям к составу заявки (окончательному предложению) на участие в процедуре закупки, в том числе не предоставления обязательных документов и сведений, предусмотренных документаций процедуры закупки (извещением о проведении процедуры закупки).

Согласно п.20 ст.3.2 Закона N 223-ФЗ под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно п.6.11.4.11 Положения победителем запроса котировок в электронной форме признается участник процедуры закупки, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, и в которой указана наиболее низкая цена продукции.

В п.15 Извещения о проведении запроса котировок указаны требования, предъявляемые к участникам процедуры закупки (лицам, выступающим на стороне участника процедуры закупки) и привлекаемым им к исполнению обязательств по договору третьим лицам (субподрядчикам, субисполнителям), а именно: в соответствии с пп.15.1.8 участник процедуры закупки должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, связанные с исполнением договора, право на заключение которого является предметом Запроса котировок, в том числе:

- договор (полис) обязательного страхования ответственности оценщика юридического лица за нарушение договора на проведение оценки и ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 г "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"., федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, на сумму не менее 100 000 000,00 (Ста миллионов рублей 00 копеек);

- наличие в договоре (полисе) страхования ответственности положения, предусматривающего возможность возмещения ущерба, причиненного оценочной компанией/ частнопрактикующим оценщиком в период действия договора страхования ответственности, в течение срока исковой давности (3 года);

- отсутствие в договоре (полисе) страхования ответственности оценочной компании/ частнопрактикующего оценщика условий по лимиту выплаты возмещения по одному страховому случаю;

- отсутствие франшизы в договоре (полисе) страхования ответственности оценочной компании/частнопрактикующего оценщика.

В п.16 Извещения указаны документы, подтверждающие соответствие участников процедуры закупки, привлекаемых к исполнению обязательств по договору третьих лиц (субподрядчиков, субисполнителей) требованиям пункта 15 Извещения о проведении запроса котировок, необходимые для представления в составе заявки, а именно: в соответствии с пп.16.2.5 п.16.1 Извещения о запросе котировок: Отсканированные копии документов на виды деятельности, связанные с выполнением договора согласно пункту 15.1.2 пункта 15 настоящего Извещения о проведении запроса котировок:

- договор (полис) обязательного страхования ответственности юридического лица за нарушение договора на проведение оценки и ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 г., федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, на сумму не менее 100 000 000,00 (Ста миллионов) рублей 00 копеек.

- наличие в договоре (полисе) страхования ответственности положения, предусматривающего возможность возмещения ущерба, причиненного оценочной компанией/ частнопрактикующим оценщиком в период действия договора страхования ответственности, в течение срока исковой давности (3 года)

- отсутствие в договоре (полисе) страхования ответственности оценочной компании/ частнопрактикующего оценщика условий по лимиту выплаты возмещения по одному страховому случаю,

- отсутствие франшизы в договоре (полисе) страхования ответственности оценочной компании/ частнопрактикующего оценщика

ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" в составе заявки на участие в запросе котировок было приложено 2 (два) договора: Договор обязательного страхования ответственности при осуществлении оценочной деятельности N 433-728-043624/18 от 25.06.2018 г., Договор обязательного страхования ответственности при осуществлении оценочной деятельности N 433-728-072257/19 от 18.09.2018 г.

В соответствии с п.4.1. Договора обязательного страхования ответственности при осуществлении оценочной деятельности N 433-728-043624/18 от 25.06.2018 г. страховая сумма (лимит ответственности Страховщика) по настоящему Договору по всем страховым случаям (в соответствии с п.8.1. настоящего Договора) устанавливается в размере 501 000 000,00 (Пятьсот один миллион) рублей. Согласно п.4.2. Лимит ответственности Страховщика по настоящему Договору каждому страховому случаю (в соответствии с п.8.1. настоящего Договора) устанавливается в размере 200 000 000 (двести миллионов) рублей.

В соответствии с п.4.1. Договор обязательного страхования ответственности при осуществлении оценочной деятельности N 433-728-072257/19 от 18.09.2018 г. страховая сумма (лимит ответственности Страховщика) по настоящему Договору по всем страховым случаям (в соответствии с п.8.1. настоящего Договора) устанавливается в размере 1 000 000 000,00 (один миллиард) рублей. Согласно п.4.2. Лимит ответственности Страховщика по настоящему Договору каждому страховому случаю (в соответствии с п.8.1. настоящего Договора) устанавливается в размере 200 000 000 (двести миллионов) рублей.

Согласно выписке из протокола заседания Конкурсной комиссии Томского РФ АО "Россельхозбанк" N73 от 18.10.2019 г. ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" отказано в допуске к участию в запросе котировок в электронной форме, поскольку в соответствии с п.3.8. Положения об организации закупочной деятельности в АО "Россельхозбанк" N409-П и п.п. 16, 17 Извещения о проведении запроса котировок, в составе заявки представлены документы, не соответствующие требованиям, предъявляемым к участникам процедуры закупки и закупаемой продукции в соответствии с настоящим Положением и документацией процедуры закупки (Извещением о проведении процедуры закупки).

Заявителем в составе заявки на участие в запросе котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по оценке рыночной стоимости залогового движимого и недвижимого имущества, стоимости аренды и права аренды на недвижимость, дебиторской задолженности и прав требований для нужд Томского РФ АО "Россельхозбанк" были представлены документы, а именно, договоры страхования, в которых предусмотрен лимит выплаты возмещения по одному страховому случаю, что не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам процедуры закупки и закупаемой продукции в соответствии с настоящим Положением и документацией процедуры закупки, поскольку в п.15 Извещения установлено требование об отсутствии в договоре (полисе) страхования ответственности оценочной компании/ частнопрактикующего оценщика условий по лимиту выплаты возмещения по одному страховому случаю.

Согласно ч. 6 ст. 2 Закона N 223-ФЗ Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из представленных пояснений, материалов дела, комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик, предъявляя единые требования к участникам закупки, правомерно отклонил заявку участника N 1 ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности".

Учитывая изложенное, нарушение действующего законодательства при отклонении заявки ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" а также включение Заказчиком в Извещение о закупке требование об отсутствии в договоре (полисе) страхования ответственности оценочной компании/ частнопрактикующего оценщика условий по лимиту выплаты возмещения по одному страховому случаю, Комиссией Томского УФАС России не установлено.

Статьей 3 Закона 223-ФЗ к принципам, которыми при закупке руководствуются заказчики отнесены: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик должен установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из приведенных положений следует, что требования к участникам закупки и товарам определяются, прежде всего, потребностями заказчика, а конкуренция обеспечивается тем, что эти требования должны быть изложены в документации о закупке и применяться в равной степени ко всем участникам закупки и предлагаемым ими товаров.

По окончанию срока подачи заявок на участие в закупке подано 11 заявок. По результатам рассмотрения заявок закупочной Комиссией АО "Российский Сельскохозяйственный банк" Томский региональный филиал принято решение о допуске 11 заявок и отклонении 10 заявок, 6 заявок не соответствуют п.15 Извещения о проведении запроса котировок, поскольку в составе заявок на участие участниками были представлены договоры страхования, в которых предусмотрен лимит выплаты возмещения по одному страховому случаю.

Таким образом, нарушение действующего законодательства при отклонении заявки участника закупки Заказчиком не допущено, соответствующих доказательств Заявителем не представлено.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Установив указанные обстоятельства, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о том, что жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст.17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Комиссия Томского УФАС России не выявила в действиях АО "Российский Сельскохозяйственный банк" Томский региональный филиал при проведении закупки (запрос котировок в электронной форме NЗКЭФ1015/19-РФ) на право заключения договора на оказание комплекса услуг по оценке рыночной стоимости залогового движимого и недвижимого имущества, стоимости аренды и права аренды на недвижимость, дебиторской задолженности и прав требований для нужд Томского РФ АО "Россельхозбанк" (Извещение 31908374674) признаков нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Изучив материалы дела, заслушав представителей заказчика, руководствуясь ч. 1 ст. 17, ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч.10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" (вх. N 8838 от 25.10.2019 г.) на действия заказчика, конкурсной комиссии - АО "Российский Сельскохозяйственный банк" Томский региональный филиал при проведении запроса котировок в электронной форме NЗКЭФ1015/19-РФ на право заключения договора на оказание комплекса услуг по оценке рыночной стоимости залогового движимого и недвижимого имущества, стоимости аренды и права аренды на недвижимость, дебиторской задолженности и прав требований для нужд Томского РФ АО "Россельхозбанк" (Извещение 31908374674) необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель Комиссии ....

Члены Комиссии: ....

...

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 1 ноября 2019 г. N 02-10/167-19


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.11.2019