Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное ФКУ "ЦОУМТС МВД России" (далее - Заказчик), о включении информации об ООО "Северный Гранит" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) информацию об ООО "Северный Гранит" для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 08.06.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения объявлен перерыв, заседание продолжилось 09.06.2022.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.11.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку военно-технического имущества (лыжи, палки, ботинки) (закупка в рамках ГОЗ) (номер извещения в ЕИС - 0373100056021000654).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 046 024 руб.
Согласно части 10 статьи 42 Закона о контрактной системе (здесь - в редакции, действовавшей на дату размещения в ЕИС извещения о проведении Аукциона) заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
На основании статьи 64 Закона о контрактной системе (здесь - в редакции, действовавшей на дату размещения в ЕИС извещения о проведении Аукциона) документация об Аукционе должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (здесь - в редакции, действовавшей на дату размещения в ЕИС извещения о проведении Аукциона) установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Во исполнение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 35 раздела 7 документации об Аукционе Заказчиком установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
На основании пункта 7 Постановления N 617 подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства";
б) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 10.12.2021 N 0373100056021000654-3 победителем Аукциона признано ООО "Северный Гранит", при этом документов, подтверждающих страну происхождения Товара в соответствии с требования Постановления N 617, не представлено.
Пунктом 2 Постановления N 617 (здесь и далее - в редакции, действовавшей на дату размещения в ЕИС извещения о проведении Аукциона) установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок (окончательных предложений).
В связи с тем, что на участие в Аукционе не подана ни одна заявка, содержащая документы, подтверждающие страну происхождения предлагаемого к поставке Товара, предусмотренные Постановлением N 617, положения Постановления N 617 при проведении Аукциона не применялись.
Между Заказчиком и ООО "Северный Гранит" заключен государственный контракт от 21.12.2021 N 2122188106542772209336700/0373100056021000654_ 44654 (далее - Контракт), цена которого составила 2 046 024 руб.
Согласно пункту 1.1 Контракта поставщик обязуется поставить лыжи, палки лыжные, ботинки лыжные (далее - Товар) в количестве и ассортименте, указанном в спецификации (раздел 15 Контракта), согласно техническим характеристикам (раздел 16 Контракта), в сроки, установленные Контрактом, а Заказчик обязуется обеспечить оплату поставленного Товара.
Пунктом 1.2 Контракта установлено, что Товар является новым (не бывшим в употреблении, не прошедшим восстановление или ремонт, не были восстановлены потребительские свойства), изготовленным в 2021-2022 годах, свободным от любых прав третьих лиц.
Согласно пункту 2.4 Контракта оплата поставленного Товара производится после его сдачи поставщиком, приемки Товара Заказчиком, в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, с указанием номера и даты Контракта, а также наименования плательщика и грузополучателя, а также при наличии у Заказчика товарной накладной, счет-фактуры или универсального передаточного документа (для плательщиков НДС), удостоверения УПЗ ДТ МВД России (ВП (ПЗ) ФОИВ), действующего обеспечения исполнения Контракта и действующего обеспечения гарантийных обязательств.
Согласно пункту 3.2 Контракта, срок исполнения ООО "Северный Гранит" обязательств по поставке Товара на сумму не менее 10 % от цены Контракта установлен до 01.03.2022, оставшуюся часть Товара до 01.05.2022.
Поставка Товара осуществляется по согласованию с Заказчиком. Датой приемки поставленного Товара считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком.
В силу пункта 4.2.2 Контракта приемка Товара по качеству и комплектности осуществляется должностными лицами УПЗ ДТ МВД России.
При наличии письменного обращения ООО "Северный Гранит" в адрес УПЗ ДТ МВД России и по согласованию с федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ), УПЗ ДТ МВД России вправе делегировать полномочия (в виде направления письменного обращения) приемки Товара по качеству и комплектности ВП (ПЗ) ФОИВ.
По согласованию с УПЗ ДТ МВД России приемка Товара по качеству и комплектности может осуществляться грузополучателями (комиссиями, назначенными руководителями баз (складов) хранения ресурсов), или других подразделений МВД России).
В соответствии с пунктом 4.2.4.8 Контракта, к документам, которые подтверждают соответствие Товара и которые должны быть переданы при поставке Товара, относятся:
- приказ Минфина России от 04 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
- Постановление N 617.
Согласно пункту 4.2.10 Контракта в случае несоответствия Товара обязательным требованиям федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, технических регламентов, государственных и отраслевых стандартов на данный вид Товара, а также конкретным показателям и техническим требованиям, изложенным в техническом задании (раздел 16 Контракта), иной нормативно-технической документации, а также в случае непредставления поставщиком документов, указанных в п. 4.2.4 Контракта, либо непредставления документов, материально-технического обеспечения и (или) производственного персонала, указанного в п. 4.2.5 Контракта, УПЗ ДТ МВД России (ВП (ПЗ) ФОИВ грузополучатель) оформляет акт недостатков, выявленных в ходе приемки Товара по качеству и комплектности, и выдает его поставщику.
14.02.2022 ООО "Северный Гранит" в адрес Заказчика направлен запрос N 8 о применении положений Постановления N 617 в рамках исполнения Контракта.
В ответ Заказчик в письме от 14.02.2022 N ЦС/ОВС-1232 пояснил, что поскольку ООО "Северный Гранит" являлось единственным участником Аукциона положения Постановления N 617 при исполнении Контракта не применяются.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с Контрактом ООО "Северный Гранит" 09.02.2022 осуществило поставку Товара в полном объеме на склад Заказчика.
В силу пункта 9 Постановления N 617 при осуществлении закупок отдельных видов промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд подтверждением соблюдения ограничений, установленных постановлением N 617, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации". Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.
Согласно акту приемочной комиссии от 21.02.2022 N 1/23А в приемке Товара отказано в связи с тем, что поставщиком не представлены документы, подтверждающие страну происхождения Товара, что является существенным условием Контракта и нарушает требования Постановления N 617.
На основании акта приемочной комиссии от 27.05.2022 N 1/66А в повторной приемке Товара отказано по тем же основаниям, что указаны в акте от 21.02.2022 N 1/23А.
При этом в указанных актах отсутствуют претензии по качеству и количеству Товара.
Таким образом, отсутствие документов, подтверждающих страну происхождения Товара являлось единственной причиной отказа УПЗ ДТ МВД России в приеме Товара.
Также ООО "Северный Гранит" направило Заказчику предложение от 16.03.2022 N б/н о заключении дополнительного соглашения об исключении пункта 4.2.4.8 Контракта, в котором указаны требования Постановления N 617. На вышеуказанное предложение от Заказчика получен ответ от 29.03.2022 N ЦС/ОВС-2637, в котором Заказчик сообщил о невозможности заключения дополнительного соглашения в связи с нарушениями требований Постановления N 617.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 10.2 Контракта указано, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Вследствие отказа УПЗ ДТ МВД России в приемке Товара на основании актов от 21.02.2022 N 1/23А, от 27.05.2022 N 1/66А Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 05.05.2022
N ЦС/ОВС-3779 (далее - Решение).
Подпунктами "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 360-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с требованиями пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360 05.05.2022 Решение размещено в ЕИС, а также направлено заказным письмом в адрес ООО "Северный Гранит", указанный в Контракте.
На заседании Комиссии установлено, что ООО "Северный Гранит" 20.05.2022 в адрес Заказчика направлено письмо N 23, подтверждающее получения Решения Заказчика.
Указанное письмо поступило Заказчику 20.05.2022, о чем свидетельствует присвоенный регистрационный номер Заказчика.
Таким образом, 20.05.2022 является датой надлежащего уведомления Заказчика о получении ООО "Северный Гранит" Решения.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в сроки, отведенные частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, нарушения обязательств по Контракту ООО "Северный Гранит" не устранены, в связи с чем Решение вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым 31.05.2022.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что основанием для принятия решения послужило нарушение условий Контракта, указанное в актах недостатков от 21.02.2022 N 1/23А, от 27.05.2022 N 1/66А, выявленное при проверке представленных ООО "Северный Гранит" документов, подтверждающих страну-производителя Товара, а именно: отсутствие сертификата СТ-1, предусмотренного Постановлением N 617.
При этом Комиссией установлено, что поскольку заявка ООО "Северный Гранит" являлась единственной допущенной к участию в Аукционе и соответствующей требованиям документации об Аукционе, положения Постановления N 617 не могли быть применены в силу отсутствия второго участника закупки, в связи с чем обязательства для ООО "Северный Гранит" о подтверждении страны происхождения Товара не наступили.
Таким образом, УПЗ ДТ МВД России необоснованно отказано в приемке Товара, вследствие чего Заказчиком принято неправомерное Решение при отсутствии правовых оснований.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, представитель ООО "Северный Гранит" сообщил, что обществом направлялись запросы организациям-производителям Товара ООО "Соболь" и ООО "Спортивные товары", согласно которым указанные организации, являющиеся российскими производителями, не имели намерения в получении сертификата СТ-1 на Товары, закупаемые ООО "Северный Гранит" для исполнения Контракта.
Товар в полном объеме и надлежащего качества поставлен ООО "Северный Гранит" в рамках установленного Контрактом срока, что свидетельствует об исполнении ООО "Северный Гранит" условий Контракта надлежащим образом.
Согласно абзацу 2 подпункта "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив материалы Обращения, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Северный Гранит" предпринимались действия, направленные на надлежащее исполнение Контракта, в связи с чем информация об ООО "Северный Гранит" не подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1078,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Северный Гранит" (ИНН: 5320028445) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, в Реестр не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 09.06.2022 по делу N 22/44/104/183ГОЗ соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 июня 2022 г. N 22/44/104/183ГОЗ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2022