Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 25 октября 2019 г. N 034/10/18.1-1044/2019

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу на действия (бездействие) организатора торгов, арбитражного управляющего А А.А. (ИНН) С Д.В. (ИНН ) при организации и проведении торгов по продаже имущества должника,

в присутствии представителя от арбитражного управляющего Т Л.И., действующей на основании доверенности,

в отсутствие представителя от заявителя, извещённого о времени и месте рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России) поступила жалоба на действия организатора торгов, арбитражного управляющего (вх. N 9948 от 16.10.2019) при организации и проведении торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Сообщение о проведении торгов N 4034101 опубликовано 06.08.2019 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ).

В соответствии с правилами пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 21.10.2019 исх. N 04-10/7840).

В направленной жалобе заявителем выражено несогласие с решением организатора торгов об отказе в допуске к участию в торгах по основанию: "непредставление необходимых документов и сведений. Комментарий: участник не соответствует условиям конкурса".

В направленной в Управление жалобе заявителем указано, что в соответствии со статьёй 110 Закона о банкротстве торги по продаже имущества должника в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) проводятся на официальных электронных торговых площадках. Все документы, размещаемые на официальных электронных торговых площадках, подписываются организатором торгов электронной цифровой подписью, которая выдаётся аккредитованными Правительством Российской Федерации удостоверяющими центрами, а также непосредственно электронными торговыми площадками.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3-9 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве с учётом особенностей, установленных статьёй 139 Закона о банкротстве.

Пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве, а также Порядком проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 23.07.2015 N 495) определён перечень документов, которые должны быть приложены к заявке на участие в торгах. Заявитель сообщает, что для физических лиц требуется предоставление только копии документов, удостоверяющих личность, которые представляются в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью заявителя.

Вместе с тем в сообщении о проведении торгов у участников истребовалось также письменное обязательство заявителя на выполнение условий конкурса с приложением выписки из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных, которое заявитель в состав заявки не прикладывал.

По мнению М.Е.Д. законодательство о несостоятельности (банкротстве) прямо запрещает требовать от претендентов на участие в торгах иные документы, а установление организатором торгов дополнительных требований влечет за собой возможность отклонения заявок нежелательных участников, предоставления преимущества определённым участникам и, как следствие, искусственного занижения стоимости имущества должника.

В ходе рассмотрения дела у организатора торгов Управлением была истребована информация (надлежащим образом заверенные копии документов и материалов):

1) письменные пояснения с нормативным обоснованием и приложением подтверждающих документов по доводам, изложенным в жалобе;

2) копия судебного акта о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

3) копия судебного акта об утверждении конкурсного управляющего;

4) выкопировка данных ЕФРСБ, содержащих информацию, связанную с организацией и проведением оспариваемых торгов, и подлежащую включению в ЕФРСБ в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве");

5) копии всех сообщений (объявлений, извещений), опубликованных в официальном издании, в котором осуществляется опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при организации и проведении оспариваемых торгов;

6) копия договора со специализированной организацией, привлечённой в качестве организатора торгов (при наличии);

7) копия договора о проведении торгов с оператором электронной площадки;

8) копия предложения арбитражного управляющего, представленного собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения порядка продажи предприятия;

9) копия определения арбитражного суда об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника;

10) копии поступивших заявок на участие в торгах;

11) все протоколы, составленные в ходе организации и проведения торгов предложений (в том числе копии протоколов, размещённых в сети "Интернет");

12) документация о торгах, изменения, внесённые в документацию о торгах, в том числе копии документов, размещённых в электронной форме в сети "Интернет";

13) запросы о разъяснении документации о торгах и ответы на указанные запросы;

14) иные документы и сведения, составленные и полученные при организации и проведении оспариваемых торгов;

15) любая иная информация и документы, которые, по мнению организатора торгов, будут способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению жалобы заявителя.

Изучив доводы жалобы, представленные организатором торгов возражения на доводы жалобы, дополнения к возражениям, а также истребованные уведомлением о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 21.10.2019 документы и материалы, комиссия пришла к выводу об обоснованности жалобы и о нарушении организатором торгов, арбитражным управляющим пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве, ввиду следующего.

Как установлено комиссией, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.11.2016 по делу N А12-41577/2016 А А.А. признан несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена Ч Л.Н.

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.11.2018 финансовым управляющим А А.А. утверждён С Д.В.

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2019 утверждён порядок реализации имущества гражданина А А.А. Судебный акт вступил в законную силу и не был обжалован.

Арбитражным управляющим 06.08.2019 на сайте ЕФРСБ опубликовано сообщение N 4034101 из которого следует, что С Д.В., являющийся арбитражным управляющим А А.А., сообщает о проведении открытых электронных торгов посредством публичного предложения в форме конкурса по продаже имущества должника.

Из сообщения также следует, что заявка на участие в торгах оформляется в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, регламентом электронной торговой площадки в форме электронного документа на русском языке в произвольной форме и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

Ф.И.О., паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя;

сведения о наличии или отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, конкурсному управляющему и о характере этой заинтересованности;

сведения об участии в капитале заявителя конкурсного управляющего, а так же саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является финансовый управляющий.

К заявке на участие в торгах должны быть приложены копии следующих документов:

для юридических лиц - выписка из ЕГРЮЛ, для индивидуального предпринимателя - выписка из ЕГРИП, для физических лиц - документ, удостоверяющий личность, для иностранного лица - надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства;

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действия от имени заявителя;

письменное обязательство заявителя на выполнение условий конкурса с приложением выписки из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Согласно определению Арбитражного суда Волгоградской области от 03.07.2019 по делу N А12-41577/2016, которым утверждён порядок реализации имущества А А.А., к числу обязательных условий конкурса относится, в том числе, обязательства покупателей состоять в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных. Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - Роскомнадзор.

Кроме того, данным судебным актом также установлено, что к заявке на участие в торгах прилагается письменное обязательство заявителя на выполнение условий конкурса.

Изучив заявку М Е.Д. на участие в оспариваемых торгах комиссия установила, что данная заявка содержит обязательство заявителя на соблюдение требований, указанных в сообщении о проведении торгов.

К заявке М Е.Д. приложены документы в соответствии с требованиями абзаца 8 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве. Вместе с тем установлено, что заявитель не состоит в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, ввиду чего содержащиеся в заявке сведения о соблюдении указанных в сообщении о проведении торгов требований являются недостоверными.

Согласно пункту 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка при этом должна содержать следующие сведения:

наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

При проведении конкурса заявка на участие в торгах должна содержать обязательство заявителя исполнять условия конкурса.

Согласно абзацу 19 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных данной статьей.

В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

1) заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

2) представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

3) поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Перечень указанных оснований для отказа в допуске к участию в торгах является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Заявка отклонена организатором торгов по первому из указанных оснований - ввиду непредоставления необходимых документов и сведений.

Однако комиссией установлено, что спорная заявка содержит все необходимые сведения и документы, указанные пункте 11 статьи 110 Закона о банкротстве.

Тот факт, что заявка не содержит иных документов, указанных в сообщении о проведении торгов, в частности, "письменного обязательства заявителя на выполнение условий конкурса с приложением выписки из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных", не может в силу пунктов 11, 12 статьи 110 Закона о банкротстве выступать самостоятельным законным основанием для отклонения такой заявки.

Комиссия приходит к выводу об отсутствии в законодательстве Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) указанного основания для отклонения заявки.

Учитывая вышеизложенное, комиссия приходит к выводу о несоблюдении организатором торгов требований пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

При решении вопроса о необходимости выдачи организатору торгов предписания в целях устранения допущенного нарушения комиссией установлено, что заявка в любом случае подлежала отклонению со стороны организатора торгов, поскольку документы заявки содержали в себе недостоверные сведения об обязательстве заявителя исполнять условия конкурса, в то время как заявитель объективно не мог соответствовать условиям конкурса в части обязательства покупателя состоять в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

По указанному основанию, в связи с тем, что допущенное организатором торгов нарушение не повлекло нарушения прав и законных интересов заявителя, комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований выдачи организатору торгов предписания об аннулировании торгов. Испрашиваемая заявителем мера устранения выявленного нарушения при таких обстоятельствах несоразмерна заявленным требованиям, а ее принятие необоснованно приведет к нарушению баланса интересов заинтересованных лиц.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу на действия организатора торгов, арбитражного управляющего А А.А (ИНН) С Д.В.(ИНН) при организации и проведении торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения (сообщение N 4034101 опубликовано 06.08.2019 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве) обоснованной.

2. Признать арбитражного управляющего А А.А (ИНН) С Д.В. (ИНН) нарушившим пункт 12 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 25 октября 2019 г. N 034/10/18.1-1044/2019


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.10.2019