Организацию исключили из реестра субъектов МСП. Что должно измениться у нее в налоговом и бухгалтерском учете? Какую отчетность необходимо сдавать?
Субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ).
Отметим, что Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей. Реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса МСП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов. Иными словами, статус МСП хозяйствующим субъектам присваивается автоматически (письмо Минэкономразвития России от 09.09.2016 N Д05и-1025).
Пунктом 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ установлено, что содержащиеся в едином реестре субъектов МСП сведения о юридических лицах, об ИП исключаются из указанного реестра 10 июля текущего календарного года, в частности, в случае, если такие юридические лица, ИП не соответствуют условиям, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Норм, обязывающих хозяйствующего субъекта сообщать в какие-либо органы о факте исключения его из реестра субъектов МСП, Закон N 209-ФЗ и другие нормативно-правовые акты РФ не содержат. Обязанностей, связанных с постановкой на учет в каких-либо ведомствах на основании факта потери статуса субъекта МСП, законодательством РФ также не предусмотрено.
С точки зрения налогообложения потеря статуса субъекта МСП прежде всего влечет за собой потерю права на применение пониженных тарифов страховых взносов (смотрите п. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ). Так, ФНС России разъясняет, что в случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с первого числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП. Смотрите письма ФНС России от 29.04.2020 N БС-4-11/7300@, от 28.04.2020 N БС-4-11/7155@, от 02.06.2020 N БС-4-11/9090@, от 26.02.2021 N СД-17-11/65@.Такого же мнения придерживается и Минфин России, смотрите письмо от 06.04.2021 N 03-03-07/25152. Т.е. в данном случае организация с 1 июля 2022 года обязана исчислять страховые взносы по общим тарифам, смотрите п. 2 ст. 325 НК РФ.
Кроме того, потеря статуса субъекта МСП лишает организацию прав на некоторые иные налоговые преференции, смотрите подробнее в Энциклопедии решений. Льготы по налогам и взносам для субъектов МСП.
Также следует учитывать, что субъекты МСП, относящиеся к категории малых предприятий, в соответствии с абзацем десятым п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" могут не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе (смотрите также письмо ФНС России от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13338). Потеря статуса малого предприятия, соответственно, влечет за собой и потерю данного права. Смотрите подробнее в Энциклопедии решений. Упрощенный порядок ведения кассовых операций субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами.
Что касается отчетности, то в целом обязанности представлять какие-либо дополнительные отчеты на хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами МСП, налоговым и бухгалтерским законодательством не возложено. В то же время, на основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), некоторые субъекты малого предпринимательства вправе применять, если иное не установлено данной статьей, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. При этом в Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) заключается, в частности: в отказе (частичном отказе) от применения отдельных ПБУ и в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме (состав и содержание форм упрощенной бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н - пп. 6, 6.1 (смотрите п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016). Смотрите также Энциклопедию решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, Энциклопедию решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность).
Очевидно, что если организация использовала такие права, то после исключения из реестра субъектов МСП применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность она не сможет.
Помимо этого, хозяйствующие субъекты, не являющиеся субъектами МСП, не могут представлять в упрощенном порядке статистическую отчетность (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ; третий абзац п. 3 Положения..., утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620). Смотрите подробнее в Энциклопедии решений. Представление статистической отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
16 августа 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"