Письмо Северо-западной транспортной прокуратуры от 23 января 1998 г. N 7-10-48-98 "Представление об устранении нарушений законодательства по взиманию таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей"

Письмо Северо-западной транспортной прокуратуры
от 23 января 1998 г. N 7-10-48-98
"Представление об устранении нарушений законодательства по взиманию
таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей"


Северо-Западной транспортной прокуратурой, на основании материалов проведенных прокуратурой проверок, осуществлен анализ состояния законности при исполнении таможенного законодательства, регулирующего порядок начисления таможенных платежей, полного и своевременного их взимания с участников внешнеэкономической деятельности.

Данные прокурорских проверок свидетельствуют о том, что несмотря на принимаемые СЗТУ меры организационно-правового характера, направленные на совершенствование служебной деятельности таможенных органов региона, состояние законности в данной сфере деятельности продолжает оставаться на низком уровне.

Материалы надзорных проверок говорят о том, что СЗТУ и таможнями не в полной мере обеспечивается исполнение одной из главных функций таможенных органов, предусмотренных ст. 10 ТК РФ, а именно, взимание таможенных пошлин, налогов и других платежей с участников ВЭД.

Анализ данных, полученных в ходе таких проверок, показывает, что наибольшее количество нарушений таможенного законодательства должностными лицами таможенных органов допускается в процессе осуществления контроля за соблюдением участниками ВЭД требований таможенных режимов:

- выпуск товаров и транспортных средств для свободного обращения;

- транзит;

- временный ввоз (вывоз);

- экспорт.

Ненадлежащее исполнение требований Приказа ГТК РФ от 04.04.96 N 203, и других нормативных актов Государственного таможенного комитета РФ, регламентирующих порядок контроля за выпуском товаров и транспортных средств для свободного обращения, особенно при осуществлении контроля за доставкой товаров в таможни назначения, приводит к тому, что во многих случаях товары не доставляются в определенные таможнями отправления места, участники ВЭД уклоняются от уплаты импортных пошлин и налогов, в результате чего в федеральный бюджет не поступают значительные денежные средства.

Результаты проведенных прокуратурой проверок свидетельствуют о том, что при выпуске товаров для свободного обращения и осуществлении контроля за доставкой отсутствует надлежащее взаимодействие между таможнями отправления и таможнями назначения в обмене информацией по перемещению товаров. Сведения и документы, подтверждающие доставку или недоставку товаров, передаются между таможнями часто с нарушением установленных сроков, что создает препятствия по своевременному установлению нарушений таможенных правил, затрудняет розыск правонарушителей и привлечение их к административной и уголовной ответственности.

Нарушения такого характера устанавливались при проверках практически во всех таможнях, а наиболее часто допускались Себежской, Балтийской, Санкт-Петербургской, Кингисеппской, Выборгской таможнями.

Большое количество нарушений таможенного законодательства в ходе прокурорской проверки было выявлено при применении таможенного режима временного ввоза (вывоза). В результате отсутствия надлежащего контроля за обратным вывозом за таможенную границу товаров и транспортных средств и непринятия своевременных мер по привлечению лиц, совершивших нарушения таможенных правил, к ответственности, практически исключена возможность взыскания с этих лиц, подлежащих уплате таможенных платежей и зачисления их в федеральный бюджет и во внебюджетный фонд развития таможенной системы РФ.

Наиболее неблагополучное положение по исполнению требований и условий данного режима наблюдалось в Кингиссеппской и Санкт-Петербургской таможнях.

В июле 1997 года по заданию Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка исполнения законодательства о взыскании таможенных платежей с участников ВЭД в 1998 году и в 1 полугодии 1997 года.

Проверка показала, что несмотря на принимаемые СЗТУ меры, направленные на обеспечение взимания платежей, имеются серьезные недостатки и нарушения таможенного законодательства по полному и своевременному начислению и взысканию платежей в бесспорном порядке. В результате непринятия своевременных мер по взысканию платежей, образуются крупные суммы задолженности, подлежащие перечислению в федеральный бюджет.

Так, по состоянию на 01.01.97 задолженность составляла 226,5 млрд.рублей и 2,8 млн.дол.США.

Наряду с объективными причинами образования задолженности (корректировка таможенной стоимости, отменой предоставленных льгот, перерасчеты по пошлине и др.), имеют место случаи, когда отдельные руководители таможен без достаточных на то оснований, предоставляют отсрочки по уплате таможенных платежей.

Например, руководителями Санкт-Петербургской таможни в 1995-98 годах дважды отзывались из банков инкассовые поручения на бесспорное взыскание таможенных платежей с АОЗТ "Автогаз ЛТД" в сумме более 3-х миллиардов рублей.

В ходе проверки исполнения таможенного законодательства при применении таможенного режима транзита товаров установлено, что в таможнях региона отсутствует единые порядок оформления транзитных перевозок и контроля за ними. Использование на практике различных процедур оформления данного режима и таможенного контроля не только создает трудности для участников ВЭД, но и значительно снижает эффективность таможенных органов в учете транзитных перевозок, своевременного выявления и пресечения правонарушений, взыскания неуплаченных таможенных платежей.

В результате этого государству причиняется ущерб, исчисляемый миллиардами рублей.

Проведенной СЗТП проверкой в ноябре 1997 года, по соблюдению установленного порядка предоставления льгот по уплате таможенных платежей, в ряде таможен (Балтийская, Костомукшская и Кандалакшская) выявлены случаи необоснованного предоставления льгот за ввезенные товары и неправомерного применения взыскания ниже низшего предела к лицам, совершившим таможенные правонарушения при использовании льготного порядка ввоза товаров.

При проведении прокуратурой в ноябре-декабре 1997 года, проверки исполнения законодательства по контролю за экспортом товаров установлено, что наряду с объективными причинами, способствующими нарушениям таможенного законодательства, заключающимися в либерализации законодательства по экспорту товаров (несовершенство валютного законодательства, отмена экспортных пошлин, упразднение института спецэкспортеров и др.), в деятельности таможенных органов региона при осуществлении контроля за экспортом товаров имеются и субъективные причины, которые оказывают отрицательно влияние на своевременное и полное поступление средств в федеральный бюджет и бюджеты других уровней.

Особенно обращает на себя внимание состояние организации по контролю за своевременным и полным возвратом валютной выручки из-за границы от экспорта товаров и услуг.

Результаты проведения проверки показывают, что существует разобщенность во взаимодействии между отделами ТС и ВК СЗТУ и таможен, недостаточно эффективно работают отделы таможенной инспекции. Наблюдается несвоевременность проверки поступающих карточек учета (УК) из ГТК РФ.

Так, из 16344 УК, поступивших из ГТК РФ в течение 9 мес. 97 г. в отдел ТС и ВК СЗТУ для проверки репатриации валютной выручки и осуществления валютного контроля проведены только по 4339-и карточкам, задолженность по невозвращению валютной выручки за этот период времени превысила 25 млн.дол.США. В Санкт-Петербургской таможне из 5539-и поступивших при проверки карточек, проведено только 636 проверок.

Аналогичное состояние по контролю за экспортом товаров и возвращением валютной выручки наблюдается и в Балтийской таможне. Из 981 учетной карточки поступивших для проверки, проверено 609 карточек.

Выборочное изучение находящихся в производстве и прекращенных дел о НТП, заведенных по ст. 273 ТК РФ в Балтийской и Санкт-Петербургской таможнях, по фактам невозвращения валютной выручки и возвращению выручки с нарушением установленных сроков указывает на отсутствие надлежащего взаимодействия в таможнях между подразделениями, осуществляющими выпуск товаров в режиме экспорта при оформлении ГТД, с подразделениями, осуществляющими валютный контроль и правоохранительным блоком.

Например, Санкт-Петербургской таможней в 1997 году в отношении АОЗТ "Тимберленд" было заведено три дела о НТП по ст. 273 ТК РФ по фактам невозвращения валютной выручки от экспорта лесоматериалов. Так, 23.01.97 в отношении указанного предприятия было заведено дело о НТП N 03200-293/97, невозврат валютной выручки по 1140 ГТД составил 1 млн. 286 тыс. 153 дол. США и возврат с нарушением срока составил 830 тыс. 298 дол. США. Постановлением по делу наложено взыскание в виде штрафа - 109 млн. 034 тыс. 236 руб. Взыскано только 50 млн.руб. - менее 50%. Однако, каких-либо ограничительных мер к данному предприятию не было принято, и оно продолжало заниматься экспортом лесоматериалов, в результате чего, в июле и августе в отношении данного АОЗТ заведены дела о НТП N 2466/97 и N 4271/97 по фактам невозвращения валютной выручки в установленные сроки. Суммы задержки возврата валютной выручки составили 706 тыс. 714 дол. и 689 тыс. 672 дол. США соответственно.

Недостаточно эффективно принимаются меры административного и судебного взыскания по фактам невозвращения и несвоевременного возвращения валютной выручки.

Анализ материалов прокурорских проверок и актов прокурорского реагирования по нарушениям законности в таможенных органах региона указывает на то, что состояние борьбы с таможенными правонарушениями продолжает оставаться на невысоком уровне и не отвечает существующим требованиям закона. Продолжают иметь место многочисленные случаи несвоевременного заведения дел о НТП, низкое качество производства и волокит по делам, что приводит к неоправданному продлению сроков производства, а в итоге к исключению возможности применения реальных, предусмотренных ТК РФ взысканий к правонарушителям, особенно в части наложения взыскания в виде штрафа, сроки наложения которого, предусмотренные ч. 1 ст. 247 ТК РФ, строго ограничены.

В результате отступления от требований закона и подзаконных актов, регламентирующих порядок начисления и своевременного взимания таможенных платежей, нарушается принцип неотвратимости наказания лиц за нарушение таможенных правил и преступления в таможенном деле, а правонарушители извлекают финансовую прибыль, что в свою очередь наносит значительный ущерб государственным интересам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:

Безотлагательно рассмотреть данное представление, разработать и осуществить комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства, регулирующего порядок начисления и взимания таможенный платежей, валютного контроля и правоохранительной практики по делам о НТП.

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Северо-Западную транспортную прокуратуру в установленный законом срок.


Заместитель Северо-Западного

транспортного прокурора

старший советник юстиции

А.В.Травин



План мероприятий по устранению таможнями региона нарушений
таможенного законодательства по взиманию таможенных платежей
(утв. СЗТУ 16 марта 1998 г.)


N
п/п
Мероприятия Ответственный
исполнитель
Срок ис-
полнения
1. Представить анализ и статистические данные
по результатам выполнения решения N 6 п.2
коллегии России СЗТУ от 18.09.97 "Об орга-
низации контроля за доставкой товаров в
таможенных органах Северо-Западного регио-
на"
Красуленко И.А 01.04.98
2. Обеспечить своевременное заведение дел о
НТП по всем выявленным фактам недоставки
товаров в соответствии с действующим тамо-
женным законодательством, основываясь на
принципах неотвратимости наказания.
Воробьев А.Ю.
Озолинг А.Е.
Красуленко И.А
начальники
таможен
постоянно
3. Организовать в свете требований постанов-
ления Правительства РФ от 18.07.96 N 808
"О порядке перемещения физическими лицами
через таможенную границу Российской Феде-
рации товаров, не предназначенных для про-
изводственной или иной коммерческой деяте-
льности" контроль за доставкой и оформле-
нием автотранспортных средств, ввозимых
физическими лицами, с целью исключения ук-
лонения от уплаты причитающихся таможенных
платежей.
Тараторин И.Г.
Мечев С.В.
Гусев С.Л.
начальники
таможен
постоянно
4. Ввести в практику дополнительные выбороч-
ные проверки оформления доставки и транзи-
та товаров.
Озолинг А.Е.
отделы таможе-
нной инспекции
постоянно
5. По всем фактам нарушений, выявленным в
ходе прокурорской проверки, связанным с
применением таможенного режима временного
ввоза (вывоза) привлечь к ответственности
лиц, допустивших нарушение таможенных
правил.
Организовать работу по исполнению требова-
ний и условий данного таможенного режима.
Провести внеплановую аттестацию сотрудни-
ков, допустивших нарушение действующих
нормативных документов ГТК России.
Провести в таможнях региона комиссионные
проверки по выявлению случаев невозвраще-
ния в установленные сроки временно ввезен-
ных товаров, по которым не заведены дела о
НТП. Принять меры по привлечению к ответ-
ственности лиц, совершивших указанные пра-
вонарушения.
Проверить наличие в таможнях региона тех-
нологических схем контроля за временно
ввезенными/вывезенными товарами и их соот-
ветствие действующему таможенному законо-
дательству. Принять меры по введению ука-
занных схем в таможнях.
Озолинг А.Е.
Захаров В.Н.
Перова Е.В.



Есаулов А.В.

начальники
таможен
01.05.98





постоянно




01.07.98






01.05.98
6. 1. Принять меры к взысканию задолженности
с АОЗТ "Автогаз ЛТД", в том числе путем
обращения взыскания на имущество.
2. Обеспечить контроль за работой Санкт-
Петербургской таможни с АОЗТ "Автогаз ЛТД"
Еременко В.Г.


Костин В.А.
Кулешов В.В.
I полуго-
дие

постоянно
7. Провести анализ и представить отчет по
всем фактам несвоевременного возврата ва-
лютной выручки от экспорта товаров и ус-
луг.
ОТС и ВК таможен проводить инициативные
проверки в случаях непоступления учетных
карточек валютного контроля при несвоевре-
менном поступлении информации из УВК ГТК
России.
Костин В.А.
Алексеев А.Ю.


начальники
таможен
01.04.98



постоянно
8. Проверить наличие в таможнях региона тех-
нологических схем взаимодействий подразде-
лений по заведению и производству по делам
о НТП, исполнению постановлений по таким
делам, а также соответствие данных схем
действующему таможенному законодательству.
Принять меры по введению указанных схем в
таможнях.
По выявленным случаям нарушения таможенно-
го законодательства своевременно заводить
дела о НТП.
Активно использовать возможности правоох-
ранительного блока. В целях повышения эф-
фективности взаимодействия организовать
единый технологический процесс по выявле-
нию нарушений, заведению дел о НТП, качес-
твенного производства по делам в установ-
ленные законом сроки. Оперативной таможне
осуществить контроль по исполнению и орга-
низации взаимодействия с таможнями регио-
на, а также по соблюдению технологических
схем взаимодействия.
Озолинг А.Е.
начальники
таможен
отчет к
01.04.98






постоянно


постоянно
9. Обеспечить строгий контроль за своевремен-
ным исполнением документов в таможенных
органах.
Захаров В.Н.
начальники
таможен
постоянно
10. Провести индивидуальные собеседования с
сотрудниками, имеющими дисциплинарные взы-
скания.
Осуществить плановую ротацию кадров в соо-
тветствии с действующим законодательством.
Захаров В.Н.


начальники
таможен
март-
апрель
11. Ввести в практику проведения еженедельных
оперативных совещаний начальников и замес-
тителей начальников таможен с руководите-
лями курируемых подразделений.
Начальники
таможен
постоянно


Письмо Северо-западной транспортной прокуратуры от 23 января 1998 г. N 7-10-48-98 "Представление об устранении нарушений законодательства по взиманию таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей"


Текст письма официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.