Организация (малое предприятие на УСН "доходы минус расходы") приобрела монитор в августе 2021 года, который является прослеживаемым товаром. Монитор приобретен для работы сотрудника бухгалтерии, а не для перепродажи.
Нужно ли подавать отчет о прослеживаемых товарах в ФНС и в какие сроки?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Согласно ранее представленному мнению Минфина России, товары, приобретенные для собственных нужд, не относятся к прослеживаемым товарам.
Но, в соответствии с разъяснениями ФНС России, а также более поздним мнением Минфина России, Перечень товаров (п. 2 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров) распространяется на товары, приобретенные для производственных целей, в качестве основных средств. В связи с чем не исключается возможность последующей реализации таких товаров. Это позволяет считать такие товары подлежащими прослеживаемости. Мы полагаем, что эту позицию следует признать приоритетной.
Поэтому нужно представить Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости при приобретении монитора (не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором операции были совершены).
Операция по вводу основного средства в эксплуатацию прямо не указана в качестве операции прекращения прослеживаемости в подп. б п. 4 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров. Поэтому мы полагаем, что в отношении операции прекращения прослеживаемости Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, подавать в ИФНС не нужно. Вместе с тем в этом вопросе имеется неопределенность.
Также обращаем внимание, что до даты внесения изменений (до 01.07.2022) в КоАП РФ не установлены штрафы за несвоевременное представление (непредставление) отчета об операциях с прослеживаемыми товарами.
Обоснование позиции:
Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержден постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1110 (далее - Постановление) (применяется с 08.07.2021, п. 2 Постановления, письмо ФНС от 09.07.2021 N ЕА-4-15/9627@). В Перечень включены, в частности, мониторы.
Однозначного ответа по вопросу необходимости представления Отчета об операциях с товарами (Форма по КНД 1169010), подлежащими прослеживаемости при приобретении монитора (с кодом по ТН ВЭД ЕАЭС, указанным в Перечне товаров), не планируемого для перепродажи, в нормативных документах РФ не содержится.
По вопросу сдачи отчетности по прослеживаемым товарам, приобретенным для собственных нужд, Минфин России и ФНС России разъясняют следующее:
- ранее в письме Минфина от 30.03.2021 N 27-01-24/23047 (ознакомиться можно в сети интернет) по вопросу учета сведений о товарах и оформления документов прослеживаемости на импортные товары, которые приобретаются для использования в хозяйственной деятельности, ведомство отмечало, что Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 N 1110 не содержит положений о необходимости представления специальной отчетности при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товаров, подлежащих прослеживаемости, для собственных нужд;
- в более поздних по времени письме ФНС России от 28.06.2021 N ЕА-4-15/9015@, в п. 1 письма ФНС России от 12.05.2021 N ЕА-4-15/6469@ указывается на то, что прослеживаемости подлежат товары, находящиеся в собственности у участника оборота, если их код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) указан в Перечне товаров (п. 2 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров). Это распространяется в том числе на товары, приобретенные для производственных целей, например, в качестве основных средств, так как не исключает возможность последующей реализации таких товаров. Поэтому все имеющиеся в собственности у хозяйствующего субъекта товары, соответствующие кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС, указанным в перечне товаров, подлежат прослеживаемости;
- имущество, находящееся в собственности налогоплательщика и используемое в качестве средств производства (переведено из состава товаров в состав основных средств), малоценное имущество, используемое в основной деятельности, подлежит прослеживаемости (письмо Минфина России от 23.08.2021 N 27-01-22/67650).
Таким образом, если учесть ранее данное пояснение Минфина России, при приобретении товаров для использования в хозяйственной деятельности Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, предоставлять не нужно, поскольку товары, приобретенные для собственных нужд, не относятся к прослеживаемым товарам.
Однако, по мнению ФНС России, представленному в более поздних письмах, а также согласно позиции финансового ведомства (письмо Минфина России от 23.08.2021 N 27-01-22/67650) при приобретении товаров для производственных целей, например, в качестве основных средств, такое имущество подлежит прослеживаемости. Мы полагаем, что позицию ФНС России и позднее мнение финансового ведомства следует признать приоритетной.
Поэтому далее в ответе исходим из того, что имущество, приобретенное для производственных целей, подлежит прослеживаемости.
В соответствии с п. 2 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров (утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108) операциями прослеживаемости являются, в частности:
- приобретение товаров, подлежащих прослеживаемости, на территории Российской Федерации;
- реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, на территории Российской Федерации;
- прекращение прослеживаемости товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с пунктом 4 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров;
- возобновление прослеживаемости товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с пунктом 5 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров.
В свою очередь, согласно подп. б п. 4 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, прослеживаемость прекращается при выбытии товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанном с реализацией, в результате которого у участника оборота товаров прекращается право собственности на товары (в результате захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, безвозвратной утраты товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации, а также в связи с передачей товаров, подлежащих прослеживаемости, в производство и (или) на переработку, в том числе в качестве давальческого сырья (материалов), комплектующих, для изготовления новых товаров).
Возобновление прослеживаемости в соответствии с подп. а п. 5 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров происходит, если имеет место возврат остатков неиспользованных (непереработанных) товаров из производства (переработки), в отношении которых прослеживаемость подлежала прекращению в соответствии с положениями подп. б п. 4 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров.
Порядок подачи отчетности при совершении операций с товарами, подлежащими прослеживаемости.
При совершении операций с товарами, подлежащими прослеживаемости, до 10.09.2021, в ИФНС представляют отчетность по формам, рекомендованным письмом ФНС России от 14.04.2021 N ЕА-4-15/5042@ (п. 2.3 ст. 23 НК РФ, п. 2, п. 13, п. 32 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, письмо ФНС России от 16.08.2021 N ЕА-4-15/11507@).
После этой даты отчетность подается по формам, форматам и в порядке, утвержденном Приказом ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@, который вступает в силу 11.09.2021 (Информация Федеральной налоговой службы от 27.08.2021 "С 11 сентября документы по прослеживаемости принимают по новым форматам").
В п. 2 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров указаны "документы, содержащие реквизиты прослеживаемости":
- уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства - члена ЕАЭС на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, предусмотренное п. 25 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров;
- уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена ЕАЭС, предусмотренное п. 23 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров;
- уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, предусмотренное п. 28 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров.
Таким образом:
- уведомлением о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, из государств ЕАЭС организация уведомляет ИФНС при ввозе товаров, приобретенных в странах ЕАЭС (п. 25 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров);
- уведомление о перемещении прослеживаемых товаров в государство ЕАЭС представляется организацией в ИФНС при реализации прослеживаемых товаров из РФ в страны ЕАЭС (п. 23 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров);
- уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, представляется в ИФНС по товарам, приобретенным до даты вступления в силу Перечня товаров. При приобретении прослеживаемого товара после вступления в силу Перечня уведомление об остатках подавать в ИФНС не нужно (письмо Минфина России от 23.08.2021 N 27-01-22/67650 (ознакомиться с ним можно в сети Интернет)).
В данном случае операции ввоза и перемещения товаров не имели места, мониторы были приобретены после вступления в силу Перечня, поэтому подавать указанные выше уведомления организации не нужно.
Согласно п. 2 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров "отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости" - отчет, представляемый участниками оборота товаров в случаях и порядке, предусмотренных данным Положением.
При этом организации, находящиеся на УСН, отражают в отчете следующие операции с прослеживаемыми товарами (п. 33 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров):
- приобретение, реализация;
- передача, не связанная с реализацией или передачей на безвозмездной основе права собственности на товар;
- прекращение и возобновление прослеживаемости товара (в соответствии с пп. 4, 5 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров).
Как уже сказано выше, с 11.09.2021 необходимо применять формы отчетности, утвержденные приказом ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@.
Таким образом, в данном случае при покупке монитора прежде всего имеет место операция с товарами, подлежащими прослеживаемости, - приобретение товаров (п. 2, п. 33 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров). Следовательно, организации надо подать Отчет с кодом вида операции 17 (Приобретение товара (в собственность) (Виды операций с товарами, подлежащими прослеживаемости) (Приложение N 1 к приказу ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@).
Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, подается в ИФНС не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором были совершены операции с прослеживаемыми товарами (п. 32 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров).
Как мы поняли, монитор к продаже не предназначен и предполагается ввод его в эксплуатацию. В этой связи возникает вопрос о подаче при вводе в эксплуатацию монитора Отчета с кодом 01 (Передача товара, подлежащего прослеживаемости, в производство и (или) на переработку). При этом вопрос, является ли ввод в эксплуатацию операцией прекращения прослеживаемости, неоднозначен.
Так, в соответствии с п. б п. 4 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, прослеживаемость товара прекращается, в частности, в связи с передачей товара в производство, переработку, в качестве комплектующих для изготовления новых товаров. Операция ввода имущества в эксплуатацию здесь не указана.
Для заполнения Отчета по товарам, подлежащим прослеживаемости предусмотрен код операции 01 Передача товара в производство и (или) переработку (письмо ФНС России от 14.04.2021 N ЕА-4-15/5042@, приказ ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@). При этом код операции при вводе основного средства в эксплуатацию в данных документах также не предусмотрен.
В соответствии с письмами ФНС России от 28.06.2021 N ЕА-4-15/9015@, от 12.05.2021 N ЕА-4-15/6469@, при объединении товаров в комплект (набор), например, включение монитора в состав автоматизированного рабочего места, не является основанием для прекращения прослеживаемости таких товаров, так как не происходит переработка товаров, не изменяются его физические характеристики, товар не становится неотъемлемой частью другого имущества.
Однако в Рекомендациях по доработке систем автоматизации складского и бухгалтерского учета налогоплательщиков в интересах прослеживаемости, размещенных на сайте ФНС России (https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/spt/), указано, что включение прослеживаемых товаров в состав основных средств относится к прекращению прослеживаемости и подлежит отражению в Отчете об операциях (с указанием реквизитов Акта приема-передачи основных средств (ОС-1)).
Таким образом, если буквально исходить из требований действующих нормативных документов (формулировки подп. б п. 4 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров), то Отчет по товарам, подлежащим прослеживаемости при вводе основного средства в эксплуатацию (в состав которого включен монитор, являющийся прослеживаемым товаром), представлять в ИФНС не нужно. Вместе с тем, учитывая формулировки Рекомендаций по доработке, по этому вопросу имеется неопределенность. Если все же исходить из того, что операция ввода в эксплуатацию является операцией прекращения прослеживаемости (что требует подачи Отчета с кодом 01), то возможна ситуация, когда в дальнейшем монитор будет решено, например, продать или утилизировать. В таком случае придется подать Отчет с кодом 12 (Возврат остатков неиспользованных (непереработанных) товаров из производства (переработки) (Приложение N 1), то есть возобновить прослеживаемость монитора.
Обращаем внимание, что все вышеизложенное является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов. Рекомендуем получить персональное разъяснение Минфина России и ФНС России по вопросам порядка предоставления отчетности по прослеживаемым товарам в данной ситуации (пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, пп. 4 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке:
https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/.
Штрафы за несвоевременное представление (непредставление) отчета об операциях с прослеживаемыми товарами либо документы с реквизитами прослеживаемости
В соответствии с Проектом Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (подготовлен Минфином России, ID проекта 02/04/07-21/00117901), с 01.07.2022 в КоАП РФ могут появиться положения о штрафах для организаций и ИП, если они не подали или подали с опозданием отчет об операциях с прослеживаемыми товарами либо документы с реквизитами прослеживаемости - 1000 руб. за каждый документ (п. 1 ст. 1 проекта).
В п. 3 Письма Минфина России от 11.08.2021 N 27-01-22/64473 говорится об установлении переходного периода в один год (до 01.07.2022).
В письме ФНС России от 30.06.2021 N ЕА-4-15/9208@ сообщается, что в рамках переходного периода (не менее 1 года) нет ответственности за нарушение правил прослеживаемости.
В этот переходный период налогоплательщики могут адаптировать и доработать свои учетные системы, а также получить разъяснения от налогового органа относительно неурегулированных вопросов по прослеживаемости товаров. Смотрите Новости бухучета и налогообложения (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ) (Штрафы за нарушения в системе прослеживаемости появятся в КоАП с 1 июля 2022 года).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Документальное оформление и особенности учета товаров, подлежащих прослеживаемости с 01.07.2021 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.);
- Вопрос: Нужно ли с июля 2021 г. электронно сдавать отчет в налоговую на прослеживаемые товары, купленные для собственных нужд? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, июль 2021 г.);
- Вопрос: Должна ли организация представлять отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, если товары приобретены для собственных нужд? Обязана ли организация представлять Уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, если товары на 01.07.2021 числятся в составе малоценных основных средств или основных средств? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2021 г.);
- Вопрос: Учет товаров, подлежащих прослеживаемости, приобретаемых для собственных нужд (как основные средства). Нужно ли подавать Уведомление об остатках в отношении таких активов и в какой срок? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.);
- Вопрос: По прослеживаемому товару. На складе числится остаток оборудования, скомплектованного ранее и включающего в себя прослеживаемую номенклатурную единицу. Нужно ли данный комплект разукомплектовывать и отправлять в ИФНС запрос на получение номера РНПТ?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Стафеева Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена
7 сентября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"