Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Государственно-правовое регулирование: основания и пределы (Ю.А. Тихомиров, журнал "Журнал российского права", N 9, сентябрь 2017 г.)

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Тихомиров Ю.А. Государственно-правовое регулирование: основания и пределы


Tikhomirov Yu.A. State-Legal Regulation: Grounds and Limits


Ю.А. Тихомиров - заместитель заведующего Центром публично-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации


Yu.A. Tikhomirov - deputy head of the Public Law Research Centre of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, doctor of legal sciences, professor, honored scientist of the Russian Federation


В каждом государстве осуществляется регулирование поведения граждан и юридических лиц и таким образом оказывается целенаправленное воздействие на общественные и иные процессы. Право в качестве регулятора обладает наибольшим потенциалом действия, мера правового обеспечения деятельности государств служит оптимизирующим фактором. Государство использует право для реализации своих функций и решения стратегических и тактических задач социально-экономического развития. Вместе с тем на сегодняшний день отсутствует единообразный подход к определению пределов использования правовых регуляторов в разных сферах политического, экономического и социального развития. Не найдены четкие критерии управления и правового регулирования в режимах централизации, децентрализации и деконцентрации. Продолжается поиск оптимальной меры государственного воздействия на бизнес, позволяющей, с одной стороны, обеспечить его развитие, а с другой - исключить чрезмерную автономизацию хозяйствующих субъектов и децентрализацию правового регулирования, приводящую к дезинтеграции социальных связей.

С целью выявления оснований и пределов государственно-правового регулирования автором выделяются современные векторы правового развития, дается оценка соотношения законов и подзаконных актов. Акцентируется внимание на динамике правовых рисков, возникающих как на стадии правотворчества, так и правоприменения; подчеркивается необходимость предвидения и преодоления юридических конфликтов; обращается внимание на внутрисистемные зависимости и внутренние корреляции в правовой системе. Закон "связывает" деятельность государственных органов и поэтому важное значение имеет анализ и преодоление юридических рисков и конфликтов. Это актуально в условиях разновекторного развития права, отражающего многообразные факторы развития: усложнение институтов, технизацию, социальные противоречия и др.


Each state regulates the behavior of citizens and legal entities, thus the state has a purposive impact on the public and other processes. Law as the regulator has the greatest potential of actions, the measure of legal support of public activity is its optimizing factor. The state uses the law to implement its functions and to solve strategic and tactical tasks of socio-economic development. However, there is no uniform approach to defining the limits of the use of legal regulators in different spheres of political, economic and social development in present time. There are no clear criteria of management and regulatory regimes of centralization, decentralization and deconcentration. The researchers are still looking for the optimal measures of state impact on the business, allowing, on the one hand, to ensure its development, and on the other, to eliminate the excessive autonomization of entities and decentralization of legal regulation, leading to disintegration of social ties.

The author identifies the modern directions of legal development, and assesses the correlation of laws and regulations with the aim of identifying the grounds and limits of state regulation. The article focuses on the dynamics of legal risks which arise both at the stage of law-making and law enforcement; stresses the need to foresee and to overcome the legal conflicts; marks the intra-dependency and internal correlation in the legal system. The law binds the governmental activity, that is why it is very important to analyze the legal risks and conflicts. It is really relevant in a multidirectional development of the law, because the law reflecting the diverse development factors - complexity of the institutions, technicalization, social contradictions, etc.


Ключевые слова: правовое регулирование, закон, право, государственное управление, государственное регулирование.


Keywords: legal regulation, law, legislation, state administration, state regulation.


Государственно-правовое регулирование: основания и пределы


Автор


Ю.А. Тихомиров - заместитель заведующего Центром публично-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации


"Журнал российского права", 2017, N 9