Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии представителей:
от АО "Россельхозбанк" - <...> (по доверенности 29.06.2017 N 079-38-03/19),
от ООО "ОРГТОРГ" - <...> (по доверенности от 16.07.2019 N 1),
от АО "Исилькульский элеватор" - <...> (по доверенности от 26.06.2019),
рассмотрев жалобу АО "Россельхозбанк" (далее - Заявитель) на действия
ООО "ОРГТОРГ" (далее - Организатор торгов) при проведении открытых торгов по продаже имущества должника (сообщение N 4081934) (далее - Торги),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в опубликовании сообщения о проведении Торгов, противоречащего Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы
на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Закона о банкротстве реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 N 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.
Таким образом, Комиссией установлено, что жалоба подлежит рассмотрению
в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3-19 статьи 110
и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.04.2018 по делу
N А41-34824/16 АО "МКХ" (далее - Должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Информация о Торгах опубликована на офицальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) (сообщение
N 4081934 от 21.08.2019).
1. Согласно сообщению о проведении Торгов к заявке на участие в Торгах должны прилагаться документы согласно требованиям, установленным действующим законодательством РФ, Регламентом ЭТП и Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 "Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России
от 05.04.2013 N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России" (далее - Приказ N 495), в том числе (но не ограничиваясь этим):
документ с отметкой банка, подтверждающий внесение задатка, копия договора о задатке, действительная на день представления заявки на участия в Торгах выписка из ЕГРЮЛ (для юр.лиц) или из ЕГРИП (для ИП), датированная не ранее, чем за 30 дней, до момента подачи заявки на участие, или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки, копии документов, удостоверяющих личность (для физ.лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве ИП в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя в соответствии с действующим законодательством РФ.
Исходя их текста жалобы, требовать подобные документы в составе заявки незаконно, поскольку Торги проводятся в электронной форме.
Согласно п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве к заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться, в том числе, копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Таким образом, исходя из буквального толкования положений п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве необходимость представления документов, указанных
в сообщении о проведении Торгов, не отнесена к случаям проведения торгов
в электронной форме.
Кроме того, согласно п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве не допускается требовать от Заявителя иные документы и сведения, за исключением документов
и сведений предусмотренных указанной статьей.
Учитывая изложенное, действия Организатора торгов, выразившиеся
в установлении перечня документов (но не ограничиваясь этим), вопреки требованиям Закона о банкротстве, нарушают положения п. 11 ст. 110 Закона
о банкротстве, ввиду чего довод жалобы Заявителя признается обоснованным.
2. Заявителем также оспаривается отсутствие в сообщении о проведении Торгов банковских реквизитов расчетного счета, на который перечисляется основная сумма оплаты приобретаемого имущества.
Комиссией, при изучении сообщения о проведении Торгов установлено, что вышеназванные сведения отсутствуют в сообщении о проведении Торгов в ЕФРСБ, извещении на ЭТП, в печатном издании "Коммерсантъ".
В соответствии с абз. 14 п. 10 ст. 110 Закона о банкротстве в сообщении
о продаже предприятия должны содержаться, в том числе, сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи.
Таким образом, действия Организатором торгов нарушают абз. 14 п. 10 ст. 110 Закона о банкротстве, а довод жалобы признается обоснованным.
3. Заявитель обжалует отсутствие информации о наличии либо отсутствии обременений в отношении продаваемого имущества в сообщении о проведении Торгов.
Пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что в сообщении о продаже предприятия должны содержаться сведения о предприятии, его составе, характеристиках (обременениях), описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием.
При этом Комиссия, ознакомившись с опубликованным в ЕФРСБ сообщением установила, что согласно п. 1.2 проекта договора, приложенному к сообщению
о проведении Торгов, продавец гарантирует и подтверждает, что на момент заключения настоящего договора, указанный объект под арестом не состоит,
не продан, не заложен, и никакими правами третьих лиц не обременено, если иное не указано в сообщении о реализации имущества и/или договоре.
Таким образом, в извещении о проведении Торгов указана достаточная информация о наличии либо отсутствии обременений, что свидетельствует
о необоснованности довода жалобы.
4. По мнению Заявителя, в сообщении о проведении Торгов указана неверная дата внесения обеспечения.
Так, из сообщения следует, что задаток для участия в Торгах устанавливается в размере 20% (без НДС) от начальной цены лота и должен быть зачислен в срок, не позднее последнего дня приема заявок на участие в первых Торгах.
Комиссия отмечает, что наличие в Законе о банкротстве императивного правила, закрепляющего обязанность Заявителя внесения задатка до даты составления протокола об определении участников торгов (абзац 5 пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве), не позволяет Организатору торгов самовольно изменять (сокращать) срок, в течение которого может быть внесен задаток.
Таким образом, Комиссия фиксирует факт нарушения Организатором торгов абз. 5 п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве, а довод жалобы признается обоснованным.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Россельхозбанк" (ИНН: 7725114488, ОГРН: 1027700342890) на действия ООО "ОРГТОРГ" (ИНН: 7704482642, ОГРН: 1197746188254) при проведении Торгов обоснованной.
Установить в действиях Организатора торгов нарушения пунктов 10, 11, 12 статьи 110 Закона о банкротстве.
Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-9385/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
09.09.2019 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 09.09.2019 по делу N 077/07/00-9385/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО "ОРГТОРГ" (далее - Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение N 4081934) (далее - Торги), а именно:
Организатору торгов внести изменения в Сообщение с учётом решения Комиссии от 09.09.2019 по делу 077/07/00-9385/2019.
Организатору торгов отменить протоколы, составленные в ходе проведения Торгов.
Организатору торгов вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Торгах с указанием о возможности повторной подачи заявки.
Организатору торгов обеспечить возврат задатков, ранее поданных для участия в Торгах в случае, если задатки до настоящего времени не возвращены.
Организатору торгов назначить новые даты окончания срока подачи заявок, рассмотрения заявок, проведения Торгов в соответствии с Положением
о реализации имущества, требованиями действующего законодательства.
Организатору торгов разместить информацию о вышеуказанных изменениях в ЕФРСБ и газете "Коммерсантъ".
Организатору торгов разместить в ЕФРСБ информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Торгах, новой дате рассмотрения заявок на участие в Торгах и подведения итогов Торгов с учетом решения Комиссии
от 09.09.2019 по делу N 077/07/00-9385/2019, требованиями действующего законодательства, Положением о реализации имущества.
Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 23.12.2019.
Организатору торгов о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 25.12.2019 с приложением подтверждающих документов.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 сентября 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.11.2019