Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1244343-7 "О внесении изменений в статьи 51 и 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 51 и 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" подготовлен в целях установления дополнительной гарантии создания комфортных психологических и физиологических условий пребывания детей-инвалидов в стационарах медицинских организаций.
Возможность общения с близкими людьми и получения их помощи - важная составляющая пути к выздоровлению любого пациента, поддержки его психологического состояния в период нахождения на лечении.
Статьей 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - N 323-ФЗ) закреплен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, одним из способов реализации которого является создание условий для посещения пациента родственниками и пребывания их с ним в медицинской организации, безусловно, с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих или находящихся в медицинской организации.
При этом особое место закон отводит регулированию положений, обеспечивающих приоритет охраны здоровья детей.
Согласно статье 7 N 323-ФЗ государство признает охрану здоровья детей одним из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития. Дети независимо от семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Органы государственной власти федерального и регионального уровней в соответствии со своими полномочиями должны создавать и развивать медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи.
Дети, помещаемые в медицинские стационары, испытывают серьезную психологическую травму от того, что лишаются семьи на время нахождения в больнице. При этом медицинские работники обязаны оказывать им прежде всего предусмотренный объем медицинской помощи. Ввиду высокой нагрузки восполнить дефицит общения с близкими, провести развивающие занятия для каждого ребенка силами медицинской организации сложно.
Чтобы решить эту проблему, в настоящее время в силу ч. 3 ст. 51 N 323-ФЗ одному из родителей, иному члену семьи или законному представителю предоставлено право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации в течение всего периода лечения в стационарных условиях независимо от возраста ребенка.
Если само пребывание в стационаре с детьми их близких является бесплатным, то иным образом регулируется вопрос с созданием для этого материально-технических условий.
В силу той же нормы N 323-ФЗ плата за создание условий совместного пребывания в стационаре, в том числе за предоставление спального места и питания, с вышеуказанных лиц не взимается, если ребенок не достиг 4 лет. В остальных случаях бесплатные спальное место и питание сопровождающего взрослого гарантируются только при наличии медицинских показаний ребенка, т.е. по факту в зависимости от решения работников медицинской организации, оказывающей помощь, поскольку исчерпывающий перечень таких показаний нормативно не определен.
Конкретные условия пребывания лиц, сопровождающих детей в стационаре, должны определяться территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - ГПГГ), утверждаемыми органами государственной власти субъектов РФ, и оплачиваются за счет средств обязательного медицинского страхования по видам медицинской помощи и перечню заболеваний, входящим в территориальную программу ОМС.
В не предусмотренных N 323-ФЗ случаях соответствующие условия для нахождения в стационарах совместно с детьми их близких могут создаваться по усмотрению медицинских организаций и их учредителей на возмездной или безвозмездной основе при наличии финансовой возможности. На практике медицинские организации зачастую отказываются выделять бесплатно спальное место и питание для совместного нахождения в стационаре с детьми старше 4 лет, в том числе с детьми-инвалидами.
Лишь отдельные субъекты Российской Федерации предусмотрели в своих территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов право законного представителя на совместное пребывание в медицинской организации в стационарных условиях вместе с ребенком-инвалидом независимо от наличия медицинских показаний, с предоставлением бесплатного спального места и питания (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Республика Тыва, Приморский край, Тюменская область). Подавляющая часть регионов придерживается общефедеральной гарантии.
Между тем инвалидность ребенка становится тяжелым испытанием для семьи. Как правило, таким детям требуется постоянное внимание и забота, непосредственное участие родителей или иных близких при проведении комплекса лечебных и реабилитационных мероприятий.
Как правило, дети-инвалиды нуждаются в помещении в стационары региональных или федеральных медицинских центров, оказывающих сложные виды медицинской помощи, для прохождения курсового лечения с определенной периодичностью.
При этом, например, дети с тяжелыми формами ДЦП требуют постоянной помощи и сопровождения родителем при нахождении на стационарном лечении независимо от возраста. Дети с инсулинозависимым сахарным диабетом не могут колоть себе самостоятельно инсулин в младшем возрасте и после 4 лет. Дети с муковисцидозом тоже не могут вовремя производить нужные манипуляции и принимать самостоятельно препараты.
Однако далеко не все семьи, воспитывающие детей-инвалидов, могут позволить себе нахождение в стационаре на платных условиях или, тем более, нахождение за свой счет в крупном городе вне медицинской организации (наем жилья, оплату питания в кафе и ресторанах и т.п.).
В связи с изложенным предлагается признать статус "ребенок-инвалид" достаточным основанием для принятия решения о нахождении такого ребенка совместно с одним из близких в стационаре на безвозмездной для него основе, без дополнительных медицинских показаний.
Соответствующее изменение предлагается внести в ч. 3 ст. 51 N 323-ФЗ, наделив одного из родителей, иного члена семьи или законного представителя ребенка-инвалида правом на совместную госпитализацию с предоставлением бесплатного спального места и питания, независимо от возраста ребенка.
В пункте 4 части 3 статьи 80 указанного закона предлагается закрепить корреспондирующее изменение, с тем, чтобы при оказании медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи оплата из личных средств граждан на создание рассматриваемых условий не взималась.
Предлагаемое решение станет существенной мерой материальной и моральной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Для организации необходимых условий реализации предлагаемых изменений проектом предусматривается отлагательный срок вступления настоящего закона в силу - с 1 января 2022 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 51 и 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 51 и 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" повлечет дополнительные расходы, финансируемые за счет средств обязательного медицинского страхования.
Объем необходимых дополнительных затрат зависит от количества случаев госпитализации детей-инвалидов старше 4 лет вместе с одним из родителей, иным членом семьи или законным представителем, а также стоимости одного случая госпитализации в стационаре.
При возникновении необходимости дооснащения медицинских организаций зданиями / помещениями для размещения новой категории потребуются средства федерального и региональных бюджетов на создание, реконструкцию или ремонт соответствующих зданий / помещений.
В целях закрепления необходимого финансирования на реализацию вводимых требований предлагается отлагательный срок вступления в силу настоящего закона - с 1 января 2022 года.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 51 и 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 51 и 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.