Доменные имена и товарные знаки в Рунете (отчет по результатам аналитического исследования состава и соотношения множеств зарегистрированных на территории РФ товарных знаков и зарегистрированных доменных имен в доменах верхнего уровня .RU, .РФ)
См. также Основные выводы по Отчету "Доменные имена и товарные знаки в Рунете" (по результатам аналитического исследования состава и соотношения множеств зарегистрированных на территории РФ товарных знаков и зарегистрированных доменных имен в доменах верхнего уровня .RU, .РФ)
Вопрос взаимоотношений администраторов доменов и владельцев товарных знаков один из самых сложных в области интернет-права - за время существования национальных доменов .RU и .РФ в российских судах было рассмотрено множество споров, посвященных этой теме.
С рисками возможного судебного разбирательства при регистрации доменного имени сталкиваются не только так называемые доменные инвесторы (те, кто регистрирует имя с целью дальнейшей перепродажи), но и обычные пользователи. До недавнего времени в Рунете не существовало быстрого и простого способа проверить, совпадает ли доменное имя с каким-либо товарным знаком, зарегистрированным патентными ведомствами и охраняемым на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, если доменное имя совпадает или хотя бы сходно до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком, его владелец может потерять право администрирования домена в судебном порядке на совершенно законных основаниях. Правила, по которым разрешаются доменные споры, закрепляют приоритет за правообладателями: в 80% случаев суд встает на их сторону, и даже добросовестный владелец домена может его потерять.
Исследование, которое Координационный центр доменов .RU и .РФ провел совместно с компанией Online Patent как раз отвечает на вопрос, как много из уже зарегистрированных доменных имен в национальных зонах находятся в зоне риска. Итоговый отчет также содержит много другой полезной информации: из приведенных данных понятно, как используют домены сами правообладатели, сколько доменных имен из числа тождественных товарным знакам зарегистрированы на физические, а сколько - на юридические лица, и многое другое. Благодаря этому исследованию можно составить общее представление о правовой культуре российских интернет-предпринимателей в целом.
Национальной регистратуре исследование поможет наметить дальнейшие направления работы в области просветительских программ для интернет-бизнеса, изменения правил регистрации, дополнительных мер по снижению рисков от различных злоупотреблений. Так, в настоящее время уже создан и запущен сервис, который в режиме реального времени позволяет перед регистрацией доменного имени проверить, существует ли в базе Роспатента тождественный ему товарный знак, и тем самым обезопасить свой будущий ресурс от судебных разбирательств.
Исследование было бы невозможно без помощи наших коллег из Технического Центра Интернет, который оперативно четко подготовил базу зарегистрированных доменов, за что мы им крайне благодарны.
А. Воробьев,
Директор Координационного центра доменов .RU/.РФ
Интеллектуальная собственность в современном мире перестала быть прерогативой ограниченного количества технологических компаний. Нематериальные активы в различных формах играют все возрастающую роль в бизнесе любого предприятия. Самые распространенные из активов подобного типа - это сайт компании в Интернете и доменное имя, с использованием которого производится адресация к этому сайту.
Однако бурное развитие Интернета еще не делает домены охраняемыми объектами интеллектуальных прав. Сам по себе факт регистрации доменного имени отнюдь не означает, что администратор домена не нарушает ничьих законных прав. Администратор также не имеет прав на ограничение регистрации похожих доменных имен. По существу, администратор лишь "арендует" доменное имя, не приобретая исключительных прав на совокупность символов, его образующую.
Такая ситуация открывает простор для злоупотреблений и недобросовестной конкуренции. Тайпосквоттинг, создание мошеннических сайтов-клонов, недобросовестная регистрация товарных знаков с целью "обратного захвата" доменных имен - лишь некоторые из их наиболее частых проявлений.
Очевидной мерой по защите прав администраторов является закрепление их исключительных прав путем регистрации соответствующих доменам товарных знаков (в тех случаях, когда это возможно). Однако, как показало настоящее исследование, использование этого разумного и сравнительно недорогого инструмента защиты в Рунете носит весьма ограниченный характер.
С учетом того, что, по данным РАЭК, к 2021 году вклад чистых интернет-рынков в ВВП составит 4,7%, масштаб проблемы значим уже сегодня. Завтра следствием отсутствия массовой культуры минимизации юридических рисков при ведении бизнеса в Сети могут стать прямые финансовые и репутационные потери множества Интернет-компаний. Дальнейший рост предпринимательской активности в Рунете означает необходимость еще более широкого информирования бизнес-сообщества о рисках, сопряженных с возможными конфликтами сходных доменных имен и товарных знаков, о способах их минимизации и защиты интересов бизнеса в сети Интернет.
Хотелось бы надеяться, что публикация материалов настоящего исследования станет еще одним шагом на пути к формированию прогрессивной инфраструктуры защиты интеллектуальных прав предпринимательского сегмента Рунета.
А. Акиншина,
исполнительный директор компании Онлайн Патент,
патентный поверенный РФ рег. N 1733
Основные выводы по Отчету
1. Россия является обладательницей одной из крупнейших в мире национальных доменных зон - по общему количеству зарегистрированных доменов .RU и .РФ она находится на 8-м месте в общем рейтинге доменных зон верхнего уровня. В целом в обеих зонах зарегистрировано свыше 6,3 млн доменных имен, а среднегодовой темп прироста составляет +5,83%.
2. Только 9,7% администраторов доменных имен в зонах .RU, .РФ - российские юридические лица (5,1% от общего количества юридических лиц в России). По данным Росстата, собственный сайт имеют не менее 45,9% российских организаций. Следовательно, физические лица являются администраторами не менее 40,8% доменных имен для веб-сайтов российских юридических лиц.
3. На территории Российской Федерации зарегистрировано по национальной процедуре и действует по состоянию на ноябрь 2017 г. 400 717 товарных знаков (с учетом недействующих - 600 302 товарных знака). Количество зарегистрированных товарных знаков растет со среднегодовым темпом +8,31%.
4. В 2014-16 гг. в России рассматривалось, по оценке снизу, не менее 60-90 доменных споров в год. Упрощенные процедуры рассмотрения доменных споров (UDRP, URS) для российских национальных доменных зон .RU и .РФ не применяются. При этом Россия на сегодняшний день занимает 15-е место в рейтинге стран происхождения ответчиков в рамках процедуры UDRP (49 кейсов и рост +8,9% в 2016 г., по отношению к 2015 г.).
5. 75 985 доменных имен в зонах .RU, .РФ совпадают со 175 700 товарными знаками, зарегистрированными в России по национальной процедуре. Иначе говоря, точное совпадение с товарными знаками имеет всего порядка 1,2% делегированных доменных имен в Российской Федерации. Обратное соотношение (точное совпадение словесного элемента товарного знака с доменным именем) справедливо для 44% действующих товарных знаков.
6. На одно доменное имя могут "претендовать" сразу несколько товарных знаков, зарегистрированных в отношении различных товаров и услуг (по разным классам регистрации). Абсолютный рекорд по количеству товарных знаков, содержащих совпадающий с доменным именем словесный элемент, принадлежит домену INFINITI.RU с показателем 35 товарных знаков. На втором месте - доменное имя ТОРНАДО.РФ (34 товарных знака). В Т0П-10 по количеству совпадающих товарных знаков вошли также доменные имена ЧУДО.РФ (30 знаков), ORANGE.RU (29 знаков), PLAYBOY.RU и JAGUAR.RU (по 26 знаков).
7. Наиболее популярные классы регистрации товарных знаков, совпадающих с доменными именами - 35 класс с 29 643 совпадающих знаков: это 24% от общего количества действующих товарных знаков по данному классу. Лидирующий 35 класс относится к услугам рекламы, менеджмента и административной деятельности в сфере бизнеса, включает услуги магазинов и, в частности, интернет-магазинов. Следующие по количеству совпадений - 9 класс (совпадает с доменными именами 32% действующих товарных знаков в пределах класса), 42 класс (совпадает 28% товарных знаков). Оба класса, и 9, и 42, содержат, в том числе, товары и услуги, относящиеся к разработке программного обеспечения.
8. Среди 13 948 российских юридических лиц, являющихся администраторами 20 982 доменных имен, совпадающих с действующими товарными знаками, правообладатель товарного знака и администратор доменного имени совпадают только в 25% случаев. В 75% случаев (для 15 702 доменных имен) администратор доменного имени и правообладатель товарного знака - это разные лица.
9. Правообладатель крупнейшего портфеля товарных знаков, совпадающих с доменным именем, далеко не всегда является администратором доменного имени. В Т0П-10 доменных имен, совпадающих с наибольшим количеством товарных знаков, таких совпадений всего три - для компаний Ниссан (86% товарных знаков и администратор доменного имени одновременно), Ягуар Лэнд Ровер (65%) и ГК "ЭФКО" (60%). При этом компания Плейбой Энтерпрайзис Интернэшнл, владеющая на территории России всеми товарными знаками со словесным элементом PLAYBOY, администратором доменных имен playboy.ru и play-boy.ru не является.
10. 84% администраторов доменных имен в зонах .RU, .РФ - физические лица. Большая часть доменных имен в сегменте зарегистрированы на имя администраторов со сравнительно небольшими портфелями: 90% имен сосредоточено в портфелях объемом до 1000 регистраций, из них 73% - в портфелях объемом до 50 доменных имен каждый. Самый большой портфель доменных имен, зарегистрированных на физическое лицо, содержит 62 323 доменных имени.
11. Для юридических лиц, являющихся администраторами 16% доменных имен в зонах .RU, .РФ, максимальное количество доменных имен в портфеле, принадлежащем одному администратору, составляет 290 293 имени. Следующий по величине портфель на порядок меньше и объединяет всего 10 045 доменных имен. Таким образом, в крупнейшем и единственном портфеле объемом свыше 10 000 ед. консолидировано 25% доменных имен в сегменте (почти 5% общего количества зарегистрированных доменных имен в обеих зонах .RU, .РФ).
12. Администратор крупнейшего портфеля доменных имен объемом 290 293 ед. - организация с названием "Private person". В Т0П-10 администраторов-юридических лиц также входят ЗАО "1ГБ.РУ", DATAHOST LTD., ООО "БЭКОРДЕР.РУ", ООО "КРЕОБИТС", ООО "ФЁСТ СТУДИО", KAZU MEDIA LTD., ООО "ЗУН", ООО "СЕО ФЭКТОРИ", Namecom Ltd. За 2010-2017 гг. российские резиденты-администраторы Т0П-10 портфелей доменных имен выступали ответчиками в доменных спорах только два раза (оба раза - ООО "КРЕОБИТС"), причем только в одном случае требования истца были удовлетворены. В 12 спорах в качестве ответчика принимала участие иностранная компания-администратор - DATAHOST LTD.
13. В общем множестве зарегистрированных товарных знаков (с учетом товарных знаков, правовая охрана которых на настоящий момент прекращена) большая часть регистраций (74%) распределена в небольших портфелях правообладателей, имеющих до 10 зарегистрированных товарных знаков каждый. ТОП-10 правообладателей зарегистрированных и действующих товарных знаков представлены компаниями: Unilever (1157 товарных знаков), Philip Morris (908), Novartis (833), LG (754), Procter&Gamble (751), Пивоваренная компания "Балтика" (607), GlaxoSmithKline (597), АО "КОНТИ-РУС" (567), Ассоциация делового сотрудничества ветеранов Афганистана "МИР" (550), Группа Продо (482).
14. Ассоциация делового сотрудничества ветеранов Афганистана "МИР" является также администратором 250 доменных имен в зоне .РФ. Тот же e-mail администратора, что и АДС ВА "МИР", имеют еще две компании - ООО "Новые технологии" и Торговый дом "МИР-2000", являющиеся администраторами портфелей доменных имен объемом 74 и 55 доменных имен соответственно. Консолидированный портфель зарегистрированных товарных знаков, принадлежащих компаний АДС ВА "МИР", ООО "Новые технологии" и Торговый дом "МИР-2000" - это второй по величине портфель зарегистрированных товарных знаков в России (1029 знаков), лишь незначительно уступающий портфелю Unilever.
15. За 2010-2017 гг. компании АДС ВА "МИР", ООО "Новые технологии" и Торговый дом "МИР-2000" приняли участие в общей сложности в 57 судебных делах (почти в половине случаев - в качестве ответчиков). Ни одно из этих дел не относится к категории доменных споров. В целом, владельцы крупных портфелей зарегистрированных товарных знаков имеют более активную судебную позицию, чем профессиональные игроки доменного рынка (принявшие за тот же период участие только в 14 спорах).
Проблема исследования
По данным Росстата, в 2016 г. 45,9% коммерческих организаций в Российской Федерации (за вычетом образовательных организаций, организаций здравоохранения и культуры) имели собственный веб-сайт [1] (+5,6% к 2014 г.).
Рост подтверждает очевидное - бизнесу нужен сайт, хотя появляется он у него не сразу. Как показывают Исследования Яндекса по состоянию на февраль 2015 года, лишь 59% организаций, зарегистрированных в Справочнике Яндекс.Карт (а, следовательно, присутствующих в Интернете), указали, что у них есть свой сайт [2]. Доля Интернет-торговли в общем объеме розничной торговли в Российской Федерации, по разным оценкам, уже достигла 3,9% и продолжает расти [3].
При этом Россия является обладательницей одной из крупнейших в мире национальных доменных зон, по общему количеству зарегистрированных доменов .RU и .РФ она находится на 8-м месте в общем рейтинге доменных зон верхнего уровня, уступая лидерство старейшим .com, .net, .org и национальным зонам Китая, Германии, США (и географически малоизвестного, но популярного для регистрации доменных имен Токелау - .tk) и на 5-м месте в рейтинге национальных доменных зон. [4].
Неудивительно предположить, что и большая часть сайтов российских компаний располагается в "родной" зоне .RU.
Итак, вместе с появлением сайта бизнес получает новый канал привлечения клиентов. А заодно и новые проблемы, во многом связанные с копированием элементов фирменного стиля и брендинга компании.
Барьеры для недобросовестной конкуренции и прямого мошенничества такого рода в интернете намного ниже, ведь создать сайт-клон и зарегистрировать похожее доменное имя - в разы дешевле, чем скопировать элементы оформления магазина или упаковку товара.
Стоит просто отметить, что во всем мире владельцы брендов теряют до $350 млрд в год на недобросовестной конкуренции в Интернете [5].
Аналогичной статистики по России нет, но проблема та же самая, что и везде. Так, еще в 2009 г. Центральный Банк России в письме "О рекомендациях по информированию клиентов о размещении на web-сайте банка России списка адресов web-сайтов кредитных организаций" [6] прямо сообщал о "появлении в российском сегменте сети Интернет Web-сайтов, имитирующих интернет-представительства ряда российских кредитных организаций. Доменные имена и стиль оформления таких сайтов, как правило, сходны с именами подлинных Web-сайтов банков, а содержание прямо указывает на их якобы принадлежность соответствующим кредитным организациям".
Ситуация осложняется тем, что доменное имя в российском праве не является средством индивидуализации. Факт регистрации домена на имя предпринимателя (а в общем случае, любого физического или юридического лица) отнюдь не означает возникновение у него прав на "похожие" домены. Чтобы юридически подтвердить свои права на совокупность букв, цифр и символов, образующих доменное имя, в общем случае, желательно обладать правами на зарегистрированный товарный знак.
С такой регистрацией на руках компания становится еще одним потенциальным участником доменных споров - споров по использованию доменных имен, тождественных или сходных до степени смешения с товарными знаками или иными средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Таким спорам посвящена отдельная справка Суда по интеллектуальным правам [7].
Однако скорость регистрации товарных знаков, пожалуй, пока не совсем отвечает темпам роста российской доменной зоны (подробнее см. таблицу 1).
Таблица 1
Информация о зарегистрированных доменных именах и товарных знаках
Доменные имена (зоны .RU, .РФ) |
Товарные знаки |
всего доменов - 6 387 188 |
всего товарных знаков - 633 974 |
делегировано - 5 995 720 |
действующих товарных знаков - 400 717 |
администраторов делегированных доменных имен: - всего: 2 316 080 - из них физических лиц 1 942 840 - из них юридических лиц 373 240: российские резиденты 225 695 (5,1% от общего количества юридических лиц в России) иностранные резиденты 147 545 |
правообладателей товарных знаков": - всего, в том числе прекративших действие: 290 897 - из них правообладатели действующих товарных знаков: 184 817, из них: российские резиденты - не более 139 569 (3,1% от общего количества юридических лиц в России) иностранные резиденты 45 248 |
Разрыв между множествами - более чем в 10 раз. При этом количество доменов в зонах .RU, .РФ увеличивается на 5,83%*(1) ежегодно, количество товарных знаков, зарегистрированных на территории Российской Федерации - на 8,31%*(2). Примечательно, что только 5,1% от общего количества юридических лиц в России являются администраторами делегированных доменных имен.
Фактически, это означает, что администраторами доменных имен для веб-сайтов не менее чем 40,8% российских юридических лиц (образующих, как минимум, множество из 45,9% организаций, имеющих собственный веб-сайт) являются физические лица.
Что это значит, к каким последствиям может привести и как соотносятся между собой доменные имена, товарные знаки и те, кто владеет правами на них, - основной вопрос данного исследования, основанного на актуальной по состоянию на 22 августа 2017 г. сравнительной количественной аналитике множеств зарегистрированных товарных знаков и доменных имен в национальных доменных зонах .RU и .РФ.
Общие сведения и терминология
Перед тем, как перейти к дальнейшему обсуждению, сделаем небольшое терминологическое отступление. Дальнейшие термины и определения даны в соответствии с действующей редакцией Правил регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ (далее - Правила) и части 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Домен - область (ветвь) иерархического пространства доменных имен, обозначаемая уникальным доменным именем и обслуживаемая набором серверов DNS.
Доменное имя - символьное обозначение, предназначенное для сетевой адресации, в которой используется система доменных имен (DNS).
Администратор - пользователь, на имя которого зарегистрировано доменное имя в Реестре.
Координатор - уполномоченное юридическое лицо, осуществляющее управление доменами .RU и .РФ в интересах российского и мирового интернет-сообщества и организующее функционирование Реестра.
Пользователь - лицо, заказывающее или использующее услуги, связанные с регистрацией доменных имен.
Регистратор - юридическое лицо, аккредитованное Координатором для регистрации доменных имен в доменах .RU и/или .РФ.
Регистрация доменного имени - внесение в Реестр сведений о доменном имени, его администраторе и иных сведений, установленных Правилами.
Реестр - база данных Координатора, содержащая сведения о зарегистрированных доменных именах второго уровня, их администраторах и другие необходимые сведения.
Товарный знак (знак обслуживания) - обозначение, служащее для индивидуализации товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Обладатель исключительного права на товарный знак (правообладатель) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющее исключительным правом на товарный знак.
Основные результаты исследования о доменных спорах
По статистике WIPO за 2016 г. было рассмотрено 3 036 споров по доменным именам по процедуре UDRP, что на 10% больше, чем в 2015 г. К отраслям, которые входят в топ-5 по числу поданных в суд заявок, относятся банковский и финансовый сектор - 247 дел, модная индустрия - 186 дел, тяжелая промышленность и машиностроение - 182 дела, Интернет и ИТ - 176, биотехнологии и фармацевтика - 147.
В топ-3 стран происхождения заявителей в рамках процедуры UDRP входят США (895 случаев), Франция (466) и Германия (273). Россия занимает неплохие позиции "с другой стороны баррикад", заняв 15-е место в рейтинге стран происхождения ответчиков в рамках процедуры UDRP (49 кейсов и рост +8,9% в 2016 г., по отношению к 2015 г.).
Стоит отметить, что для российских национальных доменных зон .RU и .РФ, процедура UDRP не применяется. Доменные споры в указанных доменных зонах рассматриваются в судебном порядке. Количество таких дел резко выросло в 2014 г., и с тех пор колеблется, как минимум, в интервале 60-90 дел в год, как показано на рисунке 2.
Расчет статистики, показанной на рисунке 2, произведен для дел, рассматривавшихся в арбитражных судах Российской Федерации, с участием в качестве ответчика или третьего лица одного из аккредитованных регистраторов доменных имен или национальной регистратуры - Координационного центра национального домена сети Интернет.
Данную оценку следует рассматривать как оценку снизу, так как она не включает дела, рассматривавшиеся в судах общей юрисдикции, а также споры, к участию в рассмотрении которых не привлекались представители регистраторов доменных имен (или национальной регистратуры).
О совпадениях доменных имен и товарных знаков
Сравнив полные реестры доменных зон .RU, .РФ и опубликованные в официальных бюллетенях Роспатента сведения о зарегистрированных в Российской Федерации товарных знаках (без учета международных регистраций), можно констатировать, что:
75 985 доменных имен с точностью до дефиса совпадают со 175 700 товарными знаками
Иначе говоря, точное совпадение с товарными знаками имеет всего порядка 1,2% делегированных доменных имен в Российской Федерации. Обратное соотношение (точное совпадение словесного элемента товарного знака с доменным именем) справедливо для 44% действующих товарных знаков. Может показаться удивительным факт "множественного" соответствия товарных знаков доменным именам. Одному доменному имени в среднем соответствует не менее 2 товарных знаков. На первый взгляд, это означает возможность "параллельной" регистрации двух одинаковых (или содержащих одинаковые словесные элементы) товарных знаков. Но такая ситуация априори невозможна - заявке на товарный знак должно быть отказано в правовой охране, если ранее зарегистрирован тождественный с заявляемым обозначением или сходный с ним до степени смешения товарный знак.
О классах регистрации
На практике, все объясняется немного проще: товарные знаки регистрируются не просто так, для всех видов деятельности сразу, а в отношении определенных видов товаров и услуг. Для обеспечения единой системы регистрации товарных знаков в разных странах, все наиболее распространенные товары и услуги сгруппированы в 45 классов Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) - это специальная классификация товаров и услуг, используемая для регистрации товарных знаков. Классификация принята в рамках Ниццкого соглашения 15 июня 1957 г. на международной дипломатической конференции в Ницце (Франция). МКТУ - это своего рода ОКВЭД для товарных знаков, с той лишь разницей, что классы МКТУ используются исключительно при регистрации товарных знаков и не имеют отношения к видам деятельности юридического лица, владеющего товарным знаком (или подающего заявку на его регистрацию). Именно наличие различных классов регистрации в соответствии с МКТУ обеспечивает возможность регистрации нескольких одинаковых товарных знаков для различных правообладателей, как это показано в таблице 2.
Таблица 2
Примеры тождественных товарных знаков для различных классов МКТУ
Изображение товарного знака |
Номер товарного знака |
Классы регистрации |
Правообладатель |
WINDOWS |
380499 |
Общество с ограниченной ответственностью "АЛЬФАТЕХФОРМ", 115035, Москва, пер. Кадашевский 1-й, д. 13, стр. 1, офис 8Б (RU) |
|
216146 |
Майкрософт Корпорейшн (US) |
||
CHROME |
463901 |
Гугл Инк., корпорация штата Делавэр, 1600 Амфисиета Паркуэй, Маунтин Вью, Калифорния 94043, Соединенные Штаты Америки (US) |
|
588731 |
Закрытое акционерное общество "Донской табак", 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. 1-я Луговая, 17 (RU) |
Наиболее популярные классы регистрации для товарных знаков, совпадающих с доменными именами, показаны в таблице 3.
Таблица 3
Классы регистрации товарных знаков, совпадающих с доменными именами
Класс |
Товары и услуги, относящиеся к классу регистрации |
Кол-во тов-х знаков, совп-х с дом-и им-и |
Кол-во действ-х тов-х зн-в, всего |
Реклама; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба. в том числе: магазины, интернет-магазины, оптовая и розничная торговля |
29 643 |
124 372 (ТОП-1) |
|
Приборы и инструменты научные, морские, геодезические, фотографические, кинематографические, оптические, для взвешивания, измерения, сигнализации, контроля (проверки), спасания и обучения; приборы и инструменты для передачи, распределения, трансформации, накопления, регулирования или управления электричеством; аппаратура для записи, передачи, воспроизведения звука или изображений; магнитные носители информации, диски звукозаписи; компакт-диски, DVD и другие цифровые носители информации; механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; кассовые аппараты, счетные машины, оборудование для обработки информации и компьютеры; программное обеспечение; оборудование для тушения огня. |
18 528 |
57 779 (ТОП-3) |
|
Научные и технологические услуги и относящиеся к ним научные исследования и разработки; услуги по промышленному анализу и научным исследованиям; разработка и усовершенствование технического и программного обеспечения компьютеров. в том числе: услуги по разработке программного обеспечения, услуги хостинга, программное обеспечение как услуга [SaaS-сервисы] |
18 261 |
65 809 (ТОП-2) |
|
Воспитание; обеспечение учебного процесса; развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий. в том числе: бронирование билетов, организация концертов, форумов, семинаров и т.п. |
11 818 |
51 621 (ТОП-5) |
|
Строительство; ремонт; установка оборудования. в том числе: мелкие бытовые услуги (чистка, ремонт одежды и т.д.), услуги по ремонту транспортных средств, строительные и т.п. |
11 714 |
39 222 (ТОП-8) |
|
Бумага, картон и изделия из них, не относящиеся к другим классам; печатная продукция; материалы для переплетных работ; фотоснимки; писчебумажные товары; клейкие вещества для канцелярских и бытовых целей; принадлежности для художников; кисти; пишущие машины и конторские принадлежности (за исключением мебели); учебные материалы и наглядные пособия (за исключением аппаратуры); пластмассовые материалы для упаковки (не относящиеся к другим классам); шрифты; клише типографские. в том числе: журналы, газеты. |
11 687 |
46 491 (ТОП-7) |
|
Фармацевтические и ветеринарные препараты; гигиенические препараты для медицинских целей; диетическое питание и вещества для медицинских или ветеринарных целей, детское питание; пищевые добавки для человека и животных; пластыри, перевязочные материалы; материалы для пломбирования зубов и изготовления зубных слепков; дезинфицирующие средства; препараты для уничтожения вредных животных; фунгициды, гербициды. |
10 098 |
50 555 (ТОП-6) |
|
Кофе, чай, какао, сахар, рис, тапиока (маниока), саго, заменители кофе; мука и зерновые продукты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, мороженое; мед, сироп из патоки; дрожжи, пекарные порошки; соль, горчица; уксус, приправы; пряности; пищевой лед. |
9 605 |
54 486 (ТОП-4) |
|
Одежда, обувь, головные уборы. |
9 285 |
32 606 (ТОП-13) |
|
Транспортировка; упаковка и хранение товаров; организация путешествий. |
8 753 |
33 512 (ТОП-12) |
Статистика классов, входящих в ТОП-10 для множества товарных знаков, совпадающих с доменными именами, неплохо согласуется с общей статистикой для действующих зарегистрированных товарных знаков.
Лидирующий с большим отрывом класс регистрации - 35 класс, охватывающий услуги магазинов (интернет-магазинов), оптовую и розничную торговлю. В тройке лидеров также 9 и 42 классы, относящиеся, в том числе, к разработке программного обеспечения и его продаже (как в форме услуги, SaaS, так и в коробочной версии).
Стоит отметить, что класс 30 (относящийся к продуктам питания, в частности кофе, чаю, приправам и пряностям), на долю которого приходится в общей сложности 54 486 действующих регистраций товарных знаков в России, в доменных именах представлен гораздо слабее - и занимает только 8 позицию с 9 605 регистраций товарных знаков, совпадающих с доменными именами. Такое несоответствие логично объясняется тем фактом, что, как правило, для каждого нового бренда в пределах продуктовой категории не создается отдельный сайт (и домен), размещение соответствующего контента производится на существующем сайте производителя (или продуктовой категории).
Однако, несмотря на разнообразие возможных классов регистрации, наибольшее количество пар доменное имя-товарный знак - 53 464 пары - характеризуются единичным соответствием (один товарный знак на одно доменное имя).
В общей сложности, 10 098 доменных имен совпадает сразу с двумя товарными знаками, 3 483 доменных имени - с 3 товарными знаками каждое, 1 752 доменных имени - с 4 товарными знаками каждое. По 5 товарных знаков приходится на каждое из доменных имен в выборке объемом 1 057 доменных имен. Безусловно, не все доменные имена могут получить правовую охрану в форме товарных знаков. Исключением станут, как минимум:
- технические доменные имена,
- доменные имена, состоящие только из цифр или согласных букв (однако, в некоторых случаях, например, при обеспечении доказательств различительной способности, правовая охрана таким обозначениям может быть предоставлена);
- нецензурные слова и выражения (хотя незначительно искаженные их вариации потенциально вполне могут быть зарегистрированы)
Справедливо и обратное - не каждый товарный знак может соответствовать доменному имени.
Это очевидно для случая изобразительных товарных знаков, вовсе не содержащих словесных элементов. До недавнего времени, такая же ситуация имела место для кириллических товарных знаков. Интересно отметить, что среди зарегистрированных товарных знаков потенциально могут сосуществовать несколько обозначений, зарегистрированных в одном классе Международной классификации товаров и услуг, и при транслитерации в латиницу сводящиеся к сходным до степени смешения обозначениям - как в примере ниже, где финальная транслитерация отличается одной буквой "К" (таблица 4).
Для точности рассуждения стоит отметить, что правообладатели двух вышеуказанных товарных знаков длительное время вели судебные споры, причиной которых стало сходство словесных элементов данных обозначений. На сайте wokker. ru в настоящее время размещен товарный знак N 370370, а администратором доменного имени wokker.ru является физическое лицо - что и неудивительно, с учетом того, что такая ситуация характерна, как мы показали чуть ранее, для более чем 40% российских юридических лиц.
О правообладателях товарных знаков и администраторах доменных имен
Итак, мы установили, что 75 985 доменов с точностью до дефиса совпадают со 175 700 товарными знаками. Второй закономерный вопрос - совпадают ли в пределах этого множества лица, являющиеся администраторами доменных имен, и правообладатели соответствующих им товарных знаков? Получение количественной статистики в пределах указанной выборки возможно только для администраторов доменных имен-юридических лиц, являющихся российскими резидентами*(3): таких нашлось 13 948 для 20 982 доменных имен. В этой выборке:
- для 5 280 доменных имен правообладатель товарного знака и администратор доменного имени совпадают*(3),
- для 15 702 доменных имен правообладатель товарного знака и администратор доменного имени не совпадают*(3).
Проиллюстрируем количественные данные на примере приведенной в таблице 5 выборки ТОП-Ю наиболее популярных доменных имен, где "популярность" определяется по количеству совпадений доменного имени с товарными знаками (для каждого из которых зарегистрировано не менее 25 товарных знаков, содержащих словесный элемент, совпадающий с доменным именем).
Таблица 5
ТОП-10 доменных имен по количеству совпадений с товарными знаками
N |
Группа доменных имен |
Количество совпадающих товарных знаков |
Полный перечень знаков |
1 |
INFINITI in-finiti.ru, infi-niti.ru, infiniti.ru |
35 |
092001, 291858, 318658, 405591, 412557, 422418, 423049, 437851, 443584, 448043, 449832, 451229, 476896, 477488, 484044, 488080, 493826, 503494, 507498, 509994, 510751, 511229, 524367, 524925, 535509, 540889, 540903, 541595, 550690, 555690, 571308, 574654, 623080, 625556, 631030 |
2 |
ТОРНАДО торнадо.рф |
34 |
219534, 221918, 258506, 284887, 285458, 332105, 337865, 354408, 354409, 354410, 354411, 354412, 354413, 354414, 354415, 354416, 354417, 354418, 354419, 354420, 354421, 354422, 354423, 354424, 354753, 356652, 368835, 421341, 440845, 453480, 456747, 552156, 562232, 624328 |
2*(4) |
СЭ сэ.рф |
33 |
026053, 096011, 124107, 145950, 181322, 212268, 213212, 222534, 223965, 228153, 234719, 257750, 270176, 280101, 307395, 321160, 330350, 332348, 367074, 398871, 420537, 428089, 433635, 434739, 445560, 530465, 530626, 573776, 577374, 603532, 605153, 607040, 620453 |
3 |
ЧУДО чудо.рф |
30 |
193308, 241923, 244234, 245089, 247444, 251938, 255482, 255483, 308809, 370990, 372341, 407874, 407875, 407879, 415351, 416913, 458075, 461624, 487188, 487195, 487204, 487485, 487486, 487490, 487491, 492178, 493566, 495389, 506259, 527191 |
4 |
ORANGE orange.ru, o-range.ru, oran-ge.ru, orang-e.ru |
29 |
086410, 126090, 255183, 277365, 284825, 318876, 354763, 366213, 378862, 395604, 424365, 439513, 472669, 481020, 485106, 496484, 498552, 514172, 519758, 539964, 540686, 543062, 546490, 547808, 555044, 595393, 622670, 624972, 628563 |
5 |
PLAYBOY playboy.ru, play-boy.ru |
26 |
088572, 091597, 119843, 145145, 153251, 158528, 162280, 273703, 282038, 285124, 317179, 319652, 324245, 324246, 329655, 333780, 347593, 352440, 398894, 413549, 415035, 443213, 447272, 454019, 483934, 609171 |
6 |
JAGUAR jaguar.ru |
26 |
018170, 095390, 155540, 207210, 227132, 257446, 262731, 292995, 320900, 349182, 356452, 384495, 384496, 388412, 438433, 441454, 521835, 525366, 530169, 569561, 572578, 602792, 607488, 610673, 615226, 627299 |
7 |
TESS tess.ru, tes-s.ru |
25 |
300464, 321071, 325384, 356930, 399417, 399418, 399419, 399929, 409171, 432547, 436167, 446848, 446849, 446850, 446851, 446852, 446853, 446854, 446953, 448741, 456055, 462866, 462867, 462868, 474083 |
8 |
POLARIS polaris.ru |
25 |
116478, 250444, 281373, 284040, 300836, 302788, 344166, 354430, 405423, 456099, 480758, 484801, 492032, 527216, 544629, 544630, 563111, 563576, 568541, 568544, 579001, 582938, 595449, 611978, 628376 |
9 |
СПУТНИК спутник.рф |
25 |
124180, 151122, 168486, 178008, 194630, 227276, 257652, 270655, 281916, 327226, 362514, 408389, 452303, 465601, 481012, 505079, 533236, 539850, 556829, 568197, 596021, 596248, 599995, 608696, 608697 |
10 |
СЛОБОДА слобода.рф |
25 |
118886, 164561, 172522, 239280, 239281, 242333, 242760, 337771, 349799, 375432, 398075, 450127, 501463, 501464, 501465, 524488, 625881, 626386, 626387, 626388, 626389, 626493, 626494, 626495, 626496 |
Абсолютный рекорд по количеству товарных знаков, содержащих совпадающий с доменным именем словесный элемент, принадлежит группе доменных имен INFINITI (in-finiti.ru, infi-niti.ru, infiniti.ru) - 35 товарных знаков. На втором месте - доменное имя ТОРНАДО. В десятку лидеров вошли также бренды ЧУДО, ORANGE, PLAYBOY и JAGUAR.
Какова же структура правообладателей в выборке соответствующих этим доменным именам товарных знаков? На чье имя зарегистрированы соответствующие доменные имена? Мы проанализировали состав правообладателей товарных знаков (ТЗ) и администраторов для каждого доменного имени в Т0П-10. Результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6
Анализ ТОП-10 доменных имен с наибольшим количеством совпадающих товарных знаков
Наименование компании |
Количество ТЗ |
Доля ТЗ |
Администратор доменного имени |
INFINITI | |||
Ниссан Дзидося Кабусики Кайся |
30 |
86% |
infiniti.ru (Nissan Europe SAS Moscow representative) |
Физ. лицо. |
- |
- |
in-finiti.ru |
Физ. лицо. |
- |
- |
infi-niti.ru |
ТОРНАДО | |||
ООО МНПФ "ЦНТ" |
1 |
3% |
торнадо.рф |
Мон'дэлис Русь |
18 |
53% |
ru.mondelezinternational.com (сайт для продвижения бренда "Торнадо" отсутствует) |
СЭ | |||
ООО "ПЕРСОНАЛ-Н" |
0 |
- |
сэ.рф |
СофтЭксперт |
2 |
6% |
soft-exp.com |
ЧУДО | |||
Ассоциация "МИР" |
1 |
3% |
чудо.рф |
Вимм-Билль-Данн Продукты Питания |
25 |
83% |
chudo.com (используется для продвижения бренда "Чудо") |
ORANGE | |||
ООО "ОРАНЖ.РУ" |
- |
- |
orange.ru |
Ориндж Бренд Сервисиз Лимитед |
16 |
55% |
brand.orange.com |
Физ.лицо |
- |
- |
o-range.ru |
Физ.лицо |
- |
- |
oran-ge.ru |
Физ.лицо |
- |
- |
orang-e.ru |
PLAYBOY | |||
Плейбой Энтерпрайзис Интернэшнл |
26 |
100% |
playboyrussia.com |
Физ.лицо |
- |
- |
playboy.ru |
Физ.лицо |
- |
- |
play-boy.ru |
JAGUAR | |||
Ягуар Лэнд Ровер Лимитед |
17 |
65% |
jaguar.ru (Jaguar Cars Ltd) |
TESS | |||
ООО "ТСН" |
1 |
4% |
tess.ru |
ООО "ТЕХ-СИСТЕМ" |
- |
- |
tes-s.ru |
ОРИМИ ТРЭЙД |
12 |
48% |
tesstea.co.uk (используется для продвижения бренда "Tess") |
POLARIS | |||
ООО "ПОЛЯРИС-4" |
2 |
8% |
polaris.ru |
Текстон Корпорейшн |
11 |
44% |
polar.ru (Polaris International Limited Ltd) |
СПУТНИК | |||
МИА "РОССИЯ СЕГОДНЯ" |
1 |
4% |
спутник.рф |
Ростелеком |
9 |
36% |
sputnik.ru |
СЛОБОДА | |||
ЭС БРЭНДС ЛТД |
15 |
60% |
слобода.рф (OAO "EFKO") |
Как показывает анализ, наличие большого портфеля товарных знаков далеко не всегда равнозначно статусу администратора доменного имени - принадлежащего самой компании или аффилированным обществам. В ТОП-10 таких совпадений нашлось всего три - для японской компании Ниссан Дзидося Кабусики Кайся (86% товарных знаков в выборке и администратор доменного имени одновременно), компании Ягуар Лэнд Ровер Лимитед (65%) и ГК "ЭФКО" (60%).
Самый разрозненный состав компаний-правообладателей товарных знаков ожидаемо соответствует доменному имени сэ.рф, причем администратор сэ.рф не владеет ни одним из этих товарных знаков. Однако, как мы поясняли ранее, это характеризует в первую очередь специфику двухбуквенного доменного имени как объекта анализа. Интересно, что администратору доменного имени торнадо.рф, находящегося на позиции N 2 в общем рейтинге количества совпадающих товарных знаков, - ООО МНПФ "ЦНТ" - принадлежит всего лишь один товарный знак (N 368835).
Аналогично, по одному товарному знаку принадлежит действующим администраторам доменных имен:
- чудо.рф: Ассоциация "МИР", товарный знак N 527191,
- tess.ru: ООО "Техника специального назначения", товарный знак N 474083,
- спутник.рф: МИА "Россия сегодня", товарный знак N 194630.
Администратору доменного имени polaris.ru, ООО "ПОЛЯРИС-4" принадлежит два товарных знака N 281373, крупнейший владелец портфеля совпадающих товарных знаков для этого домена - Polaris International Limited Ltd N 405423 с 11 товарными знаками. Абсолютный рекорд по доле товарных знаков на одно доменное имя в выборке принадлежит Плейбой Энтерпрайзис Интернэшнл - 100% товарных знаков, имеющих соответствующий словесный элемент, принадлежат данной компании. Однако, несмотря на это, администратором доменных имен playboy.ru и play-boy. ru является физическое лицо.
Об обладателях крупных портфелей доменных имен и товарных знаков
На любом рынке есть профессиональные игроки, и рынки доменных имен и товарных знаков не являются исключением. Интересные, "красивые" домены могут рассматриваться в качестве инвестиционных активов, их регистрацией и последующей перепродажей в случае появления заинтересованных покупателей занимаются доменные инвесторы (домейнеры) [11].
При этом сознательно недобросовестная регистрация доменных имен, созвучных или совпадающих с известными брендами, осуществляется совсем другой категорией лиц - киберсквоттерами, основной заработок которых обеспечен доходом от перепродажи доменов правообладателям ранее зарегистрированных товарных знаков. Похожая ситуация существует в сфере регистрации товарных знаков. Безусловно, большая часть правообладателей крупных портфелей зарегистрированных обозначений - добросовестные предприниматели, юридические лица и ИП, использующие зарегистрированные ими обозначения для продвижения собственных товаров и услуг.
Однако некоторые владельцы крупных портфелей товарных знаков участвуют в судебных спорах намного чаще других, что позволяет предположить наличие на территории России новой категории игроков - trademark squatters (пусть и не таких активных, как, например, в Китае).
Мы изучили структуру крупнейших портфелей доменных имен и товарных знаков в Российской Федерации, а также некоторые примеры из судебной практики с участием их правообладателей и администраторов.
Доменные инвесторы и киберсквоттеры
Количественный анализ состава администраторов делегированных доменных имен показывает, что в зонах .RU, .РФ:
- 16% администраторов доменных имен являются юридическими лицами,
- 84% администраторов доменных имен являются физическими лицами.
Самый большой портфель доменных имен, администратором которого является одно физическое лицо, составляет 62 323 доменных имени.
Следующий по величине портфель почти вдвое меньше - 33 910 доменных имен. За ними следуют еще два крупных портфеля примерно по 20 тысяч доменных имен, затем количество доменных имен в портфелях снижается до порога 10 000 и плавно уменьшается далее.
Количество доменных имен в ТОП-10 крупнейших портфелей администраторов-физических лиц показано на рисунке 3.
В общей сложности, в зонах .RU, .РФ присутствуют 384 физических лица, являющихся администраторами для портфелей с количеством доменных имен более 500 единиц. Интересно отметить, что согласно данным рисунка 4, большая часть доменов принадлежит администраторам с небольшими портфелями - 73% доменных имен сосредоточено в портфелях объемом до 50 доменных имен каждый, почти 90% - в портфелях объемом до 1 000 доменных имен.
Для юридических лиц, максимальное количество доменных имен в портфеле, принадлежащем одному регистранту, составляет 290 293 единицы. Затем, как показано в таблице 7, количество доменных имен в портфелях резко падает - следующий по величине портфель составляет всего 10 045 доменных имен.
Таблица 7
ТОП-10 администраторов-юридических лиц
N |
Наименование |
ИНН (номер регистрации) |
Количество доменных имен |
Сайт |
1 |
(private person) |
(1706499) |
290 293 |
- |
2 |
ЗАО "1ГБ.РУ" |
7720589079 |
10 102 |
http://www.1gb.ru |
3 |
DATAHOST LTD. |
(91646) |
9204 |
|
4 |
ООО "БЭКОРДЕР.РУ" |
3906348040 |
7343 |
https://backorder.ru |
5 |
ООО "КРЕОБИТС" |
7840363309 |
6976 |
https://www.dra.ru |
6 |
ООО "ФЁСТ СТУДИО" |
7725360275 |
6523 |
- |
7 |
KAZU MEDIA LTD. |
(164664) |
5965 |
- |
8 |
ООО "ЗУН" |
7734350788 |
4802 |
zoon.ru |
9 |
ООО "СЕО ФЭКТОРИ" |
7724702832 |
4595 |
https://www.seofactory.ru/ |
10 |
Namecom Ltd. |
(81410) |
3565 |
- |
Стоит отметить, что за 2010-2017 гг. российские резиденты-администраторы ТОП-10 портфелей доменных имен выступали ответчиками в доменных спорах только два раза (оба раза - ООО "КРЕОБИТС"), причем только в одном случае требования истца были удовлетворены. Краткая информация о данных делах представлена в таблице 8.
Таблица 8
Информация о спорах с участием ООО "КРЕОБИТС"
Дело |
Истец |
Ответчик |
Предмет спора |
Результат |
ООО "Гедеон Рихтер Польша" Gedeon Richter Polska SP. z.o.o. |
ООО "КреоБитс" |
"ГЕДЕОН РИХТЕР ПОЛЬСКА Сп. з.о.о." / GEDEON RICHTER POLSKA Sр. z.o.o. (далее - компания) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "КРЕОБИТС" (далее - общество) о пресечении нарушение исключительного права на товарный знак "GROPRINOSIN" по международной регистрации N 626767 путем запрета обществу использовать (администрировать) доменное имя "groprinosin.ru" в сети "Интернет" и о взыскании 100 000 руб. компенсации за незаконное использование указанного товарного знака, а также 21 500 руб. возмещения расходов на осмотр доказательств нотариусом. |
ООО "КреоБитс" запрещено использовать (администрировать) доменное имя "GROPRINOSIN.RU" в сети "Интернет". Взыскание 100 000 руб. компенсаций и 13 000 руб. возмещения расходов по уплате государственной пошлины. |
|
А56-13466/2013 |
ООО "Энтер" |
ООО "КреоБитс" |
ООО "Энтер" обратилось в Арбитражный суд города Москвы к ООО "КреоБитс" с требованием пресечь нарушение исключительных прав ООО "Энтер" на фирменное наименование путем запрета использования (администрирования) доменных имен: - http:/www.enter-pnz.ru/ - http:/www.enter-penza.ru/ в сети Интернет |
В иске отказано. |
Иностранные компании-администраторы крупных портфелей доменных имен участвуют в судебных разбирательствах чаще. Так, администратор ТОП-3, компания DATAHOST LTD., за период с 2010 по 2017 г. приняла участие в качестве ответчика в 12 спорах (подробнее см. Приложение Б). В общей сложности, в зонах .RU, .РФ присутствуют 40 юридических лиц (администраторов типа org), являющихся администраторами для портфелей с количеством доменных имен более 500 единиц. При этом в портфелях объемом до 500 доменных имен каждый сосредоточено 66% доменных имен, в портфелях объемом свыше 10 000 доменных имен в каждом (который, по существу, формируется единственным крупнейшим игроком рынка) - 25 %.
Совокупно для множеств юридических и физических лиц - администраторов доменных имен в портфелях свыше 1 000 доменных имен сосредоточено порядка 15% всех зарегистрированных доменных имен (с учетом неделегированных), в портфелях объемом менее 100 доменных имен каждый - 75% доменных имен.
Владельцы товарных знаков и trademark squatters
В общем множестве зарегистрированных товарных знаков (с учетом товарных знаков, правовая охрана которых на настоящий момент прекращена) большая часть регистраций (74%) распределена в небольших портфелях правообладателей, имеющих до 10 зарегистрированных товарных знаков каждый. Еще 21% зарегистрированных товарных знаков принадлежит правообладателям, имеющим портфели объемом 11-100 товарных знаков, и лишь 5% общего количества товарных знаков сосредоточено в крупнейших портфелях объемом от 100 товарных знаков каждый. При этом Т0П-10 крупнейших правообладателей зарегистрированных товарных знаков (в объеме действующих на момент проведения анализа регистраций) владеют портфелями от 400 товарных знаков каждый. В их число входят Unilever (1157 товарных знаков), Philip Morris (908), Novartis (833), LG (754), Procter&Gamble (751), Пивоваренная компания "Балтика" (607), GlaxoSmithKline (597), АО "КОНТИ-РУС" (567), Ассоциация делового сотрудничества ветеранов Афганистана "МИР" (550), Группа Продо (482).
Среди лидеров по количеству зарегистрированных товарных знаков - безусловно, крупнейшие игроки FMCG-рынка, табачные и фармацевтические компании, а также производители продуктов питания, алкогольных напитков и электроники.
Однако в ТОП-10, помимо широко известных компаний, входит неожиданный игрок - Ассоциация делового сотрудничества ветеранов Афганистана "МИР" (АДС ВА "МИР"), являющаяся правообладателем более чем 500 действующих товарных знаков (и более чем 1400 в целом, с учетом тех товарных знаков, правовая охрана которых на текущий момент прекращена).
Ассоциация делового сотрудничества ветеранов Афганистана "МИР" является также администратором 250 доменных имен в зоне .РФ, включая такие доменные имена, как победа.рф, чудо.рф, золото-россии.рф и ряд других. Еще две компании - ООО "Новые технологии" и Торговый дом "МИР-2000", связанные с АДС ВА "МИР", владеют консолидированным портфелем товарных знаков в размере 479 ед. и являются администраторами портфелей доменных имен объемом 74 и 55 ед. соответственно.
Краткая информация о всех трех упомянутых компаниях, обобщенная на основании данных СПАРК, ЕГРЮЛ и собственных расчетов авторов в части количества доменных имен и товарных знаков, приведена в таблице 9.
Таблица 9
Информация о компаниях АДС ВА "МИР", ООО "Новые технологии" и Торговый дом "МИР-2000"
Наименование компании |
Количество |
ИНН |
|
товарных знаков |
доменных имен |
||
АДС ВА "МИР" |
550 |
255 |
7704013009 |
ООО "Новые технологии" |
308 |
74 |
7723703382 |
Торговый дом "МИР-2000" |
171 |
55 |
7722113951 |
Если объединить портфели товарных знаков трех перечисленных связанных компаний (АДС ВА "МИР", ООО "Новые технологии", Торговый дом "МИР-2000"), то объем консолидированного портфеля составит в общей сложности 1029 зарегистрированных товарных знаков. Это второй по величине портфель зарегистрированных товарных знаков в России, лишь незначительно уступающий портфелю Unilever. Анализ судебной практики показывает, что держатели крупных портфелей товарных знаков участвуют в судебных разбирательствах намного активнее, чем администраторы крупных портфелей доменных имен (как мы выяснили чуть раньше, ТОП-10 администраторов крупнейших портфелей поучаствовали только в 14 спорах за последние 7 лет).
Статистика участия АДС ВА "МИР", ООО "Новые технологии" и Торговый дом "МИР-2000" в судебных разбирательствах показана в таблице 10.
Таблица 10
Статистика судебных разбирательств с участием компаний АДС ВА "МИР", ООО "Новые технологии" и Торговый дом "МИР-2000"
Наименование компании |
ИНН |
Количество судебных разбирательств |
||
Истец |
Ответчик |
Третье лицо |
||
АДС ВА "МИР" |
7704013009 |
7 |
17 |
6 |
ООО "Новые технологии" |
7723703382 |
7 |
7 |
7 |
Торговый дом "МИР-2000" |
7722113951 |
1 |
4 |
1 |
При этом, несмотря на наличие у компаний АДС ВА "МИР", ООО "Новые технологии" и Торговый дом "МИР-2000" более чем 350 зарегистрированных доменных имен, ни одного доменного спора с участием указанных компаний не выявлено.
Примечательно, что еще более активную судебную позицию занимает другой владелец крупного портфеля зарегистрированных товарных знаков - ООО "Холдинговая компания "Бизнесинвестгрупп" (ИНН0275073645). Компания владеет 226 товарными знаками и с 2010 г. приняла участие в 179 спорах, причем в 164 - в качестве истца. Однако большая часть этих исков относится к оспариванию решений Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в удовлетворении возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку.
Краткий анализ судебной практики (только за 2017 г.) с участием компаний АДС ВА "МИР", ООО "Новые технологии", Торговый дом "МИР-2000" и ООО "Холдинговая компания "Бизнесинвестгрупп" приведен в Приложении В к отчету.
Использованные источники
1. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики, обновление от 30.08.2017.
2. Развитие интернета в регионах России, Яндекс Исследования, 2015.
3. Рынок интернет-торговли в РФ, Седых И.А., 2016.
4. The Verisign Domain Name Industry Brief, Q3 2017.
5. Brand Protection in the Digital World, MarkMonitor Inc., 2017.
6. Письмо Банка России от 25.06.2009 N 76-Т "О рекомендациях по информированию клиентов о размещении на Web-сайте Банка России списка адресов Web-сайтов кредитных организаций".
7. Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 28 марта 2014 г. N СП-21/4 "Об утверждении справки но вопросам, возникающим при рассмотрении доменных споров".
8. Отчет по форме N 1-ЮР, Федеральная налоговая служба, 2017.
9. Данные АНО "Координационный центр национального домена сети Интернет".
10. Данные Федеральной службы по интеллектуальной собственности.
11. Доменные войны, Владислава Рахманова, VC.RU 13.03.2017.
12. Данные Картотеки арбитражных дел.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Общее количество юридических лиц в России - 4452067 ед. на 1 октября 2017 г.
*(2) Все указанные цифры представляют собой оценку сверху, так как сведения о правообладателях товарных знаков в Государственных реестрах публикуются в простой текстовой форме (наименование + адрес местонахождения), без ИНН или ОГРН (ОГРНИП).
При проведении исследования часть дублей была удалена, однако выборка не может считаться абсолютно очищенной от повторов.
*(3) Подробное описание методологии см. в Приложении А.
*(4) Включено в ТОП-10, однако фактически является скорее интересным примером двухбуквенного домена, статистически совпавшего с большим количеством товарных знаков.
Доменные имена и товарные знаки в Рунете (отчет по результатам аналитического исследования состава и соотношения множеств зарегистрированных на территории РФ товарных знаков и зарегистрированных доменных имен в доменах верхнего уровня .RU, .РФ). ONLINE PATENT, Координационный центр доменов .RU/.РФ. - М. 2018 г.
За время существования национальных доменов ".RU" и ".РФ" в российских судах было рассмотрено множество споров, посвящённых коллизии прав владельцев (администраторов) средств адресации в сети Интернет (доменных имён) и правообладателей товарных знаков. С риском возможного судебного разбирательства при регистрации доменного имени сталкиваются не только так называемые "доменные инвесторы" (те, кто регистрирует доменное имя с целью дальнейшей "перепродажи"), но и обычные пользователи. Исследование, которое Координационный центр доменов .RU и .РФ провёл совместно с компанией Online Patent как раз отвечает на вопрос, как много из уже зарегистрированных доменных имён в национальных зонах находятся в зоне упомянутого риска.
Кроме того, издание содержит много другой полезной информации: например, из приведённых данных видно, как используют домены сами правообладатели, сколько доменных наименований из числа тождественных товарным знакам зарегистрированы на физические, а сколько - на юридические лица. Благодаря этому исследованию можно составить общее представление о правовой культуре российских интернет-предпринимателей в целом.