Есть ли обязанность сообщать результаты аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и какая ответственность предусмотрена за нарушение этой обязанности (проведение аудита для ООО является обязательным в силу того, что сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн. руб.)?
Согласно п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, в том числе уведомления о реорганизации, ликвидации юридического лица, а также иные сведения, предусмотренные пунктом 7 указанной статьи, вносятся в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее также - ЕФРСФДЮЛ).
Законодательство о государственной регистрации юридических лиц, в том числе п. 7 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ, не содержит положений об обязательном внесении в ЕФРСФДЮЛ сведений о результатах аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица. Однако такая обязанность предусмотрена ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" для заказчиков аудита в тех случаях, когда аудит является обязательным. Следовательно, если организация, указанная в вопросе, выступает самостоятельным заказчиком обязательного аудита своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, то она должна внести в ЕФРСФДЮЛ сведения о результатах такого аудита, указав при этом в сообщении аудируемое лицо; идентифицирующие аудируемое лицо данные (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии); наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора; идентифицирующие аудитора данные (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии); перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит и период, за который она составлена; даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности. Исключение из этого правила на сегодняшний день составляют лишь случаи, когда перечисленные сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну.
За невнесение в ЕФРСФДЮЛ соответствующих сведений или за внесение в него недостоверных сведений генеральный директор общества несет ответственность в соответствии с ч. 7 ст. 14.25 КоАП РФ, а при неоднократном допущении подобного нарушения - в соответствии с ч. 8 ст. 14.25 КоАП РФ.
Также отметим, что невнесение в ЕФРСФДЮЛ сведений о любых фактах деятельности общества, обязанность внесения которых лежит на таком обществе, в случае возбуждения дела о банкротстве является признаком, при котором, пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов стало невозможным вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица (пп. 5 п. 2 ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ)). А данное обстоятельство, в свою очередь, является основанием для привлечения к субсидиарной ответственности по долгам общества лиц, указанных в ст. 61.10 Закона N 127-ФЗ, включая руководителя должника и его участников, которые единолично или совместно с заинтересованными лицами имели возможность распоряжаться более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 61.11 Закона N 127-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
16 января 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.