О порядке прекращения публичного статуса акционерного общества
Д.А. Вавулин,
кандидат экономических наук, доцент
С.В. Симонов,
доцент кафедры "Экономика и менеджмент"
Орловского филиала Финансово Университета
при Правительстве Российской Федерации
Журнал "Право и экономика", N 9, сентябрь 2017 г., с. 16-21.
Вступившая в силу с 01.09.2014 редакция Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ввела новую типологию акционерных обществ, исходя из которой акционерные общества теперь могут быть непубличными и публичными.
В пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ установлено, что публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции (далее - ценные бумаги), публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Также согласно пункту 1 статьи 66.3 ГК РФ правила о публичных акционерных обществах применяются к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что акционерное общество является публичным.
Таким образом, ГК РФ устанавливает два основных (публичное размещение или публичное обращение ценных бумаг) и один дополнительный признак (наличие в наименовании указания на публичный статус общества), позволяющих квалифицировать акционерное общество в качестве публичного.
Важно иметь в виду, что два основных квалифицирующих признака публичного акционерного общества также применяются ретроспективно.
Согласно части 11 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) акционерные общества, созданные до 01.09.2014, имеющие квалифицирующие признаки публичного акционерного общества, признаются публичными вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что акционерное общество является публичным, за исключением случаев, если на 01.09.2014 акционерные общества являлись:
1) закрытыми акционерными обществами;
2) открытыми акционерными обществами, получившими в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
3) открытыми акционерными обществами, погасившими все ценные бумаги, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Таким образом, в настоящее время публичными акционерными обществами являются:
1) акционерные общества, которые приобрели публичный статус после 01.07.2015 в порядке, установленном статьей 7.1 Закона "Об акционерных обществах".
Такие акционерные общества до приобретения публичного статуса могли быть открытыми акционерными обществами, закрытыми акционерными обществами или непубличными акционерными обществами. Для получения публичного статуса акционерное общество зарегистрировало проспект ценных бумаг и заключило договор с биржей о листинге своих акций;
2) акционерные общества, которые, приведя свои фирменные наименования и уставы в соответствие с ГК РФ, в период с 01.09.2014 до 01.07.2015 стали публичными акционерными обществами в связи с наличием квалифицирующих признаков публичного акционерного общества, установленных в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ.
Такие акционерные общества до приобретения публичного статуса были открытыми или закрытыми акционерными обществами, а публичный статус приобретали без учета требований статьи 7.1 Закона "Об акционерных обществах", так как до 01.07.2015 ее не было. В данную группу входят и те акционерные общества, которые до 01.09.2014 были освобождены от обязанности раскрывать информацию о ценных бумагах или погасили все ценные бумаги, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах; 3) акционерные общества, созданные до 01.09.2014, которые, приведя свои фирменные наименования и уставы в соответствие с ГК РФ, не имея квалифицирующих признаков публичного акционерного общества до 01.07.2015 (а на практике - может быть и позднее), внесли в свои фирменные наименования и уставы указание на то, что они являются публичными.
Такие акционерные общества до приобретения публичного статуса могли быть открытыми или закрытыми акционерными обществами. На сегодня в их фирменном наименовании есть маркер "ПАО", но у них отсутствуют два других квалифицирующих признака публичного акционерного общества. Тем не менее, они имеют все права и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для публичных акционерных обществ, а также несут ответственность за неисполнение требований законодательства РФ, касающихся публичных акционерных обществ.
Отметим, что согласно пункту 7 статьи 27 Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 210-ФЗ) такие публичные акционерные общества должны до 01.07.2020 выбрать один из следующих вариантов:
1) обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций и заключить договор о листинге акций с организатором торговли;
2) внести в устав изменения, предусматривающие исключение из наименования указания на публичный статус акционерного общества.
Так, в частности, указанное правило распространяется на акционерное общество, которое до 01.07.2015 внесло изменения в устав в части изменения наименования на публичное акционерное общество, но ценные бумаги которого никогда публично не размещались и не обращались, или соответствующие ценные бумаги которого были погашены, либо которым в установленном порядке получено освобождение от обязанности по раскрытию информации;
4) открытые акционерные общества, которые не привели свои фирменные наименования и уставы в соответствие с ГК РФ, имеющие квалифицирующие признаки публичного акционерного общества.
Здесь необходимо отметить, что, как было отмечено выше, открытые акционерные общества, которые хотя и имеют признаки публичного акционерного общества, но по состоянию на 01.09.2014 были освобождены от обязанности раскрывать информацию о ценных бумагах, не являются публичными акционерными обществами.
Вместе с тем открытые акционерные общества, которые были освобождены от обязанности раскрывать информацию в период с 01.09.2014 и до 01.07.2015*(1) (переходный период), признаются публичными акционерными обществами;
5) акционерные общества, которые, приведя свои фирменные наименования и уставы в соответствие с ГК РФ, имея квалифицирующие признаки публичного акционерного общества, внесли в свои фирменные наименования и уставы указание на то, что они являются акционерными обществами (то есть непубличными).
Такие акционерные общества при приведении своих фирменных наименований и уставов в соответствие с ГК РФ должны были указать, что они являются публичными акционерными обществами. Однако, не указав в наименовании и уставе на публичный статус, они допустили ошибку, которую им придется исправлять. При этом необходимо отметить, что такие акционерные общества обязаны соблюдать требования законодательства РФ о ценных бумагах, распространяющиеся на публичные акционерные общества, в том числе в части раскрытия информации.
Законодательство Российской Федерации предоставляет публичным акционерным обществам право отказаться от своего публичного статуса. Порядок и правила прекращения публичного статуса акционерного общества различаются в зависимости от того, приведен ли его устав в соответствие с требованиями ГК РФ или нет.
Акционерное общество, в уставе которого имеется указание на то, что оно является публичным, которое при этом отвечает признакам публичного акционерного общества, установленным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, вправе отказаться от своего публичного статуса в порядке, установленном статьей 7.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон "Об акционерных обществах").
Публичный статус такого акционерного общества прекращается путем внесения в его устав изменений, исключающих указание на то, что акционерное общество является публичным.
Публичный статус акционерного общества прекращается со дня государственной регистрации соответствующих изменений в его устав и внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о фирменном наименовании такого общества, не содержащем указание на то, что акционерное общество является публичным.
Прекращение акционерным обществом публичного статуса допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
1) ценные бумаги акционерного общества не находятся в процессе размещения посредством открытой подписки и не допущены к организованным торгам;
2) Банком России принято решение об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию.
Решение о внесении в устав акционерного общества изменений, исключающих указание на то, что оно является публичным, принимается одновременно с решением об обращении в Банк России с заявлением об освобождении его от обязанности раскрывать информацию и решением об обращении с заявлением о делистинге ценных бумаг.
Такие решения принимаются в рамках одного вопроса повестки дня общего собрания акционеров большинством в 95% голосов всех акционеров - владельцев акций всех категорий (типов).
Акционеры публичного акционерного общества, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу, указанному выше, вправе требовать выкупа акционерным обществом принадлежащих им акций в соответствии с правилами, установленными статьями 75 и 76 Закона "Об акционерных обществах".
Решения по данному вопросу вступают в силу при условии, что общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, не превышает количество акций, которое может быть выкуплено акционерным обществом с учетом ограничения, установленного пунктом 5 статьи 76 Закона "Об акционерных обществах", - общая сумма средств, направляемых на выкуп акций, не может превышать 10% стоимости чистых активов акционерного общества на дату принятия решения, которое повлекло возникновение у акционеров права требовать выкупа акционерным обществом принадлежащих им акций.
Акционерное общество, созданное до 01.09.2014, отвечающее признакам публичного акционерного общества, но устав и наименование которого не содержат указание на то, что акционерное общество является публичным, вправе отказаться от публичного статуса в порядке, установленном частью 11.1 статьи 3 Закона N 99-ФЗ.
Акционерное общество отказывается от своего публичного статуса путем внесения в устав изменений о своем фирменном наименовании, в котором отсутствует указание на публичный статус, и обращения в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (далее - Заявление), при условии, что на 01.09.2014 его ценные бумаги не были допущены к организованным торгам, а число его акционеров не превышало 500.
Решение о внесении в устав акционерного общества указанных выше изменений и решение об обращении в Банк России с Заявлением принимаются общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. При этом следует отметить, что часть 11.1 статьи 3 Закона N 99-ФЗ не содержит требования, согласно которому решения по указанным выше вопросам должны быть приняты общим собранием акционеров акционерного общества одновременно. Таким образом, решение об обращении в Банк России с Заявлением может быть принято как вместе с решением о внесении изменений в устав акционерного общества, так и независимо от принятия такого решения. Однако решение Банка России об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию вступает в силу со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании акционерного общества, в котором отсутствует указание на публичный статус акционерного общества.
Если в период с 01.09.2014 по 01.07.2015 акционерное общество было освобождено Банком России от обязанности раскрывать информацию, то соответствующее решение Банка России не утрачивает силу и продолжает действовать, а получившее их акционерное общество вправе отказаться от публичного статуса без повторного обращения в Банк России. При этом для государственной регистрации изменений в устав такие акционерные общества, помимо иных документов, представляют в ФНС РФ документ, подтверждающий принятие Банком России в период с 01.09.2014 по 01.07.2015 решения об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию.
Акционерные общества, не отвечающие указанным выше условиям, вправе отказаться от публичного статуса только после приведения их уставов в соответствие с ГК РФ и включения в наименование указания на то, что они являются публичными, а также при соблюдении требований, установленных статьей 7.2 Закона "Об акционерных обществах".
Публичные акционерные общества, созданные до 01.09.2014, которые являются публичными только в силу наличия в уставе и в наименовании указания на их публичный статус, но не отвечают признакам публичного акционерного общества, должны до 01.07.2020 выбрать один из следующих вариантов:
1) обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций и заключить договор о листинге акций с организатором торговли;
2) внести в устав изменения, предусматривающие исключение из наименования указания на публичный статус акционерного общества.
Так, например, указанное правило распространяется на акционерное общество, которое до 01.07.2015 внесло изменения в устав в части изменения наименования на публичное акционерное общество, но ценные бумаги которого никогда публично не размещались и не обращались, или соответствующие ценные бумаги которого были погашены, либо которым в установленном порядке получено освобождение от обязанности по раскрытию информации.
Решение о внесении в устав акционерного общества изменений, предусматривающих исключение из его фирменного наименования указания на статус публичного акционерного общества, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Для государственной регистрации изменений в устав акционерного общества, помимо иных документов, определенных законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, представляется документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию, или документ Банка России об отсутствии у акционерного общества указанной обязанности.
На практике у большинства таких публичных акционерных обществ обязанность раскрывать информацию отсутствует. Соответственно, у них не возникает необходимость обращаться в Банк России за освобождением от обязанности раскрывать информацию. Однако все же им придется обратиться в Банк России за получением документа, подтверждающего отсутствие у них обязанности раскрывать информацию.
Специальный нормативный акт, регулирующий порядок предоставления Банком России такого рода документа, отсутствует. Поэтому можно порекомендовать акционерным обществ, у которых возникла потребность в получении такого рода документа, обращаться в Банк России с заявлением о подтверждении отсутствия обязанности раскрывать информацию, составленным в произвольной форме. В такое заявление целесообразно включить, например, следующие сведения, позволяющие точно идентифицировать акционерное общество: полное фирменное наименование; ИНН; ОГРН; государственный регистрационный номер, присвоенный выпуску (выпускам) акций, находящихся в обращении, и дату его (их) государственной регистрации, а если по отношению к такому выпуску акций акционерного общества осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска акций и в отношении этого дополнительного выпуска регистрирующим органом не принято решение об аннулировании его индивидуального номера (кода) - также государственный регистрационный номер, присвоенный такому дополнительному выпуску акций акционерного общества, и дата его государственной регистрации.
Заявление следует подписать лицу, занимающему должность (осуществляющему функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества, и заверить (скрепить) печатью акционерного общества (если наличие печати предусмотрено уставом соответствующего акционерного общества).
В целях получения документа акционерным обществам, включенным в список эмитентов, регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг, проспектов ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг которых осуществляется Департаментом корпоративных отношений Банка России, утвержденный Приказом Банка России от 20.03.2017 N ОД-701 "Об утверждении списка эмитентов, регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг, проспектов ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг которых осуществляется Департаментом корпоративных отношений Банка России" (далее - Список), следует обращаться в Департамент корпоративных отношений, а иным акционерным обществам - в территориальные учреждения Банка России, указанные в пункте 3 Указания Банка России от 06.08.2014 N 3360-У "О представлении в Банк России документов для государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, регистрации проспектов ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг эмитентов, не являющихся кредитными организациями" (далее - Указание Банка России N 3360-У). Так, в частности, акционерным обществам, не включенным в Список, местом нахождения которых является Москва и Московская область, в целях получения соответствующего документа следует обращаться в Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
3. Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
4. Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
5. Приказ Банка России от 20.03.2017 N ОД-701 "Об утверждении списка эмитентов, регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг, проспектов ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг которых осуществляется Департаментом корпоративных отношений Банка России".
6. Указание Банка России от 06.08.2014 N 3360-У "О представлении в Банк России документов для государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, регистрации проспектов ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг эмитентов, не являющихся кредитными организациями".
7. Письмо Банка России от 25.11.2015 г. N 06-52/10054 "О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Дата вступления в силу Закона N 210-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вавулин Д.А., Симонов С.В. О порядке прекращения публичного статуса акционерного общества
Denis A. Vavulin, Segey V. Simonov On the termination of the status of public joint stock companie
Д.А. Вавулин - кандидат экономических наук, доцент
С.В. Симонов - доцент кафедры "Экономика и менеджмент" Орловского филиала Финансово Университета при Правительстве Российской Федерации
Вступившая в силу с 01.09.2014 редакция Гражданского кодекса Российской Федерации ввела новую типологию акционерных обществ, исходя из которой, акционерные общества теперь могут быть публичными и непубличными. Корпоративное законодательство Российской Федерации предоставляет возможность публичным акционерным обществам отказаться от публичного статуса и статьи непубличными акционерными обществами. В данной статье авторы рассматривают порядок и правила прекращения публичного статуса акционерного общества.
With effect from 01.09.2014 version of the Civil code of the Russian Federation introduced a new typology of joint stock companies, based on which joint stock companies may now be public and non-public. Corporate legislation of the Russian Federation provides the possibility of public joint stock companies to refuse public status and articles of non-public joint-stock companies. In this article, the authors examine the procedures and rules of termination of a status of public joint-stock companies.
Ключевые слова: Гражданские кодекс РФ, акционерное общество, публичный статус, признаки публичности, прекращение публичного статуса
Keywords: The civil code of the Russian Federation, joint stock company, public status, signs of publicity, termination of public status
О порядке прекращения публичного статуса акционерного общества
Авторы
Вавулин Д.А. - Кандидат экономических наук, доцент. Советник экономического Управления корпоративных отношений и раскрытия информации Департамента корпоративных отношений Банка России.
Автор родился 5 декабря 1972 года в г Орле. Специалист по законодательству о ценных бумагах и об акционерных обществах. Основные направления научных исследований: проблемы правового регулирования акционерных обществ, корпоративного управления, рынка ценных бумаг, раскрытия информации. Принимал участие в подготовке нормативных актов Банка России, в том числе Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг". Автор ряда монографий по вопросам функционирования финансового рынка, в том числе "Раскрытие информации акционерными обществами", а также комментариев к Законам "О рынке ценных бумаг", "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", "Об инвестиционных фондах", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О клиринге и клиринговой деятельности", "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", "О центральном депозитарии" и др., а также статей (более 100) в ведущих российских экономических и юридических журналах, в том числе: "Рынок ценных бумаг", "Право и экономика", "Акционерное общество", "Финансы и кредит", "ЭКО", "Вестник НАУФОР" и др.
Симонов С.В. - доцент кафедры "Экономика и менеджмент" Орловского филиала Финансово Университета при Правительстве Российской Федерации
Автор родился 29 апреля 1973 года в городе Орле. Окончил Орловский государственный технический университет в 1995 году. Общий научно-педагогический стаж работы составляет 20 лет, в том числе 20 лет - педагогический стаж в образовательных организациях. В Финансовом университете на должности научно-педагогического работника - 16 лет. Сергей Вадимович Симонов читает курсы лекций по дисциплинам: "Менеджмент", "Маркетинг", "Современные теории управления", "Стратегический маркетинг", "Финансовый и инвестиционный менеджмент", "Управление изменениями", "Производные финансовый инструменты" и др. является автором более 50 учебных изданий и научных публикаций по различным аспектам экономической и финансовой проблематики российской экономики, в том числе в ведущих экономических журналах: "Финансы и кредит", "Региональная экономика". Основные труды автора: К вопросу о налоговых льготах, предоставляемых инвесторам на региональном уровне // Финансы и кредит. - Москва. - 2014. - N 1 (577). - С. 30-37. О некоторых итогах функционирования экономик субъектов РФ в условиях членства России в ВТО // Региональная экономика теория и практика. - Москва. - 2014. - N 7. - С. 44-54. О некоторых особенностях функционирования банка России в качестве мегарегулятора финансового рынка // Финансы и кредит. - Москва. - 2014. - N 46 (622). - С. 22-33.
Журнал "Право и экономика", 2017, N 9