Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 599498-8 "О внесении изменения в статью 420 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается изменение в пункт 2 статьи 420 части второй Налогового кодекса РФ путем исключения фразы "в том числе вознаграждения, производимые на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в пользу членов совета многоквартирного дома, включая председателя совета многоквартирного дома, избранных собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации".
Предполагается прекращение обязанности управляющих компаний производить выплаты в СФР от сумм вознаграждения указанной выше категории граждан при выплате им вознаграждения.
Данная норма была установлена Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". При обосновании данной нормы указывалось, что этим уточняется порядок исчисления и уплаты страховых взносов.
Однако, сразу после вступления в силу закона, со многих регионов начали поступать жалобы на чрезмерное ухудшение условий исполнения работы председателями советов. В ряде регионов, например, в челябинской области, многие председатели советов заявили о намерении прекратить свою деятельность.
Ухудшение существовавшего положения граждан РФ заключается в следующем. Как правило, должности председателя или члена совета многоквартирного дома занимают пенсионеры и исполняют обязанности за незначительную плату. С вступлением в силу закона 389-ФЗ сумма, предназначенная для содержания указанных категорий, вырастает, и ложится, фактически, на жильцов этого дома. Но наиболее существенной ухудшение условий заключается в том, что граждане, исполняющие эти обязанности, переходят в категорию работающих пенсионеров и их пенсия не индексируется по нормам ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Это также подтверждается судебной практикой. Так третий кассационный суд общей юрисдикции в своем определении от 28 сентября 2022 г. N 88-15516/2022 сформулировал, что "из системного толкования положений Трудового кодекса, части 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, части 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что неработающим является пенсионер, который не осуществляет деятельности по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, не осуществляет иную деятельность, за которую получает вознаграждение, являющееся объектом обложения страховых взносов, и не относится к застрахованным лицам".
Обращения с просьбой отменить установленную законом 389-ФЗ норму направлялись ранее в Минфин России. Однако письмом N 03-15-05/107294 от 10.11.2023 заявитель был уведомлен, что это предложение не поддерживается. В качестве аргумента указывается, что "освобождение сумм вознаграждений председателям совета МКД от обложения страховыми взносами приведет к ущемлению прав данных лиц на получение выплат страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования, в частности к лишению возможности формировать свои пенсионные права в полном объеме, что в дальнейшем может повлечь ограничение их права на пенсионное обеспечение, а в случае, если такие лица уже являются пенсионерами, они не будут иметь право на перерасчет получаемой пенсии".
Данное утверждение не может быть признано объективным, так как право на защиту государственными механизмами должно быть направлено в отношении тех, кто в этом нуждается. А так как подавляющее большинство лиц, в отношении которых принята норма, выступает против этого решения, то возникают сомнения в том, что декларируемые цели соответствуют фактическим и фактически направлены на увеличение взносов в СФР. Такое решение, кроме ущемления прав граждан, не приведет к значительному увеличению суммы поступлений. К тому же, это может быть реализовано другими инструментами. Например, введением плоской шкалы отчислений в СФР.
Кроме этого в письме Минфина России указано, что "реализация указанного предложения создаст прецедент, учитывая, что в подобных случаях, например, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, гаражно-строительные кооперативы, производящие аналогичные выплаты своим председателям и членам правления товариществ и кооперативов, осуществляющим управленческие функции и иные полномочия, облагают такие выплаты страховыми взносами в общеустановленном порядке". В ходе обсуждения законопроекта также возможно обсуждение целесообразности обложения страховыми взносами выплат производимых указанным лицам.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 420 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 420 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует расходов Федерального бюджета РФ. Принятие повлечет наличие выпадающих доходов Социального фонда РФ, но с учетом низкой суммы отчислений по причине незначительного количества лиц и сумм, по существующим страховым взносам для данной категории, не повлияет на общий доход бюджета Фонда и находится в пределах статистической погрешности.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 420 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 420 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.