Заключение контракта по результатам электронного запроса котировок по Закону N 44-ФЗ
Смотрите в этом материале:
Процедура заключения контракта
Формирование проекта контракта заказчиком
Подписание участником проекта контракта и предоставление обеспечения его исполнения
Подписание заказчиком контракта
Признание участника уклонившимся от заключения контракта
Заключение контракта с участником, который не является победителем
Общие положения
Как указано в ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ, контракт по результатам проведения электронного запроса котировок (далее - запрос котировок) заключается в порядке, предусмотренном ст. 51 Закона N 44-ФЗ, с особенностями, предусмотренными пп. 1 - 4 ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с:
- победителем определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) или
- иным участником закупки (в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ).
Как следует из ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, под иным участником закупки (далее - участник) понимается участник, который не отозвал свою заявку и заявке которого присвоен следующий порядковый номер после заявки участника:
- который признан уклонившимся от заключения контракта;
- с которым заказчик отказался заключить контракт в соответствии с чч. 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Участники, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом N 44-ФЗ, обязаны подписать контракт в порядке, установленном ст. 51 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
О возможности отзыва заявок после подведения итогов запроса котировок смотрите в отдельном материале.
Положения чч. 1 и 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ обязывают заказчика после признания участника уклонившимся от заключения контракта или выявления обстоятельств, предусмотренных чч. 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, каждый раз заново начинать процедуру заключения контракта с участником, заявке которого присвоен следующий порядковый номер.
Таким образом, любой участник, не отозвавший заявку, может стать как контрагентом заказчика, так и быть признанным уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч. 7 ст. 50, пп. 5 и 6 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ на стадии заключения контракта запрос котировок может быть признан несостоявшимся только в случаях, если все не отозвавшие заявку участники признаны уклонившимися от заключения контракта либо заказчик отказался от заключения контракта в соответствии с чч. 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ с участником, заявка которого была признана единственной надлежащей заявкой.
Подробно о признании закупки несостоявшейся на стадии заключения контракта смотрите в отдельном материале.
Срок заключения контракта по итогам электронного запроса котировок по Закону N 44-ФЗ
В ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ отдельно не говорится о сроке, ранее которого не может быть заключен контракт по итогам запроса котировок. Однако в п. 3 ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ указано, что заказчик должен подписать контракт и разместить его в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) не ранее чем через 2 рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения контрагента.
Поскольку контракт считается заключенным в день размещения его в ЕИС (ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ), именно этот срок и следует считать сроком, ранее которого контракт не может быть заключен.
На наш взгляд, такой же срок следует соблюдать и в случае, когда контракт заключается не с победителем, а с участником, заявке которого присвоен следующий порядковый номер, после размещения в ЕИС протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта, предусмотренного подп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ (см. ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Однако в письме Минфина России от 19.06.2023 N 24-06-07/56428 со ссылкой на ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ указано, что в таком случае контракт должен быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Во всех случаях, когда требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки (далее - извещение), контракт заключается после предоставления участником, с которым заключается контракт, такого обеспечения (ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Подробно об обеспечении исполнения контракта смотрите в отдельном материале.
Процедура заключения контракта по итогам электронного запроса котировок по Закону N 44-ФЗ
Кратко процедура заключения контракта выглядит следующим образом:
- заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта (ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
- участник размещает на электронной площадке и в ЕИС подписанный усиленной электронной подписью проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта (ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
- после подписания проекта контракта участником заказчик подписывает контракт и размещает его в ЕИС. С этого момента контракт считается заключенным (чч. 4 и 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
- если участник в установленный срок не разместил подписанный проект контракта, он считается уклонившимся от заключения контракта. В таком случае заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке протокол об уклонении участника от заключения контракта (ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). После этого заказчик заново начинает процедуру заключения контракта с участником, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Формирование проекта контракта заказчиком по Закону N 44-ФЗ по итогам электронного запроса котировок
В отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС с 1 января 2022 года до 1 апреля 2024 года, положения ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, касающиеся неразмещения информации и документов на официальном сайте ЕИС, не применяются (ч. 11 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
В отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС с 1 октября 2023 года до 1 апреля 2024 года, заказчики вправе осуществлять предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ формирование проекта контракта без использования ЕИС (ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 50, ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заказчик не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения контрагента формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте ЕИС) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ (т. е. содержащийся в извещении). Информация, которую должен содержать такой проект контракта, рассмотрена в отдельном материале (п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
В ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ предусмотрен также срок формирования проекта контракта после размещения в ЕИС протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта. Однако в ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ, предусматривающем особенности заключения контракта по итогам запроса котировок, такой срок не указан. На наш взгляд, и в этом случае заказчик должен выполнить действия, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, в срок, установленный п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ.
Как указано в п. 4 ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ, заказчик не вправе увеличить количество товаров в проекте контракта на разницу между предложенной ценой и начальной (максимальной) ценой контракта.
Подписание проекта контракта и предоставление обеспечения его исполнения участником электронного запроса котировок по Закону N 44-ФЗ
Участник в силу п. 2 ч. 6 ст. 50, абзаца первого ч. 3, п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем размещения заказчиком проекта контракта, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в ЕИС (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте ЕИС):
- подписанный проект контракта;
- документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта (за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ).
Как указано в п. 4 ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ, протокол разногласий к проекту контракта при заключении контракта по итогам запроса котировок не формируется.
Подписание контракта по итогам электронного запроса котировок заказчиком по Закону N 44-ФЗ
Как указано в п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, если участник разместил на электронной площадке и в ЕИС (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте ЕИС) информацию и документы в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ (подписанный проект контракта, документы об обеспечении исполнения контракта), то заказчик подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) контракт.
Разместить подписанный контракт заказчик должен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем размещения участником информации и документов, но не ранее чем через 2 рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения контрагента (п. 3 ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).
Отметим, что п. 3 ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ не устанавливает срок, ранее которого не может быть заключен контракт не с победителем, а с иным участником закупки после размещения в ЕИС протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта, предусмотренного подп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ. На наш взгляд, и в этом случае заказчик должен выполнить действия, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона N 44-ФЗ в сроки, предусмотренные п. 3 ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ контракт считается заключенным в день размещения в ЕИС контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте ЕИС.
Отметим, что данное правило предусмотрено только для случая, когда заказчик подписывает контракт, к проекту которого участник формировал протокол разногласий (который при заключении контракта по итогам запроса котировок не формируется). Однако очевидно, что оно применимо к любому контракту.
Далее заказчик в силу ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта направляет указанную в ст. 103 Закона N 44-ФЗ информацию в реестр контрактов (см. также письмо Минфина России от 27.06.2023 N 24-06-09/59482). Подробно об этом реестре смотрите в отдельном материале.
Признание участника электронного запроса котировок по Закону N 44-ФЗ уклонившимся от заключения контракта
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ участник, с которым заключается контракт, который не выполнил требования, предусмотренные ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ (т. е. в установленный срок не подписал проект контракта), считается уклонившимся от заключения контракта.
В этом случае заказчик в силу п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником требований, предусмотренных ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ:
- формирует с использованием ЕИС и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокол об уклонении участника от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки уклонившегося от заключения контракта участника, указание на не выполненные им требования (подп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
- формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в день размещения в ЕИС протокола об уклонении участника от заключения контракта, обращение о включении информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) (подп. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Оператор электронной площадки не позднее 1 часа с момента размещения заказчиком протокола об уклонении участника от заключения контракта направляет этому участнику уведомление о таком размещении (п. 3 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
В силу ч. 8 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением участника от заключения контракта, в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в закупке.
Заключение контракта с участником электронного запроса котировок по Закону N 44-ФЗ, который не является победителем
Согласно ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заказчик в порядке, установленном ст. 51 Закона N 44-ФЗ, заключает контракт с участником, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку, в случае:
- если участник признан уклонившимся от заключения контракта (п. 1 ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
- отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с чч. 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (п. 2 ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Из ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчик обязан начать заново процедуру заключения контракта в указанных в ней случаях. При этом никак не ограничено количество раз, когда процедура заключения контракта возобновляется с новым участником. Следовательно, любой участник, не отозвавший заявку после подведения итогов определения контрагента, может в итоге оказаться в ситуации необходимости заключения контракта.
Отметим, что оформление отказа заказчика от заключения контракта в случаях, предусмотренных чч. 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, предусмотрено ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. В этом случае заказчик формирует размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта. На наш взгляд, в такой ситуации именно с даты размещения такого протокола начинает течь срок для заключения контракта с участником, заявке которого присвоен следующий порядковый номер.
Подробно об отказе заказчика от заключения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ смотрите в отдельном материале.
Частью 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрены дополнительные по отношению к общеустановленным ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ основания отказа от заключения контракта с победителем определения контрагента при закупке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Смотрите об этом в отдельном материале.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах