Университет (продавец) оказал услугу по проведению семинара. Покупатель (коммерческая организация) просит представить выписку из книги продаж.
Правомерны ли требования покупателя?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ваша организация вправе не представлять покупателю по его запросу выписку из книги продаж.
Обоснование вывода:
Книга продаж - один из документов налогового учета по НДС (п. 3 ст. 169 НК РФ, постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Истребование документов налогового учета осуществляется налоговыми органами в рамках налоговых проверок, а также при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (ст.ст. 93, 93.1 НК РФ).
Во всех случаях требование о представлении документов (информации) направляет налогоплательщику налоговый орган по месту его учета.
Возможность истребования документов контрагентом налогоплательщика НК РФ не предусмотрена.
Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) перечислены в ст. 23 НК РФ. Представление документов по запросам контрагентов к обязанностям налогоплательщиком НК РФ не относит.
В этой связи ваша организация вправе не представлять покупателю выписку из книги продаж.
В то же время из материалов судебной практики видно, что наличие выписок из книг продаж является одним из проявлений покупателем должной осмотрительности в выборе контрагента (смотрите, например, постановления АС Поволжского округа от 26.10.2016 N Ф06-13552/16 по делу N А55-17669/2015, АС Северо-Кавказского округа от 01.12.2015 N Ф08-8653/15 по делу N А01-1527/2014).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Ответ прошел контроль качества
17 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.