Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Пояснительная записка к проекту федерального закона N 782799-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

 

Досье на проект федерального закона

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на регламентацию в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК) процедуры возбуждения уголовного дела о преступлении, дополнительно выявленном в связи с расследуемым следователем уголовным делом и (или) совершенном одними и теми же лицами, в том числе, если такое преступление относится к компетенции дознавателей, и соединения уголовных дел в одном производстве.

В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации (кассационное определение от 17 декабря 2020 г. N 89-УДП20-10) по каждому установленному в ходе досудебного производства эпизоду преступной деятельности необходимо возбуждать уголовное дело.

В 2023 году следователями более чем по 8 тыс. уголовных дел выявлены уголовно наказуемые деяния, предварительное расследование по которым в соответствии с частью третьей статьи 150 УПК осуществляется в форме дознания. Из них свыше 5 тыс. дел следователями направлены в суд.

В большинстве случаев следователем в соответствии с положениями УПК составляется рапорт об обнаружении признаков нового преступления (статья 143 УПК) и принимается решение о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела (статья 155 УПК). Руководителем следственного органа выделенные материалы уголовного дела направляются в подразделение дознания для проведения проверки и принятия решения в порядке статей 144, 145 УПК. Возбужденное в этой связи дознавателем уголовное дело передается прокурору, которым определяется его подследственность (пункт 12 части второй статьи 37, часть седьмая статьи 151 УПК), после чего данное уголовное дело направляется в органы предварительного следствия для соединения с расследуемым уголовным делом.

В связи с длительностью реализации указанного порядка (как показывает анализ правоприменительной практики - от 10 до 15 дней с момента регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления и до поступления в следственные органы возбужденного дознавателем уголовного дела от прокурора) увеличивается срок предварительного следствия, что негативно отражается на соблюдении принципа разумного срока уголовного судопроизводства.

При этом в случае выявления следователем органов внутренних дел уголовно наказуемых деяний, предварительное расследование по которым производится дознавателем другого государственного органа (например, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации и т.п.), возбужденное в этой связи дознавателем уголовное дело, как правило, направляется прокурором в органы предварительного следствия МВД России для соединения с расследуемым уголовным делом.

Кроме того, в настоящее время при установлении обстоятельств совершения подозреваемыми (обвиняемыми), а также иными лицами преступления, связанного с расследуемым, следователь (дознаватель) выносит постановление о выделении из уголовного дела материалов, содержащих сведения о новом преступлении, копирует их в объеме, имеющем значение для дела, и составляет рапорт об обнаружении признаков преступления, который регистрирует в книге регистрации сообщений. Рассмотрение сообщения руководителем следственного органа (органа дознания) поручается тому же следователю (дознавателю) для принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 145 УПК. Следователь (дознаватель), как правило, в течение суток с момента регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления принимает решение о возбуждении уголовного дела, которое затем соединяет в одном производстве с основным уголовным делом на основании соответствующего постановления. При этом порядок выделения материалов в подобной ситуации законодательством не предусмотрен (положения части первой статьи 155 УПК предусматривают выделение в отдельное производство материалов уголовного дела в случае если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуемым уголовно наказуемым деянием).

Сложившийся порядок действий при выявлении новых преступлений приводит к копированию (в целях выделения) материалов уголовного дела в большом объеме (особенно в ходе расследования многоэпизодных уголовных дел, преступлений, совершенных в составе организованных групп или участниками преступного сообщества). При последующем соединении уголовных дел в одном производстве дублируется значительное количество процессуальных документов, которые в копиях фактически утрачивают свое значение для дела. Негативными следствиями указанной практики в том числе являются необоснованное увеличение сроков ознакомления участников уголовного судопроизводства с материалами таких уголовных дел, а также существенные ресурсные затраты.

Таким образом, сложившаяся практика копирования материалов уголовного дела для их выделения в отдельное производство и последующего соединения с основным уголовным делом представляет трудоемкий процесс, приводит к увеличению сроков предварительного расследования, нерациональному использованию служебного времени и значительным расходам материальных ресурсов.

В целях совершенствования процедуры возбуждения уголовного дела о преступлении, дополнительно выявленном в связи с расследуемым следователем уголовным делом и (или) совершенном одними и теми же лицами, в том числе, если такое преступление относится к компетенции дознавателей, и соединения уголовных дел в одном производстве законопроектом предлагается:

1. Дополнить статью 151 УПК частью шестой1, в соответствии с которой в случае, если в ходе расследования уголовного дела выявлены преступления, предусмотренные пунктом 1 части третьей статьи 150 УПК, за исключением преступлений, указанных в пункте 3 части третьей статьи 151 УПК (подследственных дознавателям пограничных органов федеральной службы безопасности), либо совершенных лицами, перечисленными в подпунктах "б" и "в" пункта 1 части второй статьи 151 УПК (подследственных следователям Следственного комитета Российской Федерации), предварительное расследование может производиться следователем органа, выявившего эти преступления, при наличии оснований для соединения уголовных дел, предусмотренных частями первой и второй статьи 153 УПК.

2. Дополнить УПК статьей 153.1, в соответствии с которой в случае если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении нового преступления, отнесенного к подследственности того же органа предварительного расследования, и при наличии оснований, предусмотренных частями первой и второй статьи 153 УПК, следователь, дознаватель вправе без выделения в отдельное производство материалов возбудить уголовное дело, которое соединяется с расследуемым уголовным делом в соответствии с частью третьей статьи 153 УПК.

Реализация положений законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

 

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

 

Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", не окажет влияния на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

 

В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.

 

Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

 

В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.