Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 379441-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения реализации с 1 января 2023 года положений международных договоров Российской Федерации, а также Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 502-ФЗ) и Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (проект N 285551-8), направленного на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 октября 2022 г. N 42-П.
Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 239-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - Федеральный закон N 239-Ф3) внесены изменения в главу 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие установление с 1 января 2023 года единого тарифа страховых взносов и единых пониженных тарифов страховых взносов, унификацию базы для обложения страховыми взносами с учетом изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании о едином перечне застрахованных лиц (включая иностранных граждан) по всем видам обязательного социального страхования, в связи с чем исчисление страховых взносов с 1 января 2023 г. производится плательщиками страховых взносов в виде единой суммы по единому тарифу или единым пониженным тарифам.
Вместе с тем в случае установления международным договором Российской Федерации иных правил и норм, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Кодекса), страховые взносы должны уплачиваться с учетом положений международных договоров.
Законопроектом предусматривается установление особого порядка исчисления и уплаты страховых взносов на отдельные виды обязательного социального страхования с выплат в пользу российских и иностранных граждан с учетом положений международных договоров. В этой связи вносятся изменения в статью 431 Кодекса, устанавливающие порядок уплаты с выплат, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, в пользу российских и иностранных граждан страховых взносов на отдельные виды обязательного социального страхования в случаях, когда положениями международных договоров (соглашений) предусмотрено, что указанные лица застрахованы только по одному или двум из трех видов обязательного социального страхования в Российской Федерации.
Предлагаемый законопроектом порядок исчисления увязан с нормативами зачисления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов по соответствующему виду обязательного социального страхования, установленными статьей 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) от суммы страховых взносов, исчисленной по единому тарифу.
Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 239-Ф3 в статью 430 Кодекса, адвокаты, индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой (далее - лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой), начиная с 2023 года уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за расчетный период в совокупном фиксированном размере.
При этом положениями Федерального закона N 502-ФЗ и Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подготовленного во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 октября 2022 г. N 42-П, из числа застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию исключены лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, которые получают пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В связи с этим законопроектом также предлагаются изменения в статьи 430 и 432 Кодекса в части установления возможности уплаты такими плательщиками страховых взносов за себя только на обязательное медицинское страхование, размер которых определяется по нормативу, установленному статьей 146 Бюджетного кодекса для зачисления в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования страховых взносов на обязательное медицинское страхование, от совокупного фиксированного размера страховых взносов.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и его реализация не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти:
1. Приказ Минфина России от 17 мая 2022 г. N 75н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)".
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - III квартал 2023 г.;
2. Приказ ФНС России от 29 сентября 2022 г. N ЕД-7-11/878@ "Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их представления в электронной форме".
Ответственный исполнитель - ФНС России.
Срок подготовки - IV квартал 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.